Цель: формирование представления о науке ботанике.
Задачи:
Образовательные:
- Выявить греко-латинский словообразовательный фундамент научных терминов.
- Определить объекты, изучаемые науками; «биология» и «ботаника».
- Установить взаимосвязи между отдельными представителями царств биологии.
- Познакомить учащихся с самыми необычными представителями царства растения.
Воспитательные:
- Продолжить формирование научного мировоззрения.
- Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности, культуре общения.
Развивающие:
- Продолжить развитие навыков работы с источниками информации.
- Создать условия для развития речи (индивидуальные выступления), для развития познавательного интереса (дополнительный материал).
Тип урока; урок изучения нового материала.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная и в группах.
Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельные.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, кроссворд, презентация.
План урока. 45 минут
- Организационный момент – 1 мин.
- Изучение нового материала –34 мин.
- Закрепление изученного – 6 мин.
- Подведение итогов урока и домашнее задание – 4 мин.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 минута)
Организация класса. Приветствие учащихся.
2. Изучение нового материала. (34 минуты)
Учитель: Здравствуйте, дорогие шестиклассники. Сегодня у вас первый урок нового для вас предмета биологии. Давайте вспомним, какие науки вы изучали в прошлом году?
Ответ учеников; математика, русский язык, литература, природоведение.
Учитель: Что вы помните из курса природоведения?
Ответ учеников; химические и физические явления, микроскоп, живые организмы, фотосинтез, планеты.
Учитель: Молодцы, вы так много запомнили! Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Шифровальщик». Первое задание – расшифровать слово «природоведение».
Ответ учеников: получатся слова «Ведать» и «Природа».
Учитель: «Ведать» значит знать, владеть информацией. А что обозначает слово «природа»? Назовите объекты природы.
Ответ учеников; Природа – окружающая нас действительность. Объекты природы – дерево, река, ветер, магнит, молния, рыбы, собака и тд.
Учитель заносит список из несколько объектов на доску.
Учитель: В 6 классе природоведение разделилось на биологию и географию, а дальше, в более старших, классах вы начнете изучать физику и химию. Конечно, наук станет много, и я хочу помочь вам запомнить их название. Это словарь древнегреческих и латинских слов, попробуйте перевести и расшифровать названия наук, которые вы будете изучать в 6 классе – биология, география.
Учитель заносит слова «биология» и «география» на доску
Карточка 1 МИНИ СЛОВАРЬ | |
БИО | Био- (от др.-греч. βίος – жизнь) – приставка, означающая отношение к жизни |
ФЮЗИС | Фюсис, фюзис (др.-греч. φύσις) – греческий теологический, философский, и научный термин, обычно переводимый на русский язык как «природа». |
ЛОГОС | Ломгос (греч. λόγος – «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») – термин, получивший широкое распространение в философии, обозначающий разумный принцип, управляющий миром |
ГЕО | Гео- (от греч. γη, или греч. γαια «земля») – приставка, означающая отношение к наукам о земле |
БОТАНЭ | Ботанэ (от греч.botany, что означает в переводе на русский язык – растение, овощ, трава, зелень. |
ГРАФО | Графо… (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую |
ЗОО | зоо-. (греч. zoon живое существо, животное; zoe жизнь) составная часть сложных слов, означающая "относящийся к животным, к животному миру |
МЕТРОН | Метрон (от греч. metрon – мера или размер) – означает упорядоченность, соблюдении некоторой меры, определяющей величину ритмических построений. |
Ответ учеников; Биология-наука о живом, География– пишу о земле.
Учитель: Записать в тетрадь определение: «Биология – наука, изучающая особенности и разнообразие живой природы». А теперь вернемся к объектам природы, которые написаны на доске. Выбрать биологические объекты.
Ответы учеников: Дерево, рыбы, собака.
Учитель: А теперь поработаем по карточкам. Посмотрите на группы слов в первом столбике, постарайтесь определить, кто из них третий лишний? Запишите «чужака» во втором столбике.
Карточка 2 | ||
Группа живых объектов | «Чужак» | Царство «чужака» |
Береза, рыба, клюква. | ||
Ворона, подберезовик, ласточка | ||
Груздь, опенок, бацилла. | ||
Заяц, дуб, гусеница. |
После работы зачитываются ответы учеников.
Учитель: Вы правильно определили, «чужаков». Биологические объекты настолько разнообразны и не похожи друг на друга, что их разделили на 4 царства. Определение в тетрадь; «Царство объединяет организмы, обладающие сходными признаками, строения, питания, жизни»
Занести схему в тетрадь.
Учитель: Вернемся к предыдущему заданию, (карточка 2), определите теперь, из какого царства был «чужак».
После работы зачитываются ответы учеников.
Карточка 2 | ||
Группа живых объектов | «Чужак» | Царство «чужака» |
Береза, рыба, клюква. | рыба | Животные |
Ворона, подберезовик, ласточка | подберезовик | Грибы |
Груздь, опенок, бацилла. | бацилла | Бактерии |
Заяц, дуб, гусеница. | дуб | Растения |
Учитель: Как вы думаете, представители какого царства являются основой жизни на земле. Без них не смогли бы существовать остальные представители живых организмов?
Ответы учеников: Животные или растения.
В совместной дискуссии учитель подводит ученики т к выводу, что растения – основа жизни.
Учитель: Совместно с вами мы пришли к выводу, который запишем в тетрадь. «Растения – основа жизни всего органического мира». Поэтому и изучать биологию мы начнем с науки, изучающей растения. Заглянем в мини-словари, догадайтесь, как называется эта наука.
