Тип урока: комбинированный.
Пояснения: на предыдущем уроке учащиеся делятся на группы, каждая группа получает конкретное задание и определяет последовательность деятельности в рамках общей задачи, поставленной учителем-поиск информации по заданной теме в источниках разного типа, выдвижение гипотезы, выявление противоречий в исторических источниках, оформление результатов исследования.
Цели урока:
- развивать способность учащихся анализировать исторические источники, выдвигать гипотезы, обосновывать выводы, вести дискуссию;
- способствовать формированию у учащихся информационной компетенции;
- воспитывать интерес к историческому прошлому страны;
- обобщить знания учащихся по истории образования государства Русь.
Оборудование урока: компьютер, проектор и экран.
ХОД УРОКА
I. Учитель во вступительном слове знакомит учащихся с целями и задачами урока, со структурой урока.
- Первый этап: исследуются предпосылки и время возникновения древнерусского государства.
- Второй этап: изучаются особенности формирования древнерусского государства.
- Третий этап: рассматриваются сведения о происхождении названий Русь, Россия, русские.
- Четвертый этап: исследуются сведения о роли варягов на севере славянских территорий.
- Пятый этап: обсуждается вопрос о двух центрах формирования славянской государственности, о характере власти первых русских князей, об их роли в объединении страны.
II. Используемые образовательные технологии
На каждом этапе урока учащиеся приводят найденные ими в исторических источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения, формулируют выводы.
Содержание урока:
I этап. Образование государства это длительный процесс, который может длиться века, поэтому дата образования государства всегда условна. Одни источники считают, что полное единство восточных славян сложилось в VIII-IX веках, другие, что в X-XI веках. «Великое переселение народов» вовлекло славян в общую миграцию, когда они становились или союзниками кочевников(не всегда добровольными), или их данниками и вынуждены были искать более безопасные места для проживания. В VI-X веках началось обособление восточной ветви славянских языков, зародился русский язык, который стал основой этнической общности. Соседство с финно-угорскими племенами «меря», «мурома», «мещера» взаимообогатило язык и культуру.
II этап. Древнерусское государство зародилось на обширной, однообразной равнине. Природа равнины исключала привязанность людей к конкретной местности, рождала однообразные занятия, образ жизни, верования. Это исключало враждебность и столкновения соседних племен. Поэтому независимо от размеров равнины и ее этнического состава она стала территорией одного государства. Заселение европейской равнины шло долго. На берегах Днепра поселились земледельческие племена, а на юго-востоке равнины жили кочевые азиатские племена. Двигаясь на север, по берегам больших рек, славяне встретились с финскими племенами. Преданий о враждебных столкновениях с финнами не сохранилось, так как земли было достаточно для всех. На обширном пространстве равнины сформировалась огромная система рек, по берегам которых появились первые города. Славянские племена обычно селились на возвышенностях в юго-западной части равнины и занимались земледелием, а финские племена селились в северо-восточной части, на болотах и низменностях. В древности русская земля разделилась на 4 главных области: Новгородскую, Полоцкую (Кривскую), область Днепра, область верхней Волги. В начале IX века славяне закрепились у истока реки Волхов, но нигде не утвердились на берегах моря. Союзы племен возникли, чтобы противостоять врагам. На европейской равнине они стали образованиями военно-территориальными, а не этническими, так как «великое переселение народов» нарушило родовые связи. Славянские союзы были непрочными, так как их объединяло только совпадение военных интересов. После перехода славян к соседской общине единственным гарантом безопасности общины становился князь.
III этап. Историки антинорманисты Греков Б.Д.,Мавродин В.В. считают, что термин «русь» не имеет скандинавского происхождения. В рунических надписях и в древне скандинавской литературе наша страна называется «Гардарика»(страна городов). Название Россия появилось в славянских языках в XIII-XIV веках и взято было не из разговорной речи, а из книг. Очевидно, оно пришло в Скандинавию из Руси славянской. Корень «рус» отложился в топонимике севера(Старая Русса).Ряд историков связывают происхождение названия «Русь» с севером и считают первой столицей Руси Новгород. В древних летописях термин «рос»-«рус» закрепляется за восточными славянами.
