Патриотическое воспитание детей – тонкое, деликатное явление в социальном развитии подрастающего поколения. Патриотизм формируется на определенном содержании, которое ребенок постигает умом и сердцем. Информация, обогащенная эмоциями, порождает чувства. И здесь самое главное, чтобы вся громада информации (события, которыми живет наша Родина) не легла в сознании ребенка на «теоретическом» сухом уровне. Она должна быть окрашена эмоциями ребенка, которые вызывают и даже провоцируют окружающие взрослые.
Нам, педагогам, необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить потерявшую в последние годы актуальность работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к защитникам нашей Родины, в стремлении быть похожими на них.
В последнее десятилетие в нашей жизни произошло много сложных, противоречивых событий: отошли в прошлое некоторые уже известные праздники и появились новые, неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней. Все это формирует мировоззрение людей, накладывает отпечаток на вопросы воспитания в целом и дошкольников в частности. Обязывает всех нас, взрослых, кто занимается воспитанием детей, с особой серьезностью и ответственностью подойти к вопросам патриотического воспитания.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории нашей Родины. В нашем детском саду всегда велась серьезная работа в данном направлении. У нас имеется масса условий и возможностей для качественного обеспечения процесса патриотического воспитания, обогащение его содержательного, эмоционально – чувственного и деятельного компонентов.
Педагоги ДОУ не только владеют документальным материалом, но и умело передают своим маленьким слушателям чувства уважения, восхищения героизмом защитников нашего Отечества.
Дети подготовительной к школе группы через чтение художественной литературы, занятия, использование ИКТ, рассматривание фотографий и иллюстраций с большим интересом узнали, что 1812-й – год богатырей, не сказочных, былинных, знакомых детям, а реальных, о которых им предстоит узнать. Все это зажигает в сердцах ребят искорки любви, гордости за своих предков, уважения к истории своей Родины.
Тема: «России верные сыны».
Цель: Формирование у детей интереса к истории нашей Родины.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
- Дать детям знания об Отечественной войне 1812 года. Познакомить с героями тех дней, зарождая в детях чувство гордости и любви к Родине.
- Доказать на конкретных примерах, что покорить Россию невозможно, что не перевелись еще на нашей земле герои, имена которых навсегда останутся в благодарной памяти потомков. Расширять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать эмоционально-чувственную сферу: ощущение красоты окружающего мира и желания сохранить ее; выражение своего отношения к окружающему миру в эмоциях, чувствах, переживаниях. Совершенствовать диалогическую речь, общую моторику, зрительное восприятие.
Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать чувство гордости за свой народ, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны.
Планируемые результаты:
Умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (интерес, радость); имеет представления о государственных праздниках, Российской армии.
Интеграция образовательных областей:
- Коммуникация
- Познание
- Социализация
- Музыка
- Здоровье
- Физическая культура
- Безопасность
- Чтение художественной литературы
Виды детской деятельности: Коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная
Предварительная работа:
- Чтение: М. Лермонтов «Бородино»; И.П. Нагибин, К.Ю. Белая «Моя Родина- Россия. С древних времен до наших дней».
- Рассматривание иллюстраций о войне 1812 года.
- Рассматривание карты России.
- Разучивание подвижной игры.
- Заучивание пословиц и поговорок о России.
Оборудование: Ноутбук, телевизор для демонстрации мультимедийной презентации.
Ход совместной деятельности
1. Организационный момент (объявление темы занятия, создание эмоционально положительного фона, развитие слухового внимания, мелкой моторики, словарная работа).
Учитель-логопед:
Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок
Звенит колокольчик, дети собираются возле педагога.
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Давайте поиграем в игру с пальчиками.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
С вами мы подружимся,
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, послушайте стихотворение.
(презентация с музыкальным сопровождением «Моя Россия» Соловьева Н., Г. Струве)
слайд № 2, приложение № 1
На широком просторе предрассветной порой
Встали алые зори над родимой страной.
С каждым годом все краше дорогие края…
Лучше Родины нашей нет на свете, друзья!
(А. Прокофьев «Родина»)
А можете ли вы сказать, что мы называем Родиной?
