Цель классного часа:
- развивать умения оценивать поведение окружающих и собственные поступки;
- сплотить ученический коллектив, заставить ребят задуматься над ценностями - дружба, взаимопонимание, любовь и т.д;
- воспитание осознанного отношения к учебному труду;
- формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;
- мотивировать учащихся на добрые дела и добрые поступки.
Тип классного часа: беседа.
Оборудование: памятка с добрыми пожеланиями для учащихся, экран, проектор, ноутбук.
Ход классного часа
Учитель: Как и любая другая работа над ошибками начинается с анализа, вам сообщают, какую оценку вы получили, и какие ошибки вы совершили. Так и у нас будет, только оценки я не ставила за работу, вы сами поставите себе оценку потом. А вот какие “ошибки” у вас получились, мы сейчас разберем.
Вы участвовали в опросе по теме “Что я хотел бы изменить в себе?”, в нем приняли участие 26 человек.
Я все “ошибки” разделила на четыре основных категории:
- Моя учеба – 69% (18 человек);
- Мои взаимоотношения с людьми – 58% (15 человек);
- Моя внешность – 8% (2 человека);
- Мне всё нравится в себе – 27% (7 человек).
Разберем 1-ю категорию “ошибок” – моя учеба.
Из работ учащихся:
- Мне не нравится, что меня вызывают к доске.
- Хочется учиться на “5”.
- Хочу изменить в себе учебу.
- Я хочу хорошие оценки.
- Я хотел бы, учится лучше по математике и географии, биологии, русскому языку.
- Я бы хотел, чтобы у меня почерк был лучше.
- Я хочу быть ударницей, а меня не спрашивают.
- Мне не нравится, когда я тяну руку, меня не спрашивают, а когда не знаю, меня спрашивают.
- Хочу стать ударницей или отличницей.
- Мне хочется изменить в себе отношение к учебе, потому что я постоянно молчу.
- Я хочу, лучше учится, лучше поднимать руку.
- В учебе я хотел бы изменить невнимательность. Я всё понимаю, но тороплюсь.
- Хочу быть умнее. Хоть я стараюсь работать, но у меня в характере есть такая искра, которая тянет меня на улицу. В творческих уроках у меня всё получается, а вот в умственных, нет.
Обсуждаются несколько “ошибок” с учениками. Если ребята плохо идут на контакт можно выполнить упражнение “Заверши фразу”:
“Моими сильными сторонами в учебе являются…”
“Моими слабыми сторонами в учебе являются…”
Учитель: Некоторым ученикам я заранее дала задание найти притчу, поговорку или пословицу на тему “Учеба”, хотелось бы послушать их.
Ученик 1: читает пословицы.
Ученик 2: читает поговорки.
Учитель: Мы разобрали эти “ошибки” и хотелось бы сделать вывод, для этого я почитаю притчу, и каждый из вас сделает свою работу над “ошибками”:
Умер старик и оставил сыновьям наследство: старшему - дом, среднему - корову, младшему - рукавицы и топор.
Стал старший жить своим домом, средний – молоком торговать, а младший, — топором хлеб да соль разделывать.
Много ли, мало ли лет прошло, только покосилась у нерадивого хозяина изба, убавила молока корова, у ленивого коровника, а рукавицы и топор — хоть весла тесать, хоть рамы вязать. Города возводят, мосты наводят, плотины строят, мельницы ставят. Вот уж младший сын свой дом срубил, свою корову купил.
Подумали братья, что топор заколдованный, и решили утащить его. А топор — не работает. Видно, не в одном топоре сила. Утащили они и рукавицы. Опять — ничего.
А младший брат, мастер, новый топор и рукавицы купил и снова стал работать да песенку петь. Поняли братья, что дело не в топоре и рукавицах, а в умении. Тоже мастерами стали.
Разберем 2-ю категорию “ошибок” – мои взаимоотношения с людьми.
Из работ учащихся:
- Мало друзей хочется больше.
- Хочу не 7 подруг, а больше.
- Я бы хотел больше друзей, которые, если что-то обещают сделать, то они делали (сдерживающие обещание).
- В людях мне не нравится, когда они пристают ко мне без остановки (навязчивые).
- Мне не нравится, когда весь класс болтает, орет.
- Мне не нравится, когда обзываются люди, когда они сами не лучше.
- Мне хочется стать добрее.
