Цель: научить решать тригонометрические уравнения.
Задачи:
- учить решать тригонометрические уравнения;
- развивать интеллектуальную культуру учащихся;
- воспитывать аккуратность, точность, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оснащение учебного процесса: мультимедийный проектор, компьютер, карточки – задания.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний:
а) формула корней уравнения sin где
Ответ: , где
б) формула корней уравнения cos где
Ответ: , где
в) формула корней уравнения tg где – любое число
Ответ: , где
Решите уравнения:
1) sin
Решение:
,
,
, где
Ответ: , где
2) cos
Решение:
где
Ответ: где
3) tg
Решение:
, откуда , а , где .
Ответ: , где .
3. Изложение нового материала:
Более сложные тригонометрические уравнения, как, правило, сводятся к простейшим уравнениям.
1) Метод разложения на множители.
Пример 1. Решить уравнение .
Решение: Вынесем общий множитель за скобки и получим .
Рассмотрим случаи:
а) cos , тогда , где .
б) , тогда cos , , где .
Ответ: , , где .
2) Метод замены переменных.
Пример 2. Решить уравнение
Решение:
,
,
,
.
Заметим, что данное уравнение представляет собой квадратное уравнение относительно . Обозначим , получим квадратное уравнение
Получаем два случая:
1) . В этом случае нет корней, т.к. .
1) , откуда , где .
Ответ: , где .
Методом замены переменных можно решать и однородные тригонометрические уравнения.
Тригонометрическое уравнение называют однородными, если после некоторой замены полученный многочлен от двух переменных составлен из одночленов одинаковой степени.
Пример 3. Решить уравнение .
Решение. Рассмотрим два случая:
1) , тогда , откуда , что невозможно, т.к. ; в этом случае корней нет.
2) , тогда разделим обе части уравнения на :
Пусть . Получим уравнение
, откуда , где
, откуда , где .
Ответ: , , где .
При решении тригонометрических уравнений можно использовать и так называемую универсальную тригонометрическую подстановку на основе формул:
, , .
Пример 4. Решить уравнение
Решение:
Сделаем универсальную подстановку , тогда , отсюда , , тогда или .
Таким образом:
а) , откуда , , где .
б) , откуда , , где .
Ответ: , , где .
3) Закрепление изученного материала.
Пример 1. Решить уравнение
Решение:
,
Обозначим , получим уравнение
Таким образом:
а) . В этом случае нет корней, т.к.
б), откуда
, где .
Ответ: , где .
Пример 2. Решить уравнение
Решение:
Рассмотрим два случая:
1) , тогда , откуда , что невозможно, т.к. ; в этом случае корней нет.
2) , тогда разделим обе части уравнения на :
Пусть . Получим уравнение
Таким образом:
а) , откуда , где
б) , откуда , где .
Ответ: , , где .
4. Предлагается самостоятельная работа.
Самостоятельная работа
Вариант 1
Решить уравнения:
1)
2)
3)
Самостоятельная работа
Вариант 2
Решить уравнения:
1)
2)
3)
Самостоятельная работа
Вариант 3
Решить уравнения:
1)
2)
3)
5. Итог занятия.
6. Домашнее задание.