Дети: Родина – место, где я родился, где родились и живут мои родители, родные и т.д.
Учитель-логопед: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, его маленькая родина – деревня, улица, дом, где он родился. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Отчизна.
…Родина начинается на пороге твоего дома. Родина огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Давайте подберем вместе к слову «Родина» слова одной семейки.
Проводится игра «Слова одной семейки». (Совершенствование грамматического строя речи. Образование однокоренных слов).
Учитель-логопед: Маша, что ты сделала 6 октября?
1-й ребенок: Я родилась.
Учитель-логопед: Каким словом можно назвать папу и маму?
2-й ребенок: Родители.
Учитель-логопед: Каким словом ты назовешь дядю и тетю?
3-й ребенок: Родственники.
Учитель-логопед: Коля, какая сестра у тебя есть?
4-й ребенок: Родная.
Учитель-логопед: Кто живет в нашей стране?
5-й ребенок: Народ.
Учитель-логопед: Молодцы! Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.
Дети: Родина, родиться, родители, родные, родственники, народ.
Учитель-логопед: Подберите слова, отвечающие на вопрос: Родина какая? Проводится игра «Какая?» (Совершенствование грамматического строя речи. Подбор признаков к слову Родина).
Дети: прекрасная, любимая, родная, необъятная, огромная, богатая, красивая, могучая и т. д.
Учитель-логопед: Страна, в которой мы живем и гражданами которой являемся – Россия, Российская Федерация. Как называется язык, на котором мы говорим?
Дети: Русский.
Учитель-логопед: Молодцы! События, которые происходили до нас и оказали влияние на нашу сегодняшнюю жизнь, наша история.
Мы с вами сегодня узнаем частичку из истории Отечественной войны – это далекий для нас с вами 1812 год.
2. Основная часть.
Рассказ учителя-логопеда о войне 1812 года. (Углубление знаний детей об Отечественной войне 1812 года, развитие речевого слуха).
(Учитель-логопед ведет рассказ на фоне слайдов)Учитель-логопед:
В 1812 году началась Отечественная война. В этой войне французская армия во главе с Наполеоном решила покорить Россию. (слайд № 3) Армия Наполеона была сильна, в боях она одержала много побед. Но главной своей целью Наполеон считал взятие Москвы. (слайд № 4)
Наполеон говорил, что, если он возьмет Москву, то поразит Россию в сердце. На борьбу с врагом, на защиту Отечества поднялся весь русский народ. Крестьяне с топорами, вилами, дубинами организовывали партизанские отряды; горожане на свои средства покупали оружие и записывались в ополчение. Потому и называют войну 1812 года Отечественной.
Командовать русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Солдаты радостно говорили: «Приехал Кутузов бить французов».
Наполеон решил победить Россию, очень быстро занять Москву. Но Кутузов умело вел бои, старался, чтобы как можно меньше погибло русских солдат. В боях русская армия проявляла величайшую стойкость, решительность. Но Наполеон все же продвигался к Москве.
Вскоре (26 августа 1812 года) недалеко от Москвы, у села Бородино, произошло решающее сражение. (слайд № 5). Это сражение вошло в историю как Бородинское сражение. Оно длилось целый день и стало самым кровопролитным. Русская армия выстояла, отбив все атаки Наполеона. Но потери русских солдат в Бородинской битве были огромны.
Тогда Кутузов собирает совет в Филях, (слайд № 6) на котором решили: нужно оставить Москву. «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна», – сказал Кутузов.
Подойдя к Москве, Наполеон, (слайд №7) стоя на Поклонной горе, ждал, что москвичи вынесут ему ключи от Москвы, но не дождался.
Когда французы вошли в Москву, она была пуста: москвичи вместе с армией Кутузова покинули город.
А вскоре французская армия вынуждена была покинуть Москву: продовольствия не было, в городе начались пожары. (слайд № 8)
Отряды партизан, (слайд № 9) которыми командовал смелый и отважный гусар Денис Давыдов перехватывали французские обозы с продовольствием, военными припасами, захватывали пленных. Партизаны так сильно вредили противнику, что французы даже объявили награду за поимку Дениса Давыдова.
