Цели урока:
I. Формирование предметной компетенции:
- Познавательные:
- дать представление о положительных и отрицательных числах в памяти компьютера;
- повторить понятия “система счисления”, определение “бит”;
- повторить правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот.
- Практические:
- научить учащихся с помощью алгоритма получать внутреннее представление отрицательных чисел.
II. Формирование метапредметных компетенций:
- Деятельностные компетенции (развивающие цели):
- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, творческие умения.
- Социальные компетенции:
- работать в коллективе, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.
III. Воспитательные цели:
Вызвать интерес к изучению информатики как науке, изучающей хранение, передачу и обработку информации.
Тип урока: комбинированный урок – определяет особенности построения данного урока:
- Повторение ранее изученного материала.
- Актуализация.
- Целеполагание.
- Работа с определениями.
- Практические задания на закрепление нового материала.
Оборудование, использованное учителем на уроке:
- раздаточный материал;
- АРМ учителя, проектор.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. На доске представлено число и тема урока. Сегодня нам понадобятся рабочие тетради, ручки.
А урок мы начнем с загадочной автобиографии: “Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте — всего 11 лет — способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 10 детей. Жалования я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб. в месяц” и т. д.”.
Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?
Ученик: Числа представлены в недесятичной системе счисления.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы автобиография стала понятной?
Ученик: Нужно определит, в какой системе счисления записаны все эти числа.
Учитель: Так как же определить?
Ученик: Секрет выдается фразой: “Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком…”. Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 — наибольшая в этой системе, а следовательно, основанием системы является 5.
Учитель: Чудаку-математику пришла фантазия написать все числа своей биографии в пятеричной системе счисления. Так, что дальше делать?
Повторение правило перевода в десятичную систему счисления.
Ученик: Нужно все числа из этой автобиографии просто перевести в десятичную систему счисления.
- 445 = 4 • 51 + 4 • 50 = 4 • 5 + 4 • 1 = 20 + 4 = 24
- 1005 = 1 • 52 + 0 • 51 + 0 • 50 = 25
- 345 = 3 • 51 + 4 • 50 = 19
- 115 = 1 • 51 + 1 • 50 = 6
- 105 = 1 • 51 + 0 • 50 =5
- 2005 = 2 • 52 + 0 • 51 + 0 • 50 = 50
- 1305 = 1 • 52 + 3 • 51 + 0 • 50 = 25 + 15 =40
Учитель: Восстановив истинный смысл чисел записи, мы видим, что в ней никаких противоречий нет: “Я окончил курс университета 24 лет от роду. Спустя год, 25-летним молодым человеком, я женился на 19-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 6 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже и маленькая семья из 5 детей. Жалованья я получал в месяц всего 50 рублей, из которых 1/5 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 40 руб. в месяц”.
Учитель: Давайте вспомним определение системы счисления.
Ученик: Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами.
Учитель: Назовите основные системы счисления?
Ученик: Двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная.
Учитель: Хорошо. Наша тема урока “Числа в памяти компьютера”. И у меня сразу же возникает вопрос, а компьютер, в какой системе счисления работает?
Ученик: Компьютер всю информацию: графическую, текстовую, числовую, видео представляет в виде 1 и 0, значит в двоичной системе счисления.
Учитель: Часть памяти, в которой хранится число, будем называть ячейкой памяти. Минимальная ячейка, которая может хранить число, состоит из 8 битов.
Минимальная ячейка памяти для хранения – 8 битов
А сколько это будет в байтах?
Ученик: 1 байт.
Минимальная ячейка памяти для хранения – 8 битов = 1 байт
Учитель: Давайте представим число 25 в памяти компьютера. Что мы должны для этого сделать, как вы думаете?
Число 25
Ученик: Для этого нужно перевести число в двоичную СС и записать двоичный код числа в восьмиразрядную ячейку памяти.
Повторение перевода чисел из десятичной системы счисления.
Учитель: (слайд 9) Хорошо, теперь на доске все вместе переведем число 25 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.
Число 2510 = 110012
Хорошо, вспомнили.
Ученики: Да.
Учитель: Итак, у нас получилось двоичное число 11001. Хорошо, а теперь впишите это число в восьмиразрядную ячейку. Число записывается прижатым к правому краю ячейки. А оставшиеся слева ячейки заполняются нулями.
