Интегрированный урок "математика + литература" по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • Образовательная – создать условия для самостоятельной формулировки правила сложения и вычитания смешанных чисел в процессе решения наводящих примеров;
  • Воспитательная – формирование таких качеств личности, как организованность, дисциплинированность, уважение к своим соотечественникам;
  • Развивающая – развитие познавательного интереса к учебе.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Постановка целей урока.

Урок начать словами:

“Здравствуйте! Поклонившись мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте! Что особого мы друг другу сказали?

Просто здравствуйте!”

Эти теплые слова принадлежат нашему современнику, поэту и прозаику, нашему земляку Владимиру Алексеевичу Солоухину.

Цель сегодняшнего урока для вас, ребята, попробовать сформулировать самостоятельно правила сложения и вычитания смешанных чисел в процессе решения примеров.

II. Подготовка к изучению нового материала (фронтальная беседа).

  1. Назовите элементы простой дроби;
  2. Какая дробь называется правильной?
  3. Какая дробь называется неправильной?
  4. Какие числа называются смешанными?
  5. В каком виде можно представить смешанное число?
  6. Как представить единицу в виде дроби?
  7. Сформулируйте правило сложения (вычитания) простых дробей с одинаковыми знаменателями?

III. Изучение нового материала.

Опираясь на свои знания, попытайтесь выполнить примеры, записанные на доске:

В процессе решения учащиеся проговаривают свои действия, затем формулируют правила сложения и вычитания смешанных чисел. После этого учитель предлагает обратиться к учебнику и проверить правильность выводов, сделанных учащимися.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Ребята, давайте выясним, как называется село, в котором родился Владимир Алексеевич Солоухин? Для этого вам необходимо решить примеры и подобрать код к заданию (на доске записаны примеры и таблица с кодом правильных ответов).

Итак, Солоухин В.А. родился в с. Алепино Собинского района Владимирской области солнечным июньским днем, а вот в каком году вам предстоит узнать, если вы решите следующие примеры. Помните, что писатель родился в первой четверти прошлого века и год его рождения предстоит составить из натуральных чисел, полученных в ответах.

Мы выяснили с вами, что Солоухин В.А. родился в 1924 году. Он был удачливым мальчиком, до войны учился во Владимирском механическом техникуме, с 1942 по 1946 год служил в Москве в Кремлевском полку, потом поступил в Московский литературный институт, где учился с такими знаменитыми поэтами России, как Расул Гамзатов и Юлия Друнина. А вы знакомы с творчеством В.А. Солоухина? А как же? Помните ли вы название рассказа, который читали на уроке литературы и который произвел на вас неизгладимое впечатление? Если забыли, то следующая серия примеров поможет вам вспомнить его название (нижнюю часть таблицы дети заполняют самостоятельно).

Таблица кодов.

Рассказ “Выводок” был включен в один из первых сборников “Владимирские проселки”, а еще были выпущены сборники “Свидание в Вязниках”, “Соленое озеро”, “Последняя ступень” и др.

V. Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами учились не только выполнять математические действия, но и немного познакомились с биографией нашего земляка писателя Солоухина В.А.

– Скажите, какие действия мы рассматривали сегодня на уроке?
– Сформулируйте правило сложения (вычитания) смешанных чисел.
– Приведите примеры на изученные правила.

VI. Постановка домашнего задания

Прочитать п. 29, выучить правила сложения и вычитания смешанных чисел.

Выполнить № 1136 (а-г), № 1138, №1143(а).

Подготовиться к математическому диктанту по данной теме.

Написать рассказ или сказку о смешанных числах.

VII. Рефлексия: Продолжите предложение:

а) Теперь я знаю…
б) Сегодня на уроке….
в) Мне на уроке…
г) Я на уроке….

Спасибо за урок!