Цели: актуализировать знания об аллотропии как следствие строения атома элемента и расширить традиционные представления о физической картине мира на примере нанообъектов.
Задачи:
- образовательные:
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-проект.
Характеристика проекта: информационно-исследовательский (по доминирующей деятельности учащихся), монопроект (по предметно-содержательной области), мини-проект (по продолжительности), межпредметный; продукт проектной деятельности – компьютерная презентация в программе Power Point.
Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, видеоматериалы для создания презентаций, инструкционные карты для работы группы, учебники по химии, ПСХЭ, дополнительная литература – журналы, содержащие информацию по теме.
Межпредметные связи: физика, биология.
Урок проходит в кабинете ИКТ и рассчитан на 90 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка проблемы
Вступительное слово учителя: «Задача сегодняшнего урока – используя опорные знания, разные источники информации, в том числе и электронные, выяснить различие в строении, физических свойствах аллотропных модификаций кислорода, углерода, серы, фосфора, кремния и обосновать их применения в нанотехнологиях».
III. Работа над проектом
1) Определение путей решения проблемы
Группы формируются с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Каждой группе дается задание собрать информацию в определенном порядке в соответствии с планом.
2) Поиск информации
Учащиеся осуществляют поиск информации по Интернету, дополнительной литературе, учебниках, используя инструкционные карты (см. Приложение 1).
3) Обработка информации
Учащиеся в группах должны создать презентацию из слайдов (минимальное количество – 4, максимальное -7).
Собранная информация излагается по следующему плану (кроме группы № 8):
- основные понятия;
- особенности строения;
- особенности физических свойств вещества;
- история открытия;
- области применения вещества, основанные на его свойствах.
4) Защита проекта
Учащиеся в группах определяют человека, который будет выступать.
Время каждого выступления – 3 мин. Представители из каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях.
IV. Подведение итогов урока. Самооценка и самоанализ.
Учащиеся других групп и сами оценивают презентацию по критериям
(см. Приложение 2).
Домашнее задание: п. 7.3 стр.123-126; стр.126 упр. № 3,4.
Подготовить сообщения на темы: «Нановолокна», «Неуглеродные нанотрубки», «Принцип действия молекулярного мотора».
Литература:
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г.
Интернет-ресурсы:
- Сайт российской нанотехнологической сети [Электронный ресурс].URL:http://www/nanometer.ru/
- Сайт о нанотехнологиях в России [Электронный ресурс].URL: http://www.nanonewsnet.ru/
- Журнал «Российские нанотехнологии» [Электронный ресурс].URL: http://www.nanorf.ru/