Воспитание творческой личности младшего школьника в классном коллективе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: Создание в классном коллективе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.

Задачи:

  1. Создать условия для самореализации, оздоровления и профессионального самоопределения, помочь ребенку адаптироваться в обществе, сделать осознанный выбор, определить свои силы и возможности ориентируя на дальнейшее обучение и получение профессии.
  2. Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого ребенка.
  3. Создать условия для формирования у учащихся мотивацию к саморазвитию и самообразованию.
  4. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты:
– раскрытие творческих способностей детей;
– развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, процессы фантазии);
– развитие личностных качеств (дружеские, коммуникативные навыки, любовь к животным);
– создание единого творческого коллектива учителей, детей, родителей.

В основе воспитания лежит идея, высказанная более 300 лет назад великим русским ученым М.В.Ломоносовым:“Через учение будет счастлив”.Главный принцип педагогических идей Ломоносова – реализация творческого и интеллектуального потенциала, заложенного в каждом ребенке.

Каждый день нашей педагогической работы должен возвышать детей духовно и нравственно, развивать всесторонне и гармонично. Но почему наше воспитательное воздействие нередко оказывается бессильным, односторонним, тормозящим становление личности ребенка? Почему подчас не осуществляется лучшие наши намерения? Этого не происходит, так, как не выполняются определенные условия.

Первое условие – общая забота. Надо научиться включать каждого ученика как своего младшего товарища в совместные действия. Воспитывать – значит действовать заодно с учащимися в достижении общей цели. Ведь только при этом у ребенка рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни – людям, труду, природе, культуре – как источнику общей радости и пользы.

В жизни же нередко разными способами – в семье, и в школе, мы делаем наших воспитанников лишь исполнителями придуманных нами – взрослыми для ребят и за ребят поручений, планов, сценариев,“ монтажей”. При этом одни воспитатели (“ начальники”) добиваются пассивного послушного исполнения; другие (“ опекуны”,“ няни” ) – исполнения активного, но тоже обязательного ; третьи (“ советчики”,“ приятели”) довольствуются выполнением воспитанниками только того, что они сами захотят, выберут.

Именно поэтому – в силу исполнительского характера деятельности – оказывается живучим потребительско-эгоистическое отношение к жизни, к разным ее областям, отношение к духовным и материальным ценностям как источнику удовольствия и пользы для себя или прежде всего себя или в конечном счете для себя; эгоистическое ощущение самого себя как потребителя готовых материальных и духовных благ.

В результате развивается равнодушие, лень, неорганизованность, недисциплинированность по отношению к тому, что не хочется исполнять, к тем обязанностям . которые не нравятся. Развивается равнодушие, высокомерие, грубое отношение к людям.

Второе условие – единство мыслей и действий, воли и чувств. Воздействовать необходимо так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человечества: познавательно– мировоззренческую, эмоционально – волевую и действенную. В жизни же нередко делается упор на одну из сторон личности. Особенно часто – на формирование знаний, а другие внутренние силы– чувства, потребности, привычки – оказываются постоянно на втором плане, играют по преимуществу вспомогательную роль, да к тому же воздействия оказываются обособленными друг от друга, случайными.

Третье условие – творчество, а не шаблон. Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия – незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия. Необходимо сделать школу, коллектив класса добрым домом для ребенка, создать пространство, которое удерживало бы ученика от вандализма, воспитывало бы его в духе красоты, чтобы их дни были наполнены делами событиями, связанные с учебой, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугов. В каждом из этих направлений ребенок пробует свои силы и в каком-то из них обязательно добьется успеха.

Важное место в жизни каждого ребенка занимают школа и классный коллектив, которые как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача классного руководителя – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.

Наше знакомство с детьми и родителями начинается с 1 класса. При первой встрече я прошу детей нарисовать рисунок“ Дом, в котором я живу”. Эта диагностика помогает изучить привязанность ученика к родным и близким людям, к товарищам. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Но воспитание личности в школе будет неполным, если не найдет продолжение в семье, ведь именно там ребенок проводит большую часть времени.

В начале первого года обучения мы проводим праздник – чаепитие для родителей и детей под названием“Осень красна плодами, а человек делами”.

Каждая семья готовит заранее домашнее задание. Это может быть веселый конкурс“ Угадай мелодию”,“ Узнай своего ребенка”, загадки, пословицы про осень, небольшие сценки, чтение стихов собственного сочинения, исполнение любимых песен. На праздник каждая семья готовит музыкальный номер и любимое блюдо. Такое мероприятие сплачивает и родителей и детей.

