Вид урока: сотрудничество, развитие.
Тип урока: проект-исследование.
Методы: эвристический, проблемно-поисковый, наглядно-иллюстративный, развивающие логическое и ассоциативное мышление, творческие способности.
Цели урока:
- создать условия для: развития представлений о модернизме и постмодернизме, направлениях в искусстве 20 века;
- развития диалогической культуры и способностей к восприятию духовно-нравственного наследия Сальвадора Дали;
- для воспитания толерантного отношения к позиции другого человека;
Дидактические цели:
- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли;
Задачи урока:
- формирование навыков диалогического общения (между учениками, между учеником и учителем, между эпохами, между родителями и детьми - домашнее задание);
- развитие способностей к анализу;
- развитие творческих способностей;
- воспитание уважительного отношения к минувшему;
- развитие духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание у учащихся более утонченного восприятия произведений искусства;
- ознакомить учащихся с особенностями творчества сюрреалистов.
В ходе урока формируются следующие знания, умения и навыки:
- знать исторические данные о художественном направлении в культуре 20 века - сюрреализме;
- знать основных представителей этого направления;
- уметь выявлять характерные особенности сюрреализма;
- cделать выводы о том, как многогранный и творческий внутренний мир испанского живописца Сальвадора Дали нашел выражение в его работах;
- используя сформированные навыки довести результаты своих исследований до всех одноклассников и членов своей семьи. (Д/з)
В ходе урока формируются следующие компетентности:
- коммуникативная компетентность;
- информационная компетентность;
- учебно-познавательная компетентность;
- общекультурные компетентности;
- ценностно-смысловые компетентности.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.
Презентация проекта 1 – исследования: “Сюрреализм-это Я”. (Общий результат работы групп).
Дидактические материалы: тест: “Жизнь и творчество Сальвадора Дали”.
Музыка - шум прибоя. (С диска: “Живая природа”.).
Презентация 2: “The Amazing Artof Salvatore Dali”.
Карточки с таблицей для домашнего задания: “Индивидуальная карта развития ученика”;
Рабочая тетрадь ученика. Подготовительный этап: этапы проекта-исследования см. Приложение 1.
План-конспект урока
Деятельность учителя | Деятел.ученик. |
1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. |
|
2. Вводная беседа. Пространственный образ мира 20 века значительно отличается от образа предыдущей эпохи тем, что вышел далеко за пределы окружающей человека земной реальности, чему способствовали научные открытия в области микромира, осознание космического пространства и многозначности образа Вселенной. Человек 20 века, наконец, начал освобождаться от иллюзий земной действительности, новые знания, научные гипотезы, теории позволили ему ощутить реальность пространства воображения, поверить в его ценность… |
|
3. Постановка проблемы. Рассмотрим одно из направлений в художественной культуре 20 века - сюрреализм. Словом “сюрреализм”, корни которого обнаруживаются во французском языке (surrealisme — сверхреализм), принято называть направление в художественном мире, сформировавшееся в начале 20-х годов XX века. Появившийся во Франции сюрреализм оказал большое влияние на развитие культуры не только в этой стране, но и во всем западном мире. Отличительной чертой сюрреализма считается его пристрастие ко всему нарушающему привычные нормы — причудливая, иррациональная реализация творческой мысли в кино, литературе, изобразительном искусстве. Общим принципом в их работе было стремление к освобождению скрытых в подсознании творческих сил. Сюрреалисты признавали главенство этих сил над разумом. Предвестник появления сюрреализма — дадаизм, основная идея которого заключалась в отрицании связей с искусством и разрушении в творческом процессе эстетики. Основоположником сюрреализма принято считать французского поэта Андре Бретона. Сегодняшний наш урок является обобщающим уроком нашего проекта исследования: “Сюрреализм - это Я”. Каждая группа учащихся выступит со своими сообщениями. На какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока? (Какие факты в жизни С.Дали повлияли на его творчество? Каков смысл выражения С.Дали: “Сюрреализм - это я”?) Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения. Общение с произведениями искусства С.Дали дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком, оставившим след в мировой культуре. Попытаемся проникнуть во внутренний мир гениального художника, открыть его секреты. Итак, в конце урока мы вместе ответим на наш проблемный вопрос: Почему творчество С.Дали не оставляет равнодушными ни одного его зрителя? В рабочих тетрадях записываем тему урока: “Жизнь и творчество С.Дали”. |
