Необычный урок по кулинарии "Съедобные сорняки"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Раздел технологии: кулинария – 5класс.

Практическая работа: “Приготовление салата”

При изучении раздела кулинарии на уроках технологии, особой популярностью у обучаемых пользуются занятия, где в изучаемый материал добавлены элементы истории кулинарии на Руси. Такие необычные уроки позволяют не только оживить уроки, но и окунуться в традиции нашего народа. Один из таких уроков предлагаю вашему вниманию.

Тема урока: “Съедобные сорняки”

Задачи урока:

  • Знакомство с использованием в кулинарии Руси растений, которые в наше время считаются сорняками.
  • Продолжить формировать знания о пищевой ценности овощных растений, способах их кулинарного использования; умение определять качество овощей, первичной обработки различных видов овощей; выполнять нарезку овощей, правильно использовать инструменты и приспособления.
  • Воспитывать бережное отношение к продуктам, трудолюбие, технологическую дисциплину, этикет.
  • Развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время, вкус при оформлении блюд и сервировке стола.

Средства обучения

Учебные:

  • Учебник “Технология. Обслуживающий труд. 5 класс”.
  • Набор кулинарных инструментов и приспособлений.

Наглядные:

  • Презентация к уроку.
  • Плакат “Формы нарезки овощей”
  • Плакат “Сервировка стола”

Раздаточный материал:

  • Технологическая карта – на бригаду.
  • Карточка для дежурных.

Ход урока

1. Организационный момент

  1. Проверить выполнение санитарно – гигиенических норм, наличие формы, продуктов.
  2. Отметить отсутствующих.
  3. Раздать технологические карты, карточки для дежурных.
  4. Сообщить тему урока.

2. Контроль знаний и умений

Повторение материала прошлого урока в форме беседы.

Вопросы для беседы:

  1. Чем особенно богаты овощные культуры? (витамины)
  2. Какие вы знаете витамины?
  3. Для чего нужны витамины?
  4. К чему может привести недостаток витаминов?
  5. Знаете ли вы растения, которое, как и овощи содержат большое количество витаминов?

3. Формирование знаний и умений, объяснение нового материала:

История использования растений богатых витаминами, которые сейчас практически не используются в кулинарии и считаются сорняками. Просмотр презентации “Съедобные сорняки”. В голодные годы людей не раз выручали съедобные дикие растения. Но наступали лучшие времена, и о них, к сожалению забывали. А если в разговоре упоминали крапиву да лебеду, то не иначе как вспоминали войну или голод. Между тем во многих странах культивируют “дикарей”, считая блюда из них деликатесами. Например, медуницу – в Англии; одуванчик – во Франции, Японии; стрелолист – в Китае; лебеду – в Индии.

Полвека назад и в нашей стране интерес к “дикарям” был тоже не праздным. Достаточно перевернуть страницы истории, чтобы убедиться в этом. 1942 г. принес страшную трагедию для города на Неве, когда он, будучи отрезанным от всей страны, получал продукты питания лишь по ледяной дороге, проложенной через Ладожское озеро и подвергавшейся бомбежкам. Люди умирали от истощения, авитаминоза. В июле того же года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) вышла в свет книга авторского коллектива ботаников-специалистов “Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области”, в которой подробно рассказывалось о 40 видах сорняков – “дикаре”, пригодных к употреблению в пищу.

“Дикари” по содержанию питательных, физиологически активных веществ, витаминов не только не уступают огородным культурам, но и часто их превосходит. Всего 25 г зелени пастушьей сумки достаточно для удовлетворения суточной потребности взрослого человека в витамине “С”. В 100г листьев крапивы и лопуха содержится соответственно 270 и 350 мг этого витамина. Кроме того, семена пастушьей сумки содержат до 36, а осота – до 35% полезного растительного масла. На Кавказе, в Якутии, на Дальнем Востоке пеку лепешки и готовят растительные котлеты из семян подорожника, так как они питательны и богаты белком и крахмалом. Подобных примеров множество. Дикорастущие травы, богаты витаминами, - прекрасное дополнение к пище ранней весной и летом. Они могут быть использованы как самостоятельно, так и в смеси с привычными овощами: укропом, салатом, шпинатом, петрушкой, сельдереем, репчатым луком и т.д. в разнообразных сочетаниях. Кроме того, в зависимости от наличия сырья и вкуса кулинара возможны различные варианты сочетаний собственно дикорастущих растений, особенно в салатах. Например, пресные растения (крапива, яснотка белая) требуют добавки горьковатых или кислых растений (одуванчика, щавеля, ревеня). Приготовление салата из “дикарей” не вызывает затруднений, так как почти не отличается от изготовления его из обычных овощей. Включая в пищевой рацион дикорастущую зелень, следует хорошо усвоить секреты ее приготовления. Ведь многие растения могут показаться несъедобными только из-за горького, вяжущего, терпкого вкуса или неприятного запаха. Однако вкусовой букет можно исправить, подвергнув сырье соответствующей обработке, так, предварительное 30-минутное вымачивание в соленой воде или обесцвечивание путем прикрывания куском фанеры или чем либо не пропускающим свет, листьев одуванчика приводит к тому, что горечь как рукой снимает. С той же целью и корни нужно отваривать в подсоленной воде в течение 6-8 минут.

