Урок письма: "Звук и буква "У""

Разделы: Логопедия


Конспект логопедического занятия по теме: “Звук и буква У”.

Цели:

  • Закрепить умение детей различать гласные и согласные звуки;
  • Закрепить умение детей выделять звуки в словах и определять их позицию;
  • Закрепить умение работать со схемами (составлять предложения);
  • Развивать подвижность органов артикуляции;
  • Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

  • Таблица для характеристики звуков.
  • Демонстрационные картинки со звуком – у -
  • Раздаточные картинки на всех детей;
  • Таблички для определения позиции звука в словах по количеству детей;
  • Звуковые пеналы;
  • Дидактическая игра “Паровоз”;
  • Картины: “ На что похожа буква”;
  • Письмо к сказке.
  1. Орг. момент. Сядет тот, кого я назову.
  2. Основная часть. Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а с каким вы должны догадаться. Слушайте внимательно!
  3. Уля, утка, удочка.

    - Какой первый звук в этих словах? (у).

    Давайте вместе с вами дадим характеристику звуку по схеме.

    (Рисунок 1 (см. приложение))

    - Игра “ Хлопни в ладоши, когда услышишь заданный звук”. Я буду называть гласные звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук – у - а,у,у,о,у,а,а,у,о,и,у,а,у,у,а,о.о.у,у………

    - А теперь слоги: ап,уп,ум,оп,ут,ит,ум,ут,ун,он,ун……

    - Сейчас мы будем с вами определять позицию звука – у - в словах.

    Логопед показывает таблички (звук находится в начале, середине и в конце слова) (Рисунок 2)

    - Возьмите карточки у себя на столе. Я буду показывать картинки и называть слова, а вы будете определять место звука –у- в словах.

    - Игра “Весёлый паровоз”.

    К нам на занятие приехал паровоз, он необычный, в его вагонах поедут наши картинки, если вы правильно определите место звука – у - в словах.

    Возьмите картинки, определите в каком вагоне поедут ваши картинки. (дети по одному выходят и выполняют задание).

  4. Физминутка. Игра с мячом “ Измени слово”.
  5. Логопед, бросая мяч ребёнку, называет слово-действие и предлагает изменить его, добавив в начало слова звук – у -

    Бежал - убежал    плыл - уплыл

    Скакал -ускакал    летел - улетел

    Шёл - ушёл    мчался - умчался

    Ехал - уехал    полз - уполз.

  6. Знакомство с буквой.

- Давайте с вами посмотрим на букву У. (Рисунок3)

- На что она похожа?

- Давайте выложим её из палочек.

- А как вы думаете, как люди общались, когда не было букв? (ответы детей)

- А нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.

Сказка “Как появились буквы”

Жили-были два человечка, два друга. Решил однажды первый человечек пригласить второго в гости. А как это сделать? Писать он не умел, да и букв не было. Решил он нарисовать свое приглашение.

Рисовал он и говорил:

- Дорогой друг, когда встанет солнышко, по извилистой дорожке, мимо высокого дерева, приходи в мой домик в гости.

Отправил письмо и сел ждать друга. Второй человечек получил письмо и прочитал его так:

- Дорогой друг, когда встанет солнышко, по извилистой дорожке, мимо высокого дерева я приду к тебе в гости.

Прочитал это человечек и сел ждать друга в гости. Так они и не встретились, а все потому, что по-разному “прочитали” рисунки. Решили тогда человечки, что надо придумать такие рисунки и знаки, чтобы все читали их одинаково. И решили они обозначать знаками звуки, которые мы произносим, и назвали эти значки буквами. Вот так и появились у людей буквы.

Письмо - приглашение в гости. (Рисунок 4)

5. Профилактика дисграфии. Возьмите карточки и обведите в кружочек все буквы – у - Будьте внимательны! (Рисунок 5)

6. Чтение предложений по картинкам и схемам.

(Рисунок 6)

7. Итог занятия.