IV этап: Нестор и другие летописцы связывают образование государства с именами Рюрика, Синеуса и Трувора, которые в 862 году были приглашены на правление новгородскими словенами, кривичами, весью и чудью. Знаток летописания, академик Шахматов А.А., доказывал, что легенда о призвании варягов имеет новгородское происхождение и в летопись была включена в XII веке. Варяжские князья названы братьями. Это отражает союз трех племен: новгородских словен, кривичей и финского племени весь. В IX веке скандинавские племена сами не знали государственности. Но они издавна стремились контролировать выгодную торговлю пушниной на пути «из варяг в греки», так как она позволяла им обогащаться. Поэтому земли словен, кривичей и мери вокруг озера Ильмень стали данниками варягов. Древнерусское государство сложилось не благодаря варягам, но при их активном участие. В 862 году, известному в тех краях конунгу Рюрику предложили возглавить союз 3-х племен, которые сами не могли защитить свою землю от вторжений. Возможно славянские старейшины смотрели на дружину Рюрика только как на наемную военную силу, но получилось, что необремененные родовыми традициями варяги, больше чем старейшины подходили на роль судей в спорах. Поэтому вместе с военной властью они получили и гражданскую власть. Варяжское происхождение правителей древней Руси было случайным, но не удивительным фактом. Так как задолго до Рюрика норманны ходили в походы на пути «из варяг в греки», были и совместные славяно-норманнские походы на юг, бывали столкновения варягов с местным населением. Варяжские дружины были малочисленны и не могли силой подчинить себе Восточно-Европейскую равнину, а ее отдаленность от моря не позволяла им напасть внезапно.
V этап: Варяжские правители сидели в городах, собирали дань с населения за обеспечение безопасности и пытались упорядочить жизнь общества. Они подчинялись верховному правителю. Такой порядок стал зарождением системы наместничества, при которой власть наместников над подвластными землями была ограниченной. Киев был вторым центром государственности восточных славян(полян, северян, радимичей, вятичей). Эти племена платили дань хазарам. Когда у власти в Киеве утвердились, пришедшие с севера варяги Аскольд и Дир, (по летописи бояре Рюрика), они избавили полян от подчинения Хазарскому каганату. Варяги хотели взять под свой контроль весь водный путь «из варяг в греки». Эту задачу решил родственник Рюрика Олег в 882 году, когда он хитростью овладел Киевом. Эта победа позволила политически объединить все земли славян на пути «из варяг в греки». Возможно доаскольдово государство в Киеве и держава Рюрика возникли одновременно и независимо друг от друга, так как это не протеворечит летописному свидетельству. Возможно государство в Киеве сложилось раньше чем на севере, так как поляне жили в благодатной, но опасной местности. Необходимость защищаться от кочевников, ходить в походы в богатые византийские владения и опыт жизни в Хазарском каганате привели к созданию государства в Киеве. Объединение восточно-славянских племен вокруг Киева не было обременительным. Власть князя в начале была номинальной и сводилась к регулярному сбору дани (полюдье), приему повоза( даров), разбирательству споров и организации дальних походов. Князья не могли нарушать установленных пределов власти и считались с элементами родоплеменной власти. Старейшины стали советниками князя, а земли в составе государства сохраняли свою автономию. Общие военные походы и торговые интересы сплачивали союз племен. Насильно были покорены древляне, радимичи и вятичи.
Подведение итогов: Учащиеся демонстрируют слайды, посвященные 1150 летию зарождения Древнерусского государства, комментируют их.
Приложение:
№1 Презентация «1150 лет зарождения государства Российского» (17 слайдов)
Слайд №1:Памятник 1000-летию России в Великом
Новгороде.
Слайд №2:Указ президента о праздновании.
Слайд №3: Монета 1150 лет зарождения Российской
государственности.
Слайд №4: Карта «Расселение славян».
Слайд №5: Карта «Международные торговые пути
древней Руси».
Слайд №6: Характеристика основных положений
норманнской и антинорманнской теорий.
Слайд №7: Репродукция картины Н.К.Рериха
«Заморские гости» 1901 год.
Слайд №8: Репродукция картины А.М.Васнецова
«Вече» 1909 год.
Слайды № 9,10,11: Посвященные призванию Рюрика.
Слайды № 12,13: Посвященные Рюрикову Городищу.
Слайды № 14,15,16,17: Посвященные древним
новгородским храмам.
№2 Задания, полученные учащимися для подготовки к уроку «Образование государства Русь»
I. Ответить на вопросы:
1) Какие сведения о предпосылках образования
Древнерусского государства и особенностях этого
процесса можно извлечь из изученных источников?
2) Какие противоречия по исследуемой проблеме
встречаются в источниках, как можно их
согласовать? 3)Какие версии существуют в
исторической науке по вопросу образования
государства Русь?
II. На основании собранных фактов выдвинуть гипотезы, обсудить их в группе методом «мозгового штурма».
III. Оформить выводы исследования в форме письменного, логического обоснования.