Растения, о которых пойдет речь ниже, - это сорняки, “дикари”, растущие, как правило, повсеместно. Ранней весной они могут порадовать своей витаминной зеленью, и первые из них, пожалуй, крапива и одуванчик, которые вырастают почти одновременно, а иногда и опережая друг друга.

  • Постановка задачи перед классом: используя технологическую карту, приготовить блюдо из овощей – одна бригада традиционный салат из свежих овощей, другая бригада из свежих овощей с добавление сорняка-одуванчика.
  • Рассказать легенду о салате.

Рассказать о том, почему вкусны и полезны именно салаты. Растительное сырье следует сразу же перебирать, промывать и откидывать на решето;

Измельченную зелень надо помещать в эмалированную посуду, добавлять специи (дикорастущие и культивируемые);

В салаты из горчащих растений не следует добавлять горчицу и перец, уксус или лимонную кислоту;

Для приготовлении салатной смеси (на 0,5 кг), необходимо соблюдать следующие пропорции: уксуса – 4-5 ст.л., растительного масла – 5-10 ст.л., горчицы (в пресные салаты) – 1 ч.л. и более, соли, перца и других приправ по вкусу. Важно отдавать предпочтение использованию в салате нескольких растений (они содержат больше веществ, нужных организму, полезнее, вкуснее и питательнее).

  • Рассказать об украшении салатов.

4. Провести вводный инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям.

  • Какие правила личной гигиены, санитарии и техники безопасности надо соблюдать в процессе приготовления пищи?
  • Что может произойти, если не соблюдать эти правила?

5. Закрепление знаний.

  • Объяснение и демонстрация форм нарезки сырых овощей. При объяснении опора на плакат “Формы нарезки овощей”.
  • Особое внимание объяснению и демонстрации приготовлению одуванчика. (первичная обработка, замачивание в холодной подсоленной воде, нарезка)
  • Обратить внимание на последовательность закладки овощей и на нормы продуктов.
  • Проработка карт технологической последовательности приготовления салата.

Для активизации познавательной деятельности учащихся предлагаются следующие вопросы и задания.

  1. Какие съедобные дикорастущие травы своей области вы знаете? Назовите не менее 5. Как их можно использовать в пищу?
  2. Составьте список распространенных съедобных “дикарей”
  3. Какие ранневесенние дикорастущие травы, используются в пищу, вам известны?
  4. Составьте меню обеда из перечисленных съедобных “дикарей”: подорожник, крапива, сныть.
  5. Какие органы съедобных дикорастущих трав вы будете употреблять в пищу у крапивы, одуванчика, мари, подорожника весной, летом и осенью (листья, побеги, цветки, корни, корневища)?
  6. Как сохранить витамины при приготовлении салата, супа, щей, борща?
  7. Перечислите особенности приготовления пищи из “дикарей”, чтобы блюда из них были питательны и вкусны?
  8. Крапиву бранят за то, что она жжется. Зато ее листья богаты ................. чем?
  9. Какие блюда можно приготовить из крапивы, лебеды. Сныти, подорожника, одуванчика?
  10. Семена каких “дикарей” можно ввести в культуру для получения:
    a) витаминной зелени;
    б) приправ и специй;
    в) чая, кофе?
  11. Подорожнику на роду написано расти у дорог. Но у всех ли дорог его можно собирать?
  12. Какой салат полезнее: из одной травы или сложный, комплексный?

Для творческих заданий можно предложить составить гербарий “дикарей”, растущих в вашей местности или книжку рецептов блюд из “дикарей”. Интересные работы получаются учащихся, если использовать материал, изложенный выше в проектной деятельности в рамках раздела кулинарии.

6. Практическая работа. Приготовление витаминного салата из сырых овощей с добавлением одуванчика.

В ходе выполнения практической работы осуществлять контроль:

  • За соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены.
  • За организацией рабочего места.
  • За соблюдением последовательности приготовления всего блюда и отдельных технологических операций.
  • За выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями.
  • За трудовой дисциплиной.

7. Провести заключительный инструктаж. (за 5 минут до конца практической работы)

  • Обращаясь к плакату “Оформление блюд”, показать различные способы оформления готовых блюд.
  • Предложить бригадам пофантазировать и придумать свой вариант украшения салата и подготовить блюдо к подаче на стол.
  • После приготовления блюда бригадами и уборки рабочего места, объяснить правила сервировки стола. (используя плакат “Сервировка стола”)

8. Дегустация приготовленных блюд.

9. Уборка кабинета, мытье посуды.

10. Подведение итогов:

  • Обсуждение приготовленных салатов.
  • Контроль и оценка знаний и умений. Контроль осуществляется в табличной форме.

Оценки за урок выставляются с учетом данных таблицы. Выполнение всех пунктов полностью, правильно, самостоятельно дает оценку “5”.