Наполеону пришлось отступать под натиском окрепшей, собравшейся с силами русской армии. Для своих солдат он не приготовил ни зимней одежды, ни продуктов. Из Москвы Наполеон повел армию по Смоленской дороге, где его ждал Кутузов со своей армией. Наполеон вскоре бросил свою армию и бежал во Францию.
(слайд № 10)
Учитель-логопед предлагает детям пройти на ковер и поиграть в игру.
Проводится физминутка «Стойкий оловянный солдатик» (координация речи с движением, развитие общей моторики, речевых навыков, физиологического дыхания).
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте – скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом…
Марш на место не спеша.
Дети: Эх, зарядка хороша!
Учитель-логопед: А сейчас давайте с вами еще раз посмотрим на французских солдат в начале войны. (слайд № 11) Они сильные, крепкие, хорошо одетые, вооружены, во главе со своим командующим Наполеоном Бонапартом.
И вот солдаты, (слайд № 12) бегущие из Москвы. Они сгорбленные, усталые, замерзшие, укутанные во что попало, трясущиеся от холода, безоружные…
Армия Наполеона была разбита. Поход провалился. Торжества победоносной армии Наполеона не состоялись. Так была одержана победа над французской армией в 1812 году. Много людей отличились в этой войне (слайды 13-16, галерея) и стали героями: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, Д.В. Давыдов и др.
В память о героях Отечественной войны 1812 года в Москве был воздвигнут Храм Христа Спасителя. (слайд № 17) Подвиг русских героев прославлен в нашей стране и в названиях улиц: Багратионовская, Барклая, Кутузовский проспект, (слайд № 18) станции метро «Кутузовская» и «Багратионовская».
Открыт замечательный музей-панорама «Бородинская битва» (слайд № 19). На Кутузовском проспекте расположена Триумфальная арка, (слайд № 20) воздвигнутая в честь победы русской армии над французами. Она поставлена при въезде в Москву со стороны Смоленска: так возвращалась наша армия-победительница.
Учитель-логопед: А сейчас мы с вами проведем викторину. Вы будете отвечать на вопросы и получать фишки за правильные ответы. Затем подведем итоги.
Проводится викторина (развитие диалогической речи, совершенствование умения пользоваться косвенной речью).
- Скажите, кто решил покорить Россию и Москву в 1812 году?
- Как решил действовать Наполеон?
- Кто руководил русской армией?
- Где произошла битва русской и французской армий?
- Как называется это сражение?
- Почему Кутузов решил отступать?
- Что произошло, когда Наполеон вошел в Москву?
- Кто встретил Наполеона на Смоленской дороге?
- Кто победил в Отечественной войне 1812 года?
- Почему эта война называется Отечественной?
Учитель-логопед подводит итоги викторины. Далее предлагается детям припомнить и назвать знакомые пословицы и поговорки о Родине и ее защитниках.
1-й ребенок: Родина-мать, умей за нее постоять.
2-й ребенок: Для Родины своей ни сна, ни жизни не жалей.
3-й ребенок: Береги землю родимую как мать любимую.
4-й ребенок: К нам с пушками, от нас с клюшками.
5-й ребенок: Если народ един, он непобедим.
3. Окончание занятия
Учитель-логопед:Да, ребята, это действительно так. Вы знаете, что нашей стране приходилось отражать нападение врагов. Ведь Россия – богатая, красивая и очень многие хотели бы владеть ею. Но наши деды и прадеды сохранили ее для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской. А теперь уже наша очередь – беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую, прекрасную Родину Россию.
Литература:
- Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
- Моя Родина – Россия. Книга первая. С древних времен до наших дней. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 16с.: цв. илл. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 201).
- Познавательный журнал «Детская энциклопедия» № 11-2011.
- Научно-популярное издание «Российская детская энциклопедия» Книга для чтения взрослыми детям – Сост. Л. Яковлев. – Минск: Современный литератор, 2008. – 240с.
- Бородино. М.Ю. Лермонтов. – М.: Малыш, 1985. – 12с.
- Стихи к любимым праздникам /М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 85с.: ил.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост., авт.вступ.ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.