Формулируют вопросы и под
руководством учителя ставят проблемный вопрос. Формулируют и записывают тему урока. |
4. Усвоение нового материала. Презентация
1. Учитель: слайд №2 Почему мы выбрали творчество Сальвадора Дали? Творчество этого художника привлекает. Его картины, в самом деле, похожи на сны, скорее даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы, странные видения. Именно их Сальвадор Дали запечатлевает на своих картинах. При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое: точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой отвращение, зачарованность и ужас… Еще одной особенность даже не картин, а всего творчества Дали, на мой взгляд, является некая объединенность сюжета большинства картин. Здесь часто мелькают одинаковые или похожие образы – расплавленные часы, слоны на длинных тонких, словно бы птичьих ногах, и почти везде в том или ином виде ощущается присутствие Галы, музы художника. Таким образом, творчество Сальвадора дали можно воспринимать как одну эпопею, графические главы которой – картины. Дали поистине человек неограниченных талантов: будучи гением живописи, он испытал себя в режиссуре, литературе, в качестве дизайнера, и даже в парфюмерии. Один из величайших художников ХХ века, хотя и успешно разрекламированный, этот человек до сих пор остается загадкой, окруженной ореолов всевозможных слухов, домыслов и мифов. 1 группа: Начало. Слайд №3:Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился 11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали-и-Куси и доньи Фелипы Доменеч. Слайд № 4, 5: Родители любили Сальвадора и его младшую сестру Анну-Марию и обеспечили им самое лучшее для того времени образование. Дали обладал природным талантом в рисовании. Смерть матери от рака в 1921 году явилась огромным ударом. Ранние годы. 1914-1926 гг. Слайд №6: Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет. Учитель: У Сальвадора сложилось устойчивое мнение о том, что родители любили вовсе не его, а старшего брата, умершего в 1903, за год до его рождения. У Дали был брат по имени Сальвадор. Он был на три года старше и умер в возрасте семи месяцев. В честь этого ребенка безутешные родители окрестили Дали тем же именем. С этих пор вся жизнь его будет отмечена присутствием несуществующего двойника. Он отождествляет себя с братом и одновременно отвергает его. Слайд №7: Сальвадор Дали отправился в Мадрид в 1922 году. Учитель: Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве. Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причине отсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт, изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда. Это было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце. Кто-то из зрителей заметил, что у вишен нет хвостиков, о которых юный художник действительно забыл. Быстро сориентировавшись, Дали начал есть вишни, которые служили ему натурой, а настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине. Древоточцев, изъевших же деревянную дверь и вылезавших теперь наружу сквозь слой краски поменял местами с червячками из натуральных вишен. Слайд №8: В 1925 году с 14 по 27 ноября прошла первая персональная выставка его работ в галерее Далмау. Учитель: Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповского отца, желающего уничтожить своего сына. Дали использовал эту тему в некоторых своих картинах на протяжении многих лет. Иногда он включал в них свою жену Галу и Владимира Ильича Ленина, которого Дали считал неприкосновенной фигурой отца (как тому учили сюрреалисты) 2 группа: Влияние на раннее творчество. Слайд №9: В Мадриде Дали познакомился с людьми, которые оказали большое влияние на его жизнь. Одним из них был Луис Бюнюэль, который впоследствии стал одним из самых уважаемых в Европе киноавангардистов. Другим большим другом Дали, был Федерико Гарсия Лорка, поэт. Слайд 10-14: Знакомство с картинами того периода. Слайд №15:Далеко не чужды Дали были и идеи Ницше. 3 группа: Сюрреализм. Слайд №16: Дали рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи - но позволял им соединиться под диктовку сознания. Учитель: В 1928 г. Дали вместе с Буньюэлем написали сценарий, а затем поставили фильм “Андалузский пёс”. Картина стала сюрреалистическим манифестом в кино и вызвала скандальную реакцию у критики и публики (как, впрочем, и следующий их совместный фильм — “Золотой век”, 1930 г.). На экране появлялись мёртвый осёл на рояле, разрезаемый бритвой глаз, морские ежи под мышками у девушки и т.