В хороводе Муз

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Вступление (учебники, творческая и рабочая тетради).

Сообщение темы четверти и урока. Слайд 1

П. Искусство – это удивительный мир интонаций и звуков, слов и предложений, красок и линий, жестов и пластики. Существуют различные виды искусства:

Назовите их.

Д.  литература, музыка, театр, танец, живопись, скульптура, архитектура, кино. Слайд 2

П. Различен путь каждого искусства к сердцу человека. Одни мы можем воспринимать слухом, другие – зрением. Поэтому произведения писателей, композиторов, художников, скульпторов живут и воспринимаются по-разному. При всем многообразии отдельных видов искусства есть то, что их объединяет. Как вы думаете, что именно?

Д. Разные виды искусства рассказывают о жизни человека, природе, животных…

П. Оказывается, их объединяет одна цель – передать всем людям мысль художника, его отношение к окружающему миру, к природе, к жизни, к другим людям. Слайд 3

- То, что все искусства близки, родственны между собой, люди заметили давно. В древности родился миф об Аполлоне и его постоянных спутницах – девяти музах, которых называли богинями пения. Каждая муза покровительствовала одному или нескольким искусствам. Слайд 4

Слайд 5

- Три из них посвятили себя музыке: Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки, Эрато – муза песен и мимики, Полигимния – муза красноречия и гимнов. Эвтерпа всегда изображена с флейтой в руках, эрато – с лирой, а Полигимния – опирающаяся на скалу и задумчиво смотрящей на сестёр.

Слайд 6

Древние люди верили, что музы родились у подножия Горы Олимп. У всех трех сестер дивные голоса, и они поют на пиршествах богов, услаждая их слух.

Слайд 7

Считалось, что музы водили дружные хороводы под звуки золотой кифары, на которой играл Аполлон.

Кифара относится к струнным щипковым инструментам. Он состоит из корпуса, - узкой деревянной коробки, двух ручек и перекладины, соединяющей ручки. Струны кифары одинаковой длины, но разной толщины.

Слайд 8

Русский поэт Константин Николаевич Батюшков говорил: “Музы любят провожать любимцев своих по тернистой тропе несчастий в храм славы и успехов”.

Как вы понимаете эти слова?

Д. Раньше люди верили, что музы одаривали талантом только избранных, но достичь славы и успехов всегда было не просто – это трудный путь каждого художника, композитора или поэта, который рано или поздно приведет к успеху.

П. Давайте закрепим то, что мы сейчас узнали.

Слайд 9

1. Когда зародилось искусство?

2. Почему возникли разные виды искусства?

3. Что означает слово “муза”?

4. С какими музыкальными инструментами изображались музы?

5. Сколько муз у Аполлона?

6. Сколько из них посвятили себя музыке?

П. Что общего и различного у разных видов искусства? На этот вопрос вы можете ответить после того, как послушаете миф “Аполлон и его музы”.

(Читаю миф на стр. 21 у Т.В.Надолинской).

П. Прошли столетия. Но родство муз сохранилось и в наши дни. Что такое песня? Это родство музыки и поэзии. Что такое театр? Это родство литературы, музыки, живописи и танца. Можно ли представить себе кино без музыки? Нет. Почему музыка занимает почетное место в дружной семье муз?

Д. Музыка может ярче других видов искусства передать характер, настроение, переживания человека, музыка – язык чувств.

Слайд 10

П. Да, верно. И в этом нас может убедить творчество Сергея Васильевича Рахманинова. Его музыка всегда эмоциональна, возвышена, необычайно мелодична. Одно из знаменитых произведений – “Вокализ”, который композитор написал в 1915 году и посвятил его великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой.

Слайд 11

Однажды певица спросила композитора, почему у такой прекрасной музыки нет слов. И тот ответил: “Зачем слова, когда Вы своим прекрасным голосом и исполнением сможете выразить все лучше, чем кто-нибудь словами”.

- Мы услышим Вокализ в исполнении еще одной великой русской певицы Г Вишневской

Слайд 12

П. Что слышится в мелодии Вокализа?

Д. Грусть, печаль, одиночество, сосредоточенность.

П. Интонации каких песен чувствуются?

Д. Русских народных песен, духовной музыки.

П. Вокализ часто называют “песней без слов”, потому что в нем на самом деле можно услышать и интонации старинного знаменного распева, и протяжных песен, и интонации современной музыки. А на каких инструментах можно сыграть эту мелодию?

Д. На скрипке, флейте, фортепиано.

П. Вокальная музыка всегда была связана с речью, словом, то есть с литературой.

В первом полугодии пятого класса мы будем говорить о музыке и литературе. Связь эта безгранична. Музыкальную и разговорную речь объединяет интонация. Какова роль интонации в разговорной и музыкальной речи?

Д. Речевая интонация придает смысл словам, фразам, предложениям, музыкальная интонация придает смысл мелодии, музыкальным предложениям.

Посмотрите на схему. Слайд 13

- А что мы скажем о музыкальной интонации?

Слайд 14

(Музыкальная интонация - это выразительный мелодический оборот, наполненный смыслом, окрашенный чувством, переживанием.)

- При помощи каких элементов музыкальной речи выражается музыкальная интонация?

(Мелодия, темп, ритм, динамика, лад, тембр.)

П. Приведите самый распространенный пример связи музыки и литературы.

Д. Песня.

П. Да, правильно. А как пишутся песни?

Д. Слова, потом музыка и наоборот. Иногда вместе, как в русских народных песнях.

П. Песня, которую мы будем учить, называется “Кораблик детства”. Слайд 15-17 (Работа над песней)

Слайд 18

Дома прочитайте текст на стр.6-8. Составьте вопросы, которые вы сможете на следующем уроке задать в классе.

Обращайте внимание на стр.52-53 в тетради и заполняйте их.

Приложение 2