Урок на тему "Работа над ошибками. Что я хотел бы изменить в себе?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель классного часа: 

  • развивать умения оценивать поведение окружающих и собственные поступки;
  • сплотить ученический коллектив, заставить ребят задуматься над ценностями - дружба, взаимопонимание, любовь и т.д;
  • воспитание осознанного отношения к учебному труду;
  • формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;
  • мотивировать учащихся на добрые дела и добрые поступки.

Тип классного часа: беседа.

Оборудование: памятка с добрыми пожеланиями для учащихся, экран, проектор, ноутбук.

Ход классного часа

Учитель: Как и любая другая работа над ошибками начинается с анализа, вам сообщают, какую оценку вы получили, и какие ошибки вы совершили. Так и у нас будет, только оценки я не ставила за работу, вы сами поставите себе оценку потом. А вот какие “ошибки” у вас получились, мы сейчас разберем.

Вы участвовали в опросе по теме “Что я хотел бы изменить в себе?”, в нем приняли участие 26 человек.

Я все “ошибки” разделила на четыре основных категории:

  1. Моя учеба – 69% (18 человек);
  2. Мои взаимоотношения с людьми – 58% (15 человек);
  3. Моя внешность – 8% (2 человека);
  4. Мне всё нравится в себе – 27% (7 человек).

Разберем 1-ю категорию “ошибок” – моя учеба.

Из работ учащихся:

  1. Мне не нравится, что меня вызывают к доске.
  2. Хочется учиться на “5”.
  3. Хочу изменить в себе учебу.
  4. Я хочу хорошие оценки.
  5. Я хотел бы, учится лучше по математике и географии, биологии, русскому языку.
  6. Я бы хотел, чтобы у меня почерк был лучше.
  7. Я хочу быть ударницей, а меня не спрашивают.
  8. Мне не нравится, когда я тяну руку, меня не спрашивают, а когда не знаю, меня спрашивают.
  9. Хочу стать ударницей или отличницей.
  10. Мне хочется изменить в себе отношение к учебе, потому что я постоянно молчу.
  11. Я хочу, лучше учится, лучше поднимать руку.
  12. В учебе я хотел бы изменить невнимательность. Я всё понимаю, но тороплюсь.
  13. Хочу быть умнее. Хоть я стараюсь работать, но у меня в характере есть такая искра, которая тянет меня на улицу. В творческих уроках у меня всё получается, а вот в умственных, нет.

Обсуждаются несколько “ошибок” с учениками. Если ребята плохо идут на контакт можно выполнить упражнение “Заверши фразу”:

“Моими сильными сторонами в учебе являются…”

“Моими слабыми сторонами в учебе являются…”

Учитель: Некоторым ученикам я заранее дала задание найти притчу, поговорку или пословицу на тему “Учеба”, хотелось бы послушать их.

Ученик 1: читает пословицы.

Ученик 2: читает поговорки.

Учитель: Мы разобрали эти “ошибки” и хотелось бы сделать вывод, для этого я почитаю притчу, и каждый из вас сделает свою работу над “ошибками”:

Умер старик и оставил сыновьям наследство: старшему - дом, среднему - корову, младшему - рукавицы и топор.

Стал старший жить своим домом, средний – молоком торговать, а младший, — топором хлеб да соль разделывать.

Много ли, мало ли лет прошло, только покосилась у нерадивого хозяина изба, убавила молока корова, у ленивого коровника, а рукавицы и топор — хоть весла тесать, хоть рамы вязать. Города возводят, мосты наводят, плотины строят, мельницы ставят. Вот уж младший сын свой дом срубил, свою корову купил.

Подумали братья, что топор заколдованный, и решили утащить его. А топор — не работает. Видно, не в одном топоре сила. Утащили они и рукавицы. Опять — ничего.

А младший брат, мастер, новый топор и рукавицы купил и снова стал работать да песенку петь. Поняли братья, что дело не в топоре и рукавицах, а в умении. Тоже мастерами стали.

Разберем 2-ю категорию “ошибок” – мои взаимоотношения с людьми.