Мои принципы общения с родителями:

  • Помнить, что их дети – самое дорогое в жизни; быть тактичной, постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
  • На каждом собрании – вооружить их новыми знаниями в области педагогики и психологии, процесса обучения.
  • Только содружество с родителями.

“Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста”, писал Эйнштейн. Став школьником, дети многое будут делать в первый раз. И от того, какими будут первые шаги в школе, часто зависит и дальнейшее отношение ребенка к учению, учителям, к своим сверстникам и другим людям. Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для младшего школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляет общение с товарищами. Приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности.

Детский коллектив – это маленькое государство, в котором необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность. Чтобы определить статус каждого ученика в классе, я провожу диагностику“Кого я выбираю?” Эта диагностика помогает мне проследить взаимные выборы учащихся и составить микрогруппы. Такие диагностики помогают выявить внутреннюю структуру класса, определить симпатии – антипатии детей, выявить учащихся, которым нужна дополнительная помощь и поддержка с моей стороны. Начиная с 2-класса, микрогруппы проводят на классных часах беседы о здоровье, о правилах дорожного движения, правила поведения в столовой. Проводят конкурсы рисунков, праздничных газет, различные викторины, разыгрывают сказки. Родители часто помогают детям, находят журналы, делают вырезки из газет, составляют различные таблицы, подбирают художественные книги. Дети ответственно относятся к подготовке таких дел, которые придумали сами. Проведение таких мероприятий развивает у учащихся умение высказать свое мнение, не бояться высказывать о сложностях и проблемах учебы и воспитания. В процессе мероприятия каждый участник раскрепощается, убирается некий барьер в общении между родителями и классным руководителем, учеником и учителем.

На родительских собраниях целесообразно проводить систематические беседы с родителями на педагогические темы.

Просвещение родителей позволяет поднять их педагогическую культуру, вооружать знаниями о процессе формирования личности ребенка, об общих законах его развития, выработать единый со школой подход к детям. Большую помощь оказывает классному руководителю родительский комитет.

На первом собрании методом анкетирования, выделяются: какие темы наиболее важными являются. И таким образом учитель планирует на учебный год тематику родительских собраний:

1.Забота о воспитании детей – конституционная обязанность родителей.
2. Как воспитать у ребенка любовь к чтению.
3. Воспитание трудолюбия в семье.
4. Организация досуга детей в семье.
5. Авторитет, личный пример и ответственность родителей за воспитание детей.
6. Воспитание культуры поведения детей.
7. Нравственное воспитание детей в семье.

Каждой семье в помощь –“Памятки для родителей”:

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
  • Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  • Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Живите осознанно во времени и находите время для важных дел!

  • Находите время для работы – это условие успеха.
  • Находите время для размышлений – это источник силы.
  • Находите время для игры – это секрет молодости.
  • Находите время для чтения – это основа знания.
  • Находите время для дружбы – это условие счастья.
  • Находите время для любви – это путь к звездам.
  • Находите время для веселья – это музыка души.
  • Время – это не только деньги.

Одним из важнейших направлений деятельности современной школы признается педагогическая и социально-педагогическая работа с семьями учащихся. В социальной педагогике семьи разделяются на два принципиально отличающихся друг от друга вида: благополучная и неблагополучная.

Благополучная семья, в которой преобладают здоровые внутрисемейные отношения и создана наиболее благоприятная атмосфера для воспитания и развития детей. Члены такой семьи:
– открыто общаются между собой и слушают друг друга;
– все чувства выражают в цивилизованной форме;
– поддерживают друг друга;
– формируют и развивают доверие к людям;
– имеют понятие о разделенной внутрисемейной ответственности;
– учат детей понятиям“хорошо” и“плохо”;
– дорожат принадлежностью к семье, ее традициями и ритуалами;
– ценят помощь друг друга, проявление взаимной заботы;
– любят вместе проводить время;
– умеют распознать свои проблемы и не боятся обратиться за помощью.

В благополучной семье любят детей и не тяготятся ими. Родители умеют терпеливо выслушивать детей, стремятся вникать в их проблемы. Старшие члены семьи уделяют много времени и внимания проблемам внутрисемейного общения, что дает детям позитивную модель для построения их отношений с окружающими людьми.

Но в каждом коллективе есть неблагополучные семьи, имеющие воспитательные возможности и педагогически запущенных детей. Задачи в работе с неблагополучной семьей – изменение ее статуса, налаживание морально-психологического микроклимата и устранения недостатков или ошибок семейного воспитания. Тут на помощь приходит школьный социальный педагог. Он организует патронаж семьи, вместе с классным руководителем и родительским комитетом помогает семье в повышении педагогической грамотности родителей, вовлечению их в воспитательный процесс.