д., и зрителям приходилось ломать голову над немыслимой логикой совмещения. Дали наслаждался шоком, вызванным в обществе как "Андалузским псом", так и своими картинами. Но вместе с тем его картина "Святое сердце" вызвала нежелательные личные последствия. В центре картины был изображен силуэт Мадонны со Святым Сердцем, Вокруг силуэта было грубо нацарапано: "Иногда мне нравится плевать на портрет моей матери". То, что, возможно, задумывалось Дали как небольшая рекламная шутка, показалось его отцу осквернением святой памяти его первой жены и матери семейства. К его недовольству картинами сына примешивалось и неодобрение связи Дали с Галой Элюар. В результате отец запретил Дали когда-либо посещать дом семьи. Согласно его последующим рассказам, художник, мучимый угрызениями совести, обстриг все волосы и похоронил их в своем любимом Кадакесе. Слайд 17-19: Знакомство с картинами того периода. 4 группа: “Сюрреализм - это Я”. Приход Галла. Слайд №20: Гала Элюар ( русская Елена Дьяконова) была женой французского поэта Поля Элюара. Ее встреча с Сальвадором Дали летом 1929 года стала роковой для обоих. Учитель: Многие мужчины мечтают о женщине, которая любила бы их бескорыстно и преданно, как мать, страстно желала обладать им, могла понять и поддержать морально в трудную минуту. Сальвадору Дали повезло - в своей жене он обрел мать, любовницу и друга в одном лице. Неспроста его жена Елена Дьяконова взяла себе новое имя Галa, что означает в переводе “праздник”, “торжество”. Для Дали она была еще и источником вдохновения. Люди, общавшиеся с ним в этот период, говорили, что Дали - человек “с большими странностями”. Внешний вид художника также вызывал пересуды. Худой юноша с закрученными вверх усами и набриолиненными волосами . Сальвадор Дали носил рубашки из шелка невероятных расцветок, браслеты из фальшивого жемчуга и экстравагантные сандалеты-все это доливало масло в огонь, сплетни о нем не стихали. Жизнь Дали изменила неожиданная встреча. Однажды он пригласил своих друзей погостить у него вместе с женами. В ожидании гостей - супругов Магрит и Элюар,художник случайно выглянул в окно и остолбенел. Там стояла девушка, образ которой он свято хранил в своей душе все эти годы. “Знакомьтесь, Дали, - произнес Поль Элюар, показывая на девушку, которая произвела фурор в душе художника. — Это моя жена Гала, она из России. Все мысли Дали были сосредоточены на жене его друга. Елена Дьяконова была исключительной женщиной, обаятельной и расчетливой. Она, как магнит, притягивала к себе мужчин и умела их удержать. Развод с Полем Элюаром состоялся в 1934. Дали и Гала поселились в Париже. У художника начался период огромного творческого подъема, он писал картины, не отдыхая, но не чувствуя особого физического или нервного утомления. Он писал легко - как дышал. И картины его завораживали, меняли представления о мире. Свои картины он подписывал так - “Гала-Сальвадор Дали”. И это справедливо - она была тем источником, из которого он черпал свои силы. Все бытовые заботы взяла на себя Гала, предоставив художнику творить. К продаже своих картин он также не имел никакого отношения - этим занималась она. Одной из их первых побед было получение чека за картину, которую художник еще не написал. Сумма на чеке стояла солидная - 29 000 франков. Гала часто позирует своему мужу - она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери или Елены Прекрасной. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. “Сюрреализм - это Я!” - говорил он, уподобившись королю - Солнце. Слайд №21: Слова "сверхчеловек – смысл жизни" – стали одним из девизов Дали. “Самое главное на свете - это Гала и Дали” . Слайд №22: Это одна из самых известных работ Дали. История её такова. Однажды вечером он ужинал мягким сыром каламбер. Сыр навёл его на мысль о мягкости материи. Прежде чем лечь спать, Дали взглянул на полотно, над которым работал. Это был пустынный мрачный пейзаж. Дали задумался над тем, как оживить его, и тут же, как бы увидел перед глазами расплавившиеся часы. Слайд №23: Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече. Слайд №24: Большое значение в формировании взглядов С.Дали на мир имели идеи Зигмунда Фрейда. Слайд №25-28:Знакомство с картинами того периода. Слайд №29: Сюжет картины продиктован мифом о Нарциссе. Слайд №30: “Дурные предчувствия надвигающейся гражданской войны мучили меня, - вспоминал Дали, - и за полгода до начала событий я написал эту картину. Приправленная варёными бобами, она изображает огромное человеческое тело в виде чудовищных наростов рук и ног, которые ломают друг друга в пароксизме безумия”. Группа 5: Постоянство Дали. Слайд №31: В 1940 г. Дали на целых восемь лет обосновался в Америке. Слайд №32: Дали отходит от сюрреализма и обращается к классической живописи. Слайд №33-34: Знакомство с картинами того периода. Слайд №35: Дали не оставил своей рвущейся наружу тяги к религии. Она снова проявилась в 1955 году в "Тайной вечере". Слайд №36: Возвращение в Испанию, обращение к классическому наследию, и художественному, и философско-религиозному, создание серии религиозных полотен. Учитель: Начиная примерно с 