Цель: научить решать тригонометрические уравнения.
Задачи:
- учить решать тригонометрические уравнения;
- развивать интеллектуальную культуру учащихся;
- воспитывать аккуратность, точность, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оснащение учебного процесса: мультимедийный проектор, компьютер, карточки – задания.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний:
а) формула корней уравнения sin где
Ответ:
, где
б) формула корней уравнения cos где
Ответ:
, где
в) формула корней уравнения tg где
– любое число
Ответ:
, где
Решите уравнения:
1) sin
Решение:
,
,
, где
Ответ: ,
где
2) cos
Решение:
где
Ответ:
где
3) tg
Решение:
, откуда
, а
, где
.
Ответ: ,
где
.
3. Изложение нового материала:
Более сложные тригонометрические уравнения, как, правило, сводятся к простейшим уравнениям.
1) Метод разложения на множители.
Пример 1. Решить уравнение .
Решение: Вынесем общий множитель за скобки и
получим .
Рассмотрим случаи:
а) cos
, тогда
, где
.
б)
, тогда cos
,
, где
.
Ответ: ,
, где
.
2) Метод замены переменных.
Пример 2. Решить уравнение
Решение:
,
,
,
.
Заметим, что данное уравнение представляет
собой квадратное уравнение относительно . Обозначим
, получим
квадратное уравнение
Получаем два случая:
1) . В этом
случае нет корней, т.к.
.
1) , откуда
, где
.
Ответ:
, где
.
Методом замены переменных можно решать и однородные тригонометрические уравнения.
Тригонометрическое уравнение называют однородными, если после некоторой замены полученный многочлен от двух переменных составлен из одночленов одинаковой степени.
Пример 3. Решить уравнение .
Решение. Рассмотрим два случая:
1) , тогда
, откуда
, что
невозможно, т.к.
; в этом случае корней нет.
2) , тогда
разделим обе части уравнения на
:
Пусть .
Получим уравнение
, откуда
, где
, откуда
, где
.
Ответ:
,
, где
.
При решении тригонометрических уравнений можно использовать и так называемую универсальную тригонометрическую подстановку на основе формул:
,
,
.
Пример 4. Решить уравнение
Решение:
Сделаем универсальную подстановку , тогда
, отсюда
,
, тогда
или
.
Таким образом:
а)
, откуда
,
, где
.
б)
, откуда
,
, где
.
Ответ:
,
, где
.
3) Закрепление изученного материала.
Пример 1. Решить уравнение
Решение:
,
Обозначим ,
получим уравнение
Таким образом:
а)
. В этом случае нет корней, т.к.
б)
, откуда
, где
.
Ответ:
, где
.
Пример 2. Решить уравнение
Решение:
Рассмотрим два случая:
1) , тогда
, откуда
, что
невозможно, т.к.
; в этом случае корней нет.
2) , тогда
разделим обе части уравнения на
:
Пусть .
Получим уравнение
Таким образом:
а)
, откуда
, где
б)
, откуда
, где
.
Ответ:
,
, где
.
4. Предлагается самостоятельная работа.
Самостоятельная работа
Вариант 1
Решить уравнения:
1)
2)
3)
Самостоятельная работа
Вариант 2
Решить уравнения:
1)
2)
3)
Самостоятельная работа
Вариант 3
Решить уравнения:
1)
2)
3)
5. Итог занятия.
6. Домашнее задание.