- Я хочу изменить в себе характер, я хочу быть более ласковым.
- В друзьях хотел бы изменить лже-друзей, они вспоминаю про меня, когда им надо что-то от меня.
- В себе я бы изменил нерешительность.
- Не нравится люди, которые говорят о тебе за твой спиной, в наше классе есть такие люди. Мальчик и некоторые девочки обижают других ребят.
Обсуждаются несколько “ошибок” с учениками. Если ребята плохо идут на контакт можно выполнить упражнение “Заверши фразу”:
“Думаю, что настоящий друг…”
“Ребята с которыми я учусь…”
Учитель: Некоторым ученикам я так же заранее дала задание найти притчу, поговорку или пословицу на тему “Дружба”, хотелось бы послушать их.
Ученик 1: читает притчу.
Ученик 2: читает пословицы.
Ученик 3: читает поговорки.
Учитель: Мы разобрали эти “ошибки” и хотелось бы сделать вывод, для этого я почитаю притчу, и каждый из вас сделает свою работу над “ошибками”:
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.
Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:
– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.
Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.
Старайся не ранить их...
Разберем 3-ю группу “ошибок” – моя внешность.
Из работ учащихся:
- Я хочу изменить мышцы, хочу быть качком.
- Мне в принципе нравится моя внешность, но мне кажется, что будет на много красивее, если у меня будут длинные волосы. И стать повыше.
Обсуждаются эти “ошибки” с учениками не стоит, т.к. они ранимо относятся к своей внешности.
Учитель: Некоторым ученикам я заранее дала задание найти притчу, поговорку или пословицу на тему “Доброта”, хотелось бы послушать их.
Ученик 1: читает пословицы.
Ученик 2: читает поговорки.
Учитель: Хотелось бы сделать вывод, для этого я почитаю притчу, и каждый из вас сделает свою работу над “ошибками”:
На улице стояла женщина и плакала. Мимо шёл мальчик. Ему стало жаль женщину, он подошёл к ней и спросил:
- Тётя, почему ты плачешь?
Женщина только отмахнулась:
- Ой, мальчик, ты не поймёшь…
Мальчик снова спросил:
- Тётя, ну почему ты плачешь?
Женщина расплакалась ещё больше, и сквозь слёзы сказала:
- Ой, мальчик, никто меня не любит, никому я не нужна…
Мальчик посмотрел на неё, и спросил:
- Тётя, а ты у всех спросила?
Вывод сколько людей столько и мнений, и не каждое из них должно быть правильным.
Учитель: Можете провести тренинг, кому не очень нравится своя внешность: “Стань перед зеркалом, вглядитесь в каждую отдельную черту своего лица, и когда вы находите, что она вам нравится, то говорите: спасибо, Господи, что Ты создал такую красоту как мои глаза, мои брови, мой лоб, мой нос…- что угодно”.
Учитель: Хочу с вами провести игру, которая называется “Пересядьте все те, у кого…”.
Инструкция. Участники группы сидят в кругу, ведущий (ученик) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он – водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: “Пересядьте все те, у кого…” и называет общие вещи, свойства и пр., которые есть у большинства участников. Например: “Пересядьте все те, у кого есть волосы”, “кто сегодня завтракал”, “кто учится в школе хорошо”. Во время пересаживания водящий должен успеть занять чье-то место, в результате кому-то из участников не хватает стула и он становится водящим и делает то же, что и первый, после чего цикл игры повторяется.
Учитель: И так подведем итог классного часа. Какой вывод вы можете сделать (спросить трех учеников).
Вывод 1: Хотелось бы закончить словами Дэнни Шейнман: “Мы совершаем в жизни не мало ошибок, и большинство из них можно исправить. Но некоторые ошибки непоправимы. Как говорят, угрызения разъедают душу. Злость быстро проходит, ненависть с годами смягчается. Только чувство вины неподвластно времени”.
Вывод 2: Мы все хотим, чтобы наша жизнь изменилась, но сами мы меняться не желаем. Пусть кто-то другой меняется, пусть “они” меняются, а я подожду. Для того, чтобы изменить кого-либо другого, вы должны, прежде всего, измениться сами. И вы должны измениться внутренне.
Мы должны изменить ход наших мыслей, то, как мы говорим, и то, что мы говорим.
Раздать ребятам памятку с добрыми пожеланиями (Приложение 1).