Цели:
Образовательные:
- уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- проверить умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности;
- формировать и развивать общеучебные навыки (сотрудничество, умение слышать и слушать) и умения работать в группах малого состава;
- развивать связную речь, умение выразить свои мысли, аргументировать свой ответ.
Воспитывающие:
- формировать коммуникативные качества, развивать ответственность не только за свои знания, но и знания, учебные успехи каждого ученика;
- воспитывать бережное отношение к родному языку.
Тип урока: урок обобщения пройденного материала.
Педагогическая технология: игровое обучение.
Методы:
- Словесные: рассказ, беседа.
- Наглядные: компьютер, проектор, сигнальные круги, телевизор, DVD.
Система обучения: “Школа 2100”, 2 класс.
Структура урока:
- Организационный момент – 1-2 мин.
- Вступительное слово учителя – 2 мин.
- Минутка чистописания – 3 мин.
- Актуализация опорных знаний – 3 мин.
- Ход игры – 25 мин.
- Проверка усвоенного материала – 3 мин.
- Подведение итогов и награждение – 3 мин.
Ход урока
Структурные элементы урока | Содержание взаимодействия с учащимися | |||
1. Организационный момент. | Психологический настрой класса на работу на уроке. | |||
2. Вступительное слово учителя | (Слайд 1). – А.Н.Толстой писал: “Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью”. Изучение русского языка – это великое дело. Неслучайно мы изучаем его в школе с 1 по 11 класс. – Мы закончили изучение темы “ Безударные гласные в корнях слов и сегодня проверим, насколько хорошо мы усвоили содержание этой темы, и овладели навыками работы. Наш урок пройдёт в форме игры “Счастливый случай”. Сегодня в игре принимают участие 3 команды, которые покажут свои знания по теме “Безударные гласные в корнях слов”. А оценивать наши знания будет жюри, в состав которого входят ваши родители. |
|||
3. Минутка чистописания. | – Какие гласные в корнях слов нужно проверять? – Эти гласные мы сегодня будем писать на минутке чистописания: 1 ряд – а, о; 2 ряд – и, е; 3 ряд – яя. (Образцы на доске.) |
|||
4. Актуализация опорных знаний. | – Как проверить безударную гласную в корнях
слов? – Как называются такие слова? Приведите примеры. Запишите эти слова в тетрадь (трава – травы – травка – травушка). |
|||
5. Ход игры. | 1-й гейм “Заморочки из бочки” (слайд 3). По одному ученику от каждой команды вытаскивают капсулу киндер-сюрприза, в которых лежат карточки со словами и читают эти слова. (Слайд 4).
– Запишите слова в столбик. Вставьте пропущенные буквы. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму. (Проверка с помощью сигнальных кругов.) – Прочитайте первое слово первого ряда, второго, третьего. – Поднимите карточку с буквой, которая написана в корне ваших слов. (За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов.) 2-й гейм “Ты – мне, я – тебе” (слайд 5 ). Учитель обменивается теоретическими вопросами с учащимися. Для каждой команды по 1 вопросу (слайд 6). 1 ряд – Какие слова являются проверочными? 2 ряд – Какие гласные в корне требуют проверки? 3 ряд – Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корнях слов? (За правильный ответ – 2 балла.) 3-й гейм “Тёмная лошадка ” (слайд 7). Письмо по памяти (слайд8). Ветер по м-рю гуляет – Из какого произведения этот отрывок? – Кто автор? – Какие ещё произведения этого автора вы знаете? – Что вы заметили? – На какую орфограмму пропущены буквы в словах? – Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова. – Как нужно действовать, чтобы верно подобрать пропущенную букву? – Прочитайте орфографически. Какие опасные места заметили? (За правильный ответ команды получают по 1 баллу.) – Запомните этот отрывок. Запишите по памяти. – Проверьте (слайд 9). Ветер по морю гуляет Физкультминутка и гимнастика для глаз . – По истечению всевозможных видов работы организм человека устаёт и требует отдыха.
1. Гимнастика для глаз. а) Работа с офтальмотренажером. б) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. в) Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулаках, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. – Ваши глазки и руки отдохнули, и я думаю, что вы готовы соревноваться дальше. 4-й гейм “Дальше, дальше, дальше…” (слайд 10). Каждая команда получает лист бумаги. Дети совещаются и пишут слова с безударной гласной в корне. – 1 команда пишет слова с буквами – я,о; 2 команда –а,е; 3 команда – и. (Команда победитель получает 3 балла.) 5-й гейм “Спешите видеть” (слайд 11). – Сейчас мы будем учиться слушать и слышать. В речи героев есть слова с интересующей нас орфограммой. Услышьте их. Ученики просматривают несколько кадров мультфильма “Винни – пух и все, все, все…”. – Напишите слова с проверяемой безударной гласной в корне из м/фильма. ( Проверка проводится в форме аукциона. Побеждает команда, которая назовёт последнее слово – 3 балла.) 6-й гейм “Гонка за лидером” (слайд 12). – Найдите “лишнее” слово (слайд 13). – Аргументируйте свой ответ. Докажите. 1. Смех, смешной, смешить, смешать, смешинка. 2. Вода, подводник, водитель, водопад. 3. Лес, лестница, лесничий, перелесок. – Как называются оставшиеся слова? – Назовите проверочные слова в каждой группе слов. – Назовите проверяемые слова. – Запишите однокоренные слова в тетрадь (по командам). (За правильно выполненное задание – 3 балла.) |
|||
6. Рефлексия. | – Написание какой орфограммы мы сегодня
повторяли? – Закрасьте в тетради зеленый кружок, если считаете, что хорошо усвоили эту тему и всё было понятно. – И закрасьте красный кружок, если что-то было непонятно. – Мы ещё на других уроках и в следующих классах будем работать над этой темой и все её усвоим на отлично. – Работу какой команды вам хотелось бы отметить? |
|||
7. Подведение итогов и награждение. | Слово предоставляется жюри. – Мне хочется поблагодарить жюри и детей и сказать, что вместе – мы сила, и справимся с любым заданием, поможем друг другу, а один в поле не воин. |