Цели:
Образовательные:
- Автоматизировать правильное произношение звука «Ц» в слогах, словах, предложениях.
- Закреплять умение давать качественную характеристику звука.
- Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова.
Коррекционные:
- Развивать фонематическое восприятие.
- Упражнять в согласовании количественного числительного с существительным.
- Развивать зрительное восприятие, память.
- Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные: Воспитывать активность, самостоятельность, внимательность.
Оборудование: плоскостная фигурка цыплёнка, экран настроения (Рисунок 1), фигурка звуковичка, домик для звуковичка (Рисунок 2), мяч, перфокарты (Рисунок 3),карандаши, фишки для звукового анализа, звуковой молоточек, карточки с изображением цыплят (Рисунок 4), шнурки (Рисунок 5), клубочек ниток, картинки на звук «Ц», гирлянда (Рисунок 6).
Ход занятия
1. Организационный момент
Психогимнастика.
– Ребята, вы хотите, чтобы к нам пришел гость?
Для этого нужно отгадать загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки».
Вносится фигурка цыпленка.
Детям предлагается изобразить цыпленка, сидящего в яйце, затем показать, как он
выбирается из скорлупы: сначала высунуть головку, потом – правое крылышко, затем
– левое.
Работа с экраном настроения. (Рисунок 1)
Цыпленок вылупился из яйца и увидел вокруг себя много интересного.
– Какое у него настроение? (Варианты ответов, нахождение символа эмоции.)
2. Сообщение темы занятия.
– Кто у нас сегодня в гостях? (цыпленок)
– «Поймать» слово цыплёнок в левый кулачок.
– Как хозяйка зовет цыпленка, чтобы покормить? (цып-цып)
– Мы назовем его ЦЫП
«Поймать» слово ЦЫП в правый кулачок.
– Сколько получилось слов?
«Выпустить» слово цыпленок, затем «выпустить» слово ЦЫП.
Проговорить эти слова.
– Чем похожи эти слова? (варианты ответов)
– Где слышится этот звук?
– Значит, какой звук принёс нам цыплёнок?
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Обозначить звук «Ц» синим кружочком, и объяснить, почему.
4. Подбор звукового костюмчика.
– В каком домике может жить звуковичок «Ц»? (варианты ответов)
(В домике с синей крышей, без колокольчика)
Дети подходят к домику и зовут звуковичка «Ц», отхлопывая ритм (!! !! !!; ! !!! )
Выбирают костюмчик для звуковичка «Ц» (синий без колокольчика) (Рисунок 2)
5. Развитие фонематического восприятия.
«Игра с мячом». Повторить только звук «Ц» из ряда звуков и вернуть мяч.
Улыбнуться на слог со звуком «Ц»; удивиться, если в слоге нет звука «Ц».
Перфокарты «Крестики – нолики». Выделение звука «Ц» из слова. (Рисунок 3)
СОМ, ЦЫП, ЗАЙКА, НОЖНИЦЫ, ШАПКА, КОЛОДЕЦ
(взрослый произносит данные слова, ребёнок на слово со звуком (Ц) рисует крестик, если звука (Ц) нет – нолик)
Повторить слова только со звуком «Ц» по перфокарте.
6. Формирование навыка звукового анализа и синтеза.
Работа со словами из перфокарты: ЦЫП, НОЖНИЦЫ, КОЛОДЕЦ
Найти лишнее слово, и объяснить, почему? (ЦЫП)
Игра «Поймай звук» Ц Ы П
Выложить фишками слово ЦЫП
Убрать кружок из начала (конца) слова, какой звук он обозначал?
– Какой звук обозначает оставшийся кружок? Где он находился?
Стукнуть звуковым молоточком столько раз, сколько слогов в слове ЦЫП.
ЦЫП – это кто? (цыплёнок)
Стукнуть столько раз молоточком, сколько слогов в слове цыпленок.
Назвать цыпленка ласково, отстучат количество слогов.
7. Физкультминутка. Ритмическая игра «Капли» под музыку.
Стало солнце пригревать – поднять ладошки вверх.
Стали капельки стучать – указательным пальцем стучим по ладони.
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва
Поскорее, поскорее
Все быстрее и быстрее.
8. Развитие мелкой моторики с элементами кинезиологии
– Дождь идет, наши цыплята промокнут.
Предложить детям спрятать цыплят (закрывать пальцами левой руки нарисованных цыплят справа и наоборот, считая: 3 цыпленка, 5 цыплят).
9. Игра «Узелки» (выделение слов со звуком «Ц» из текста, завязывая на шнурке узелок на слово со звуком «Ц»). (Рисунок 5)
Цыпленок, находясь в яйце, знакомится со звуком «Ц».
И только, выйдя из яйца,
На «цып– цып» отзывается.
10. Составление предложений.
Дети составляют предложения о цыпленке по цепочке (с клубочком).
11. Итог.
– Цыпленку у нас очень понравилось. Он нам дарит картинки со звуком «Ц», чтобы мы сделали гирлянду. (Рисунок 6)
Используемая литература:
- Алтухова Н.Г