1970 года здоровье Дали стало ухудшаться. Художнику пришла идея построить для своих работ музей. Вскоре он взялся за перестройку театра в Фигерасе, сильно разрушенного во время гражданской войны в Испании. Над сценой был воздвигнут гигантский геодезический купол. Дали сам расписал входное фойе, изобразив себя и Галу, моющих золото в Фигерасе, со свисающими с потолка ногами. Салон был назван Дворец Ветров, по одноименной поэме, в которой рассказывается легенда о восточном ветре, чья любовь женилась и живет на западе, поэтому всегда, когда приближается к ней, он вынужден повернуть, при этом на землю падают его слезы. Эта легенда очень понравилась Дали, великому мистику. Слайд №37: В 1979 г. Дали избрали во Французскую академию. Высшим испанским орденом - Большим крестом Карлоса III. Учитель: Жизнь Гала была бы безоблачной до самых последних дней - если бы не старость!. Женщина, привыкшая блистать, не могла смириться с морщинами, делая пластические операции. На склоне лет Гала несколько отдалилась от Дали. Он купил ей средневековый замок - Пуболь. Но когда она сломала шейку бедра, осталась в одиночестве. Гала умерла в клинике в 1982 году. Гала попросила Дали похоронить ее в Пуболе. С уходом Гала странности художника стали проявляться еще сильнее. Он навсегда оставил холст и кисти и мог целыми днями ничего не есть. Теперь уже все были уверены в том, что безумие полностью овладело сознанием гения. Без своей музы Дали прожил еще семь лет. Но можно ли эти годы назвать жизнью? Слишком большим оказался счет, который предъявила художнику судьба за его гениальные прозрения. Когда же приступы не терзали художника, он просто сидел у окна с закрытыми ставнями и часами смотрел в пустоту. Слайд №38: Простая композиция на белом листе. Учитель: В 1984 году Дали чуть было не лишился жизни. Он уже несколько дней был прикован к постели, когда каким-то образом загорелась кровать. Запылала вся комната. Ему удалось доползти до дверей. Управляющий делами Дали, спас его от смерти, вытащив из горящей комнаты. Сальвадор Дали, Маркиз Пубол, умер 23 января 1989 года, спустя шесть лет после завершения своей последней работы "Ласточкин хвост", простой каллиграфической композиции на белом листе. Простота картины трогательна, как музыка скрипки. Слайд №39: Сердце Сальвадора Дали остановилось 23 января 1989 года. Слайд №40: Дали похоронили в Театре-музее в Фигерасе. |
Представители групп защищают свой проект по слайдам презентации, остальные слушают и смотрят слайды.
Записывают в рабочую тетрадь основные понятия - словарь урока.
Ведут дискуссию-
Записывают в рабочую тетрадь основные понятия -словарь урока.
Записывают в рабочую тетрадь основные понятия - словарь урока.
Ведут дискуссию - рассуждают.
Записывают в рабочую тетрадь основные понятия - словарь урока.
|
5. Релаксация. На фоне
звучащей музыки - шум прибоя. (С диска: “Живая
природа”.). Учитель: Ребята! Усаживайтесь поудобнее, закройте глаза, раслабтесь. Давайте все вместе мысленно перенесемся в Испанию. Вы слышите шум моря, мы идем по песчаному берегу пляжа города Фегераса и подходим к музею-театру С. Дали. Каждый зал музея оформлен по-особому, в своем стиле. Я предлагаю вам открыть глаза и посетить один из залов музея. Наслаждайтесь прекрасными произведениями С. Дали (Презентация 2: “The Amazing Artof Salvatore Dali”). 6.Первичная проверка знаний. Учащиеся отвечают на вопросы теста. Приложение 2. |
Практическая работа по тестам. |
7. Заключение. Наш урок подходит к концу, и мы можем дать ответ, на проблемный вопрос, сформулированный в начале урока: Почему творчество С.Дали не оставляет равнодушными ни одного его зрителя? Давайте вместе сформулируем выводы… | Диалог-е общение в сот-ве. |
8. Итоги. 1) Спасибо за участие, за сотрудничество. Координаторы выставляют оценки с краткими комментариями. (Рецензия на ответ одноклассника. Приложение 3) 2) Самооценка учащимися своей учебной деятельности. Самооценку учебной деятельности учащихся на уроке провожу через рефлексию. Рефлексия - “возврат” - процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей, переживаний, размышления о самом себе. Осуществляю рефлексию следующими способами: Барометр настроения. Уходя с урока, ученики на обратной стороне карточки “отмечают птичкой” свое настроение. (Приложение 4) Уровень утомляемости на уроке. Ученики по окончании урока делают отметку о своем физическом состоянии на фигуре. (Приложение 5) |
Коорд. Выстав.оценки, с ком-ми. Самооценка своей деятельности-рефлексия |
9. Домашнее задание. 1) Все учащиеся получают практическое задание: заполнить индивидуальную карту развития - карточка. (Приложение 6) 2) Обсудить с родителями или другими членами семьи ответ на вопрос: “Если бы вам представилась возможность посетить Театр-музей С.Дали в Фигерасе вы бы использовали ее?”. |
Записывают д/з |