Урок русского языка по теме "Главные и второстепенные члены предложения. Определение однородных членов предложения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения, с опознавательными признаками однородных членов предложения; формировать умение находить однородные члены предложения, учить выделять их.

  • Развивающие: развитие речи учащихся, познавательных интересов учащихся, самостоятельного мышления, умения анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.

  • Воспитательные: воспитание любви к языку, дружбы.

  • Здоровьесберегающие: создание условий для успешного усвоения нового материала, выбор средств обучения с учетом психофизиологических особенностей ребенка.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Кинесиологическая зарядка.

Проверка готовности к уроку. Правильная посадка

2. Минутка чистописания.

– Отгадайте букву, которую мы будем писать?

Игра “Да – нет, ка”

Пропишем букву д в соединении.
Подчеркните самую красивую.
Желаю вам , чтобы все буквы сегодня были такие же как эта

Прописывают.
Подчеркивают.

3. Словарная работа.

Аккорд-подчеркните безударный гласный.

Обед – мягкий согласный.
Дрожжи – один из удвоенных согласных.
Ужин – ударный гласный.
Кросс – звонкий согласный.
Огород – орфограмму согласный.

2 человека на крыльях доски, остальные в тетрадях

Аккорд
Обед
Дрожжи
Ужин
Кросс
Огород

Проверяем.

Самооценка на полях.

Снизу вверх прочитайте ключевое слово нашего урока.

Дружба.

4. Развитие речи. Актуализация знаний.

Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Перечисляют.

Мне очень нравится пословица “Друг познается в беде”. Почему так говорят?

Запишем ее в тетрадь.

2 человека у доски на крыльях.

Подчеркните главные члены предложения, покажите связь со второстепенным членом предложения.

Друг познается в беде.

Дайте характеристику предложению.

Повествовательное, невосклицательное, распространенное.

Проверяем.

Самооценка на полях.

5. Целеполагание. Постановка проблемы.

Сегодня мы продолжим изучать предложение. А что мы уже знаем по этой теме? Ответ начните ответ со слов “Я знаю, что…”

Я знаю, что предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, вопросительные.

Я знаю, что предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

Я знаю, что предложения могут быть осложнены однородными сказуемыми или подлежащими.

А что бы вы хотели узнать?

– Как называются второстепенные члены предложения?
– Могут ли второстепенные члены предложения быть однородными?

Попробуем ответить на последний вопрос.

 

6. Работа в малых группах. “Открытие” детьми нового знания.

Продолжим исследовать предложения в малых группах.. Каждая группа получит свое предложение, где выделит основу, поставит вопрос к выделенным второстепенным. Подумает, как их можно назвать. Сделает вывод по плану.

1. Однородными членами предложения могут быть и …
2. Однородные члены предложения отвечают на…
3. Однородные члены предложения относятся…

1-я гр. По дороге он даже не смотрел на сладкие булочки и леденцы