Конспект логопедического занятия по теме: “Звук и буква У”.
Цели:
- Закрепить умение детей различать гласные и согласные звуки;
- Закрепить умение детей выделять звуки в словах и определять их позицию;
- Закрепить умение работать со схемами (составлять предложения);
- Развивать подвижность органов артикуляции;
- Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
- Таблица для характеристики звуков.
- Демонстрационные картинки со звуком – у -
- Раздаточные картинки на всех детей;
- Таблички для определения позиции звука в словах по количеству
- Орг. момент. Сядет тот, кого я назову.
- Основная часть. Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а с каким вы должны догадаться. Слушайте внимательно!
Уля, утка, удочка.
- Какой первый звук в этих словах? (у).
Давайте вместе с вами дадим характеристику звуку по схеме.
(Рисунок 1
- Игра “ Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук”. Я буду называть гласные звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук – у - а,у,у,о,у,а,а,у,о,и,у,а,у,у,а,о.о.у,у………
- А теперь слоги: ап,уп,ум,оп,ут,ит,ум,ут,ун,он,ун……
- Сейчас мы будем с вами определять позицию звука – у - в словах.
Логопед показывает таблички (звук находится в начале, середине и в конце слова) (Рисунок 2)
- Возьмите карточки у себя на столе. Я буду показывать картинки и называть слова, а вы будете определять место звука –у- в словах.
- Игра “Весёлый паровоз”.
К нам на занятие приехал паровоз, он необычный, в его вагонах поедут наши картинки, если вы правильно определите место звука – у - в словах.
Возьмите картинки, определите в каком вагоне поедут ваши картинки. (дети по одному выходят и выполняют задание).
Логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово-действие и предлагает изменить его, добавив в начало слова звук – у -
Бежал - убежал плыл - уплыл
Скакал -ускакал летел - улетел
Шёл - ушёл мчался - умчался
Ехал - уехал полз - уполз.
- Давайте с вами посмотрим на букву У. (Рисунок3)
- На что она похожа?
- Давайте выложим её из палочек.
- А как вы думаете, как люди общались, когда не было букв? (ответы детей)
- А нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.
Сказка “Как появились буквы”
Жили-были два человечка, два друга. Решил однажды первый человечек пригласить второго в гости. А как это сделать? Писать он не умел, да и букв не было. Решил он нарисовать свое приглашение.
Рисовал он и говорил:
- Дорогой друг, когда встанет солнышко, по извилистой дорожке, мимо высокого дерева, приходи в мой домик в гости.
Отправил письмо и сел ждать друга. Второй человечек получил письмо и прочитал его так:
- Дорогой друг, когда встанет солнышко, по извилистой дорожке, мимо высокого дерева я приду к тебе в гости.
Прочитал это человечек и сел ждать друга в гости. Так они и не встретились, а все потому, что по-разному “прочитали” рисунки. Решили тогда человечки, что надо придумать такие рисунки и знаки, чтобы все читали их одинаково. И решили они обозначать знаками звуки, которые мы произносим, и назвали эти значки буквами. Вот так и появились у людей буквы.
Письмо - приглашение в гости. (Рисунок 4)
5. Профилактика дисграфии. Возьмите карточки и обведите в кружочек все буквы – у - Будьте внимательны! (Рисунок 5)
6. Чтение предложений по картинкам и схемам.
(Рисунок 6)
7. Итог занятия.