Из работ учащихся:

  1. Мало друзей хочется больше.
  2. Хочу не 7 подруг, а больше.
  3. Я бы хотел больше друзей, которые, если что-то обещают сделать, то они делали (сдерживающие обещание).
  4. В людях мне не нравится, когда они пристают ко мне без остановки (навязчивые).
  5. Мне не нравится, когда весь класс болтает, орет.
  6. Мне не нравится, когда обзываются люди, когда они сами не лучше.
  7. Мне хочется стать добрее.
  8. Я хочу изменить в себе характер, я хочу быть более ласковым.
  9. В друзьях хотел бы изменить лже-друзей, они вспоминаю про меня, когда им надо что-то от меня.
  10. В себе я бы изменил нерешительность.
  11. Не нравится люди, которые говорят о тебе за твой спиной, в наше классе есть такие люди. Мальчик и некоторые девочки обижают других ребят.

Обсуждаются несколько “ошибок” с учениками. Если ребята плохо идут на контакт можно выполнить упражнение “Заверши фразу”:

“Думаю, что настоящий друг…”

“Ребята с которыми я учусь…”

Учитель: Некоторым ученикам я так же заранее дала задание найти притчу, поговорку или пословицу на тему “Дружба”, хотелось бы послушать их.

Ученик 1: читает притчу.

Ученик 2: читает пословицы.

Ученик 3: читает поговорки.

Учитель: Мы разобрали эти “ошибки” и хотелось бы сделать вывод, для этого я почитаю притчу, и каждый из вас сделает свою работу над “ошибками”:

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

Старайся не ранить их...

Разберем 3-ю группу “ошибок” – моя внешность.

Из работ учащихся:

  1. Я хочу изменить мышцы, хочу быть качком.
  2. Мне в принципе нравится моя внешность, но мне кажется, что будет на много красивее, если у меня будут длинные волосы. И стать повыше.

Обсуждаются эти “ошибки” с учениками не стоит, т.к. они ранимо относятся к своей внешности.

Учитель: Некоторым ученикам я заранее дала задание найти притчу, поговорку или пословицу на тему “Доброта”, хотелось бы послушать их.

Ученик 1: читает пословицы.

Ученик 2: читает поговорки.

Учитель: Хотелось бы сделать вывод, для этого я почитаю притчу, и каждый из вас сделает свою работу над “ошибками”:

На улице стояла женщина и плакала. Мимо шёл мальчик. Ему стало жаль женщину, он подошёл к ней и спросил:

- Тётя, почему ты плачешь?

Женщина только отмахнулась:

- Ой, мальчик, ты не поймёшь…

Мальчик снова спросил:

- Тётя, ну почему ты плачешь?

Женщина расплакалась ещё больше, и сквозь слёзы сказала:

- Ой, мальчик, никто меня не любит, никому я не нужна…

Мальчик посмотрел на неё, и спросил:

- Тётя, а ты у всех спросила?

Вывод сколько людей столько и мнений, и не каждое из них должно быть правильным.

Учитель: Можете провести тренинг, кому не очень нравится своя внешность: “Стань перед зеркалом, вглядитесь в каждую отдельную черту своего лица, и когда вы находите, что она вам нравится, то говорите: спасибо, Господи, что Ты создал такую красоту как мои глаза, мои брови, мой лоб, мой нос…- что угодно”.

Учитель: Хочу с вами провести игру, которая называется “Пересядьте все те, у кого…”.

Инструкция. Участники группы сидят в кругу, ведущий (ученик) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он – водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: “Пересядьте все те, у кого…” и называет общие вещи, свойства и пр., которые есть у большинства участников. Например: “Пересядьте все те, у кого есть волосы”, “кто сегодня завтракал”, “кто учится в школе хорошо”. Во время пересаживания водящий должен успеть занять чье-то место, в результате кому-то из участников не хватает стула и он становится водящим и делает то же, что и первый, после чего цикл игры повторяется.

Учитель: И так подведем итог классного часа. Какой вывод вы можете сделать (спросить трех учеников).

Вывод 1: Хотелось бы закончить словами Дэнни Шейнман: “Мы совершаем в жизни не мало ошибок, и большинство из них можно исправить. Но некоторые ошибки непоправимы. Как говорят, угрызения разъедают душу. Злость быстро проходит, ненависть с годами смягчается. Только чувство вины неподвластно времени”.

Вывод 2: Мы все хотим, чтобы наша жизнь изменилась, но сами мы меняться не желаем. Пусть кто-то другой меняется, пусть “они” меняются, а я подожду. Для того, чтобы изменить кого-либо другого, вы должны, прежде всего, измениться сами. И вы должны измениться внутренне.

Мы должны изменить ход наших мыслей, то, как мы говорим, и то, что мы говорим.

Раздать ребятам памятку с добрыми пожеланиями (Приложение 1).