Форма: урок повторения.
Цели урока:
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Формирование умения употреблять с их лексическим значением.
- Использовать синонимы и антонимы с целью обогащения речи.
- Воспитание потребности пользоваться толковым словарем.
Оборудование: на доске прикреплен сказочный теремок, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.
Ход урока
Ребята! А вы любите отгадывать кроссворды?
Давайте поиграем. Выпишите в горизонтальные клетки слова, лексическое значение которых я вам сейчас прочитаю. Если вы сделаете это правильно, то в спрятанных клетках можно будет прочитать слово, означающее словарный состав языка.
1. Помещение для чтения публичных лекций. (Лекторий.)
2. Сомнение, удивление. (Недоумение.)
3. Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами,
чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова. (кроссворд.)
4. Памятный подарок. (Сувенир.)
5. Очень мелкий дождь. (Изморось.)
6. Часть города, ограниченная пересекающимися улицами. (Квартал.)
7. Круглая площадка в цирке, на которой даются представления. (Арена.)
После заполнения клеток можно по вертикали прочитать слово лексика.
Сегодня на уроке мы должны повторить то, что узнали о лексике. И в этом нам поможет небольшое путешествие в сказку.
В чистом поле теремок, теремок
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку.)
Не мед, а ко всему липнут. (Слова.)
- А как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика.)
- Что изучается в лексике?
(Все слова языка образуют его словарный состав или лексику.) - ля чего нам нужно знать лексику?
(Обогащать свой словарный запас, употреблять правильно слова в соответствии с их лексическим значением и уметь пользоваться толковым словарем.)
Разминка. Игра “Эрудит”.
Угадай слово по толкованию его лексического значения.
- Плавучая гора, оттолкнувшаяся от прибрежного ледника. (Айсберг.)
- Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей. (Пылесос.)
- Сильная снежная вьюга, метель, снежная буря. (Пурга.)
- Животный мир. (Пурга.)
Какой раздел русского языка изучает слово с точки зрения его лексического значения? (Лексика.)
Какой раздел русского языка изучает грамматическое значение слова? (Морфология.)
Вспомним правописание хорошо известных нам слов и запишем их.
Брошюра, вестибюль, батарея, колокольчик.
– Что вы мысленно представляете, когда слышите слова – брошюра, вестибюль, батарея, колокольчик? (Составить словосочетания.)
– Почему на два первых вопроса все вы отвечали примерно одно и тоже, а на третий и четвертый дали разные ответы, причем каждый ответ мы признали правильным?
(Слово брошюра имеет одно значение и вестибюль одно, а вот слово батарея имеет не одно, а несколько значений и слово колокольчик.)
Итак, в нашем языке есть слова однозначные и многозначные. О значении слов можно справиться в толковом словаре.
Но не всегда бывает под рукой толковый словарь, а значение слова нужно узнать.
– Вспомните “Сказку о царе Салтане” А.С.Пушкина.
Что значит слово золотой?
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
(Золотые скорлупки – это скорлупки из золота.)
Послушайте отрывок из стихотворения Никитина.
Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.
Что значит золотые нивы?
(Похожие на цвет золота.)
Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение.
Как происходит перенос значения с одного предмета на другой?
(Если у предметов есть сходство.)
Задание: слово глубокий имеет значение
1. Находящийся на значительной глубине от поверхности.
2. очень сильный, достигший значительной степени.
Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
- Месяц, месяц, мой дружок!
Позолоченный рожок.
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя. - Постой, –
Отвечает ветер буйный, –
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора.
Что-то мы давно не заглядывали в теремок.
Все ли обитатели теремка на месте? Давайте посмотрим. Все.
(Омонимы, синонимы, антонимы.)
Ребята! А какой ключ потеряла Аленушка?
(Списать, вставить пропущенные буквы.)
Пот…ряла Аленушка ключ…
На опушк… искала не видно.
Вдру… журч…щий увидела ключ…
Да не этот ей нужно, как видно.
1. Найдите в тексте слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению.
– Что означает каждое из них?
– Какой частью речи является?
2. Как называются такие слова? (Омонимы.)
Вопросы-шутки.
Какое языковое явление “спрятано” в вопросах-шутках?
- Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном кабинете.)
- У каких башмаков не бывает каблуков? (Башмак на железной дороге, приспособления, служащие для торможения колес.)
А какая сказка обойдется без загадки?
Загадка-шутка.
Шли двое. Остановились.
Один другого спрашивает:
– это черная?
– нет, это красная.
– а почему она белая?
– потому что зеленая.
О чем вели разговор?
Задание: подобрать синонимы к слову зеленый в этом тексте.
(Неспелая, незрелая ягода. Спутники вели разговор о смородине.)
Значит слово зеленый входит еще в один синонимический ряд: незрелый, неспелый, зеленый. Почему? (Потому что оно многозначное.)
Задание: (листочки)
Найдите в предложениях синонимы и выпишите их парами.
- Им она не прекословит,
Не перечат ей они. - Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась… - За невестою свое
Королевич Елисей,
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет.
И кого не спросит он,
Всем вопрос ее мудрен…
Ветер далее побежал,
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Ребята! А вы знаете песню про Антошку?
Какое у нас в теремке есть слово похожее на Антошку? (Антонимы.)
Послушайте загадки-складки:
Найдите в загадках антонимы.
- Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня прохлада. - Не бывают без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я конец. - Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называют тишина.
Диктант (листочки).
К выделенным словам подберите антонимы.
Осознавать горечь поражения, разменять монеты, прекратился к вечеру, увлекаться спортом, удивительная погода, приехал издалека, интересный рассказ, проявить интерес, узкая тропинка, составлять план, бежать по дороге, сократить текст, ярко блеснет, наслаждаться отдыхом, украшать землю, поразительная тишина.
Записать словосочетания, составить с любым из них три предложения.
Удалось ли нам поиграть и попутешествовать по сказкам?
Ваше мнение?
А в каких сказках мы побывали?
(“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне”, “Сказка о золотом петушке”, “ Снежная королева”, “Аленушка и братец Иванушка”.)