Тема урока: «Надкласс Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания».
Цели урока:
- Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.
- Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.
- Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах.
Оборудование: живые аквариумные рыбы, раздаточный материал.
I стадия – Вызов (мотивация).
Учитель: Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение?
Предполагаемые ответы учащихся (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).
Учитель: А почему рыбе хорошо в воде?
(Она приспособлена к жизни в воде).
Учитель: В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? Это и будет темой сегодняшнего урока.
Ребята записывают тему урока в тетрадь.
II стадия – содержание.
Особенности водной среды:
Большая плотность воды затрудняет активное передвижение.
Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину.
Ограниченное количество кислорода.
Вода – растворитель (соли, газы).
Тепловодность (температурный режим более мягкий чем на суше).
Прозрачность.
Текучесть.
Самостоятельная работа учащихся с текстом (Приложение 1) по выявлению черт приспособленности во внешнем строении рыб к водной среде обитания.
Обсуждение результатов работы и составление фишбоуна. (Приложение 2)
По каждому признаку – комментарии учителя:
Голова у рыбы плавно переходит в туловище, а затем в хвост. Шеи у рыбы нет. С гибкой вихляющей шеей тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который должен легко пробивать себе дорогу в толще воды.
Глаза. Рыбы могут видеть только на расстоянии до 1 м, хотя некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 – 12 м. зрение рыб зависит от освещенности и прозрачности воды. Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности и при внутривидовом общении.
Ноздри – органы обоняния. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде.
Тело рыб покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи, а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Дополнительно чешуя покрыта слизью, которая способствует уменьшению трения пли плавании, и, благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, так как кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ.
Окраска тела делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.
Органы движения – плавники. Непарные – спинной анальный – устойчивость при движении. Хвостовой – движение вперед. Парные – грудные – повороты в воде, движение вверх, вниз и в стороны. Брюшные – удерживают в равновесии в вертикальном положении.
Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, волнообразно изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами, необходимыми для управления движением и балансировки.
Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновения с подводными препятствиями.
Рыбы живут на разной глубине, поэтому очень разнообразны по своей форме.
Рыбы, обитающие в толще воды и у ее поверхности: имеют обтекаемую форму тела, сильно развитый хвостовой плавник. Все это позволяет быстро передвигаться в толще воды.
Придонные рыбы: имеют тело, уплощенное в спинно – брюшном направлении (так как давление воды с глубиной растет), медленно плавают.
Глубоководные рыбы: снабжены светящимися органами, так как на глубину не проникает свет.
Обитатели коралловых зарослей: имеют пеструю и яркую окраску. Тело сплющено с боков.
Вывод: приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, плавно переходящих органах тела, покровительственной окраске, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (боковая линия), органов передвижения (плавников).
На этом уроке мы с вами рассмотрели одно из общебиологических понятий – связь строения и функций.
III. Рефлексия.
Учащиеся выполняют лабораторную работу (Приложение 3) и заполняют таблицу (Приложение 4).
Домашнее задание: п.21.