Цели урока:
- Образовательная – создать условия для самостоятельной формулировки правила сложения и вычитания смешанных чисел в процессе решения наводящих примеров;
- Воспитательная – формирование таких качеств личности, как организованность, дисциплинированность, уважение к своим соотечественникам;
- Развивающая – развитие познавательного интереса к учебе.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Постановка целей урока.
Урок начать словами:
“Здравствуйте! Поклонившись мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте! Что особого мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте!”
Эти теплые слова принадлежат нашему современнику, поэту и прозаику, нашему земляку Владимиру Алексеевичу Солоухину.
Цель сегодняшнего урока для вас, ребята, попробовать сформулировать самостоятельно правила сложения и вычитания смешанных чисел в процессе решения примеров.
II. Подготовка к изучению нового материала (фронтальная беседа).
- Назовите элементы простой дроби;
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной?
- Какие числа называются смешанными?
- В каком виде можно представить смешанное число?
- Как представить единицу в виде дроби?
- Сформулируйте правило сложения (вычитания) простых дробей с одинаковыми знаменателями?
III. Изучение нового материала.
Опираясь на свои знания, попытайтесь выполнить примеры, записанные на доске:
В процессе решения учащиеся проговаривают свои действия, затем формулируют правила сложения и вычитания смешанных чисел. После этого учитель предлагает обратиться к учебнику и проверить правильность выводов, сделанных учащимися.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
Ребята, давайте выясним, как называется село, в котором родился Владимир Алексеевич Солоухин? Для этого вам необходимо решить примеры и подобрать код к заданию (на доске записаны примеры и таблица с кодом правильных ответов).
Итак, Солоухин В.А. родился в с. Алепино Собинского района Владимирской области солнечным июньским днем, а вот в каком году вам предстоит узнать, если вы решите следующие примеры. Помните, что писатель родился в первой четверти прошлого века и год его рождения предстоит составить из натуральных чисел, полученных в ответах.
Мы выяснили с вами, что Солоухин В.А. родился в 1924 году. Он был удачливым мальчиком, до войны учился во Владимирском механическом техникуме, с 1942 по 1946 год служил в Москве в Кремлевском полку, потом поступил в Московский литературный институт, где учился с такими знаменитыми поэтами России, как Расул Гамзатов и Юлия Друнина. А вы знакомы с творчеством В.А. Солоухина? А как же? Помните ли вы название рассказа, который читали на уроке литературы и который произвел на вас неизгладимое впечатление? Если забыли, то следующая серия примеров поможет вам вспомнить его название (нижнюю часть таблицы дети заполняют самостоятельно).
Таблица кодов.
Рассказ “Выводок” был включен в один из первых сборников “Владимирские проселки”, а еще были выпущены сборники “Свидание в Вязниках”, “Соленое озеро”, “Последняя ступень” и др.
V. Подведение итогов.
Ребята, сегодня мы с вами учились не только выполнять математические действия, но и немного познакомились с биографией нашего земляка писателя Солоухина В.А.
– Скажите, какие действия мы рассматривали сегодня на уроке?
– Сформулируйте правило сложения (вычитания) смешанных чисел.
– Приведите примеры на изученные правила.
VI. Постановка домашнего задания
Прочитать п. 29, выучить правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Выполнить № 1136 (а-г), № 1138, №1143(а).
Подготовиться к математическому диктанту по данной теме.
Написать рассказ или сказку о смешанных числах.
VII. Рефлексия: Продолжите предложение:
а) Теперь я знаю…
б) Сегодня на уроке….
в) Мне на уроке…
г) Я на уроке….
Спасибо за урок!