Число 25
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
Это и есть внутреннее представление положительных чисел в компьютере.
На калькуляторе программиста проверяем перевод 25 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. А мне интересно как выглядит число 25 со знаком “–”. Мы с вами переведем с помощью калькулятора в двоичную систему счисления число -25. Назовите двоичное число, которое у нас получилось.
Ученик: 11100111.
-2510 = 111001112 1 1 1 0 0 1 1 1 |
Учитель: Значит, в памяти компьютера положительные и отрицательные числа записываются по-разному.
Как по внутреннему представлению числа понять положительное оно или отрицательное.
Ученик: По левому биту.
Учитель: Молодцы. Самый старший разряд – первый слева, хранит знак числа. Если там стоит 0, то это положительное число, если стоит 1 значит это отрицательное число.
Теперь вы можете ответить на вопрос: какое максимальное положительное двоичное число помещается в восьмибитовую ячейку?
Максимальное положительное число в восьмибитовой ячейке
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ученик: 01111111.
Учитель: Правильно, а как это число будет выглядеть в десятичной системе счисления? Переведите.
Ученик: Получилось 127.
Максимальное положительное число в восьмибитовой ячейке
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
011111112 = 12710
Учитель: Мы с вами выяснили, что положительные и отрицательные числа представлены в памяти компьютера по-разному.
Посмотрите на экран, что вы видите на слайде?
Алгоритм получения дополнительного кода отрицательных чисел
Ученик: Алгоритм перевода отрицательных чисел в двоичную систему счисления.
Учитель: Да, действительно перед вами алгоритм получения дополнительного кода отрицательных чисел.
Повторение сложения в двоичной системе счисления.
Определим по этим правилам внутреннее представление числа - 25 в восьмиразрядной ячейки.
Внутренне представление числа 25 у нас уже есть 00011001.
Алгоритм получения дополнительного кода отрицательных чисел на примере числа -25
Получить внутреннее представление положительного числа (прямой код) |
Прямой код числа 25 0 0 0 1 1 0 0 1
|
Записать обратный код числа, заменяя 0 на 1 и наоборот (обратный код) |
Обратный код числа 25 1 1 1 0 0 1 1 0
|
К полученному числу прибавить 1 (дополнительный код) |
Дополнительный код числа 25 1 1 1 0 0 1 1 1
|
Это и есть внутренне представление отрицательного числа в памяти компьютера.
В результате выполнения такого алгоритма единица в левом бите (ячейке) получается автоматически. Она и является признаком отрицательного значения числа.
Учитель: А как же другие числа, например 128, оно уже в 8 ячеек не помещается, что делает компьютер.
Ученик: Компьютер уже выделяет больше ячеек.
Учитель: А кто из вас может сказать сколько именно.
Ученик: Я сомневаюсь, но думаю так если 23 = 8, следовательно, следующее количество ячеек должно равняться 24 = 16, а затем 25 = 32.
Учитель: 8-разрядное представление целых чисел обеспечивает слишком узкий диапазон значений -128 х 127. Для 16-разрядной ячейки диапазон значений будет следующим: -32 768 х 32 767. Диапазон для 32-разрядной ячейки получается достаточно большим: -2 147 483 648 х 2 147 483 467.
Учитель: А теперь попробуйте самостоятельно, используя данный алгоритм, выполнить задания по карточкам, работаем в парах. У вас ровно 5 минут (Приложение 1).
Учитель: А теперь выполняем задания на повторение. Разбиваемся на группы, выполняем задания на карточках. Кто быстрее справится, та группа и победила (Приложение 2).
Эти все задания взяты из демонстрационных версий ЕГЭ по информатике. Как вы видите, задания достаточно легкие и очень интересные. Итак, проверяем.
(Учитель с учениками проверяют ответы.)
Итак, какую цель на уроке мы сегодня ставили?
Ученики: Выяснить, как представлены положительные и отрицательные числа в памяти компьютера; повторим правила перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.
Учитель: Мы достигли заданной цели?
Ученики: Да.
Учитель: Вы сегодня хорошо поработали на уроке.
- А теперь запишите, пожалуйста, домашнее задание:
- Параграф 17, стр. 100 – 105 прочитать.
- Вопросы и задания: стр. 105(1, 2, 3).
- Определить внутреннее представление чисел -17 и 17.