Таким образом, выступая активной воспитывающей силой, семья одновременно является объектом педагогического воздействия школы. При ее систематической помощи, направленной на повышение уровня педагогической грамотности и культуры родителей, на совершенствование всех средств, методов и приемов воздействия на личность, семья может стать действенным институтом воспитания и социализации ребенка.

Такие формы работы с родителями направлено на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление воспитательного процесса.

Объектом особого внимания социального педагога и классного руководителя являются неблагополучные семьи, имеющие воспитательные возможности и педагогически запущенных детей. Задачи в работе с неблагополучной семьей – изменение ее статуса, налаживание морально-психологического микроклимата и устранение недостатков или ошибок семейного воспитания. Это требует тщательной работы по включению социального педагога в семью, организации ее патронажа, повышению педагогической грамотности родителей, вовлечению их в воспитательный процесс. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что, игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” . Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуще детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, Незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношения детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что очень важно, игры сближают классного руководителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

В нашем классе организован кукольный театр. В первом – втором классах дети показывали мини – сценки из произведений Н. Сладкова“ Лесные шорохи”. В третьем классе дети показали сказку – пьесу С.Маршака“ Сказка про козла”, русскую народную сказку“ Теремок”. Участие в спектаклях принимают все дети. Играя в кукольном театре, дети развивают свою речь, инициативу, самостоятельность, формируется умение концентрировать внимание на игрушке – театральной кукле. Развиваются личностные качества (дружеские, коммуникативные навыки, взаимовыручка). В оформлении декораций, шитье костюмов куклам, в ремонте кукол большую помощь оказывают родители. На первый спектакль нашего кукольного театра приходят родители, бабушки и дедушки, младшие сестры и братья, приглашаем на спектакли детей из“ Школы будущего первоклассника”.

Детский коллектив – это маленькое государство, в котором необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность. Чтобы определить статус каждого ученика в классе, я провожу диагностику“Кого я выбираю?” Я предлагаю детям ответить на вопросы тестов (каждому ребенку даю конверт, и раздаю по 7 квадратиков красного, зеленого, желтого цветов). Я читаю вопросы, а ребенок выбирая ответ, складывает по цвету квадратик в конверт. Итог – какого цвета больше квадратиков. Зеленый – положительный ответ; желтый – не знаю, сомневаюсь; красный – отрицательный.

У тебя есть друг в классе? Напиши на конверте, как его зовут. Я задаю вопросы, а ты складываешь по цвету квадратики в конверт, а затем посчитаем. Каких квадратиков больше.

Почему ты с ним дружишь?

– Потому что он веселый;
– не жадный;
– живем рядом;
– учимся в одной школе, в одном классе;
– отдыхаем вместе;
– с ним интересно;
– подсказывает, и вместе делаем домашнее задание;
– обмениваемся играми и книгами;
– вместе играем на компьютере;
– защищает меня;
– дружим семьями.

По итогам тестов формируется команда, но иногда встречается переход детей из одной команды в другую.

Эта диагностика помогает мне проследить взаимные выборы учащихся и составить микрогруппы. Такие диагностики помогают выявить внутреннюю структуру класса, определить симпатии – антипатии детей, выявить учащихся, которым нужна дополнительная помощь и поддержка с моей стороны. Начиная с 2-класса, микрогруппы проводят на классных часах беседы о здоровье, о правилах дорожного движения, правила поведения в столовой. Проводят конкурсы рисунков, праздничных газет, различные викторины, разыгрывают сказки. Дети ответственно относятся к подготовке тех дел, которые придумали сами. Проведение таких мероприятий развивает у учащихся умение высказать свое мнение, отстаивать его, и учит считаться с мнением других. Такая яркая жизнь детского коллектива, с интересными мероприятиями скрепляет коллектив, создает основы для его прочного существования. Каждый ученик имеет в классе поручение, которое выбрал сам. Мы принимаем активное участие в дежурстве по школе, каждый ученик относится к этому делу ответственно. В нашей гимназии воспитательная работа построена на основе методики коллективной творческой деятельности. Работа ведется по содружествам. Каждое содружество объединяет ребят младшего, среднего и старшего звена. Наше содружество – это мой 4-В класс; и мои выпускники 8 в и 11 а классы. Нам вместе многое удается. Я могу считать себя счастливым человеком потому, что у меня в моей любимой и важной работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Первая опора – это глубокие, прекрасные традиции гимназии. Второй опорой для меня всегда были родители моих учеников. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель.

Моя жизненная и педагогическая позиция: дети – это послание в будущее, они лучшее достояние человечества завтрашнего дня.