Ответ учеников; Ботаника
Учитель: занесем в тетрадь «Ботаника – наука, изучающая царство растения».
Учитель обращает внимание учеников на учебно-методический аппарат учебника.
Учитель: «БОТАНЭ» переводится как зелень, трава. Может быть вам покажется необычным это слово, может даже смешным, но сейчас вы узнаете, как называлась эта наука, во времена, когда учился Пушкин! Прочитайте 1 абзац текста, под знаком «Зеленый лист» на странице 5.
Ученики знакомятся с текстом.
Учитель ведет фронтальную беседу по вопросам;
Как назывались ботанические объекты во времена учебы маленького Саши Пушкина? («Прозябаемое царство»)
Почему растения на Руси имели такое название? ( Растение– холодное, «озябшее»)
Как долго еще такое название растений существовало в России? (Уже через 15 лет, когда учился М.Ю.Лермонтов, в русском языке уже появилось слово «растение».)
Учитель: Человек давно начал использовать растения в своей жизни, с тех незапамятных времен многие растения стали иметь большое практическое значение для человека. Предлагаю вам поиграть в игру «Значение растений в жизни человека» вам дается 3 минуты на работу, а затем мы начнем составлять совместный список. Правило одно, защитывается значение, а не название растений, например: 1 – используется в пищу (капуста, картофель, морковь и т д) – и хотя перечислено 3 растения, это защитывается как один балл – «используется в пищу».
Игра «Значение растений в жизни человека»
- Использование в пищу
- Лекарственные растения
- Изготовление одежды и обуви (хлопок, лен)
- Изготовление жилищ и построек
- Изготовление посуды (ложки, бочки, туески)
- Отопление жилища (дрова)
- Получение каучука
- Изготовление химических реактивов (лакмус)
- Изготовление музыкальных инструментов
- Изготовление орудий труда (грабли и вилы)
- Декоративность
- Красители.
- Яды. и т.д.
По истечении 2 минут первый ученик начинает зачитывать свой список, остальные добавляют только то, что еще не прозвучало, и все пополняют свой список.
Учитель: когда вы составляли список, то первое, что пришло вам на ум, было пищевое значение растений. Но уже давно, люди поняли, что мир растений это не только пища, он интересен и многообразен. Растения стали изучать, привозить диковинные растения из других стран, классифицировать их. Больше всех в этом направлении сделал древнегреческий ученый Теофраст. Его еще зовут – «отцом ботаники». Почему, вы расскажете мне через 3 минуты. Для этого познакомьтесь с информацией.
Карточка 3. Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений? В чём состоит деятельность корня, стебля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой (произвольно зарождаться)? Может ли один вид растений переходить в другой? Он написал две книги о растениях: «Историю растений» и «Причины растений» в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений. Теофраст в своих «ботанических» трудах, как истый натуралист, предполагал, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку. |
Учитель ведет фронтальную беседу по прочитанному материалу. Начало беседы начинается с вопроса «Что вы узнали о Теофрасте?»
Учитель: Мы находим растения разных видов практически повсюду – на суше, в море, от засушливых пустынь до лесов, где льют бесконечные тропические дожди. Растения могут быть на теле животного и внутри него. К растениям относятся одноклеточные водоросли, такие крохотные, что увидеть их можно лишь в микроскоп, и огромные деревья, например гигантские секвойи, растущие на западе Северной Америки.
В целом обширное и пестрое царство растений насчитывает более 500 000 видов, и если бы я начала называть каждое, то на это ушло бы 150 часов. Я хочу, чтобы вы познакомились самыми необычными и удивительными растениями. Растениями– рекордсменами!
– Учитель разбивает класс на группы и каждой группе выдает заранее приготовленные карточки. Задание группе, прочитать и приготовить сообщение для класса. (См. Приложение 1)
После 3 минут подготовке представители групп делают краткое сообщение. Учащиеся заносят краткую запись о необычных растениях в рабочую тетрадь. (Учитель может заранее приготовить презентацию, иллюстрирующую сообщения учеников)
Закрепление изученного материала. (6 минут)
Учитель. Сегодня мы познакомились с новой наукой, изучающей растения. Кто мне скажет, как называется наука , изучающая растения?
Ответы учеников: Ботаника.
Учитель. А что означает слово «ботаника»?
Ответы учеников: Зелень, трава.
Учитель, Итак вам нужно решить кроссворд, и поможет вам в этом слово «Зелень».
Реши кроссворд.
- Растение, имеющее самый большой цветок.
- Одно из самых больших деревьев, произрастающее в Северной Америке.
- Высокое дерево, листья которого не дают тени. Произрастает в Австралии.
- Растение с большими, плавающими листьями.
- Наука, изучающая растения.
- Растение пустыни, имеющее всего 2, сильно изорванных листа.
4. Подведение итогов урока и домашнее задание (4 минуты)
Взаимная проверка кроссворда в парах.
Учитель: Вы справились с заданием, теперь немного обобщим полученную информацию. Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
- Что было новым для вас на уроке?
- Что вам было интересно?
- Какие у вас остались или возникли вопросы?
- Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?
Учитель: Спасибо, сегодня вы хорошо поработали на уроке. Запишите домашнее задание.
– Всем прочитать материал учебника на страницах с 4 по 8 и найдите в тексте материал, который мы с вами на уроке не изучили. Занесите его в тетрадь.
– По желанию: подобрать материал и оформить презентацию по теме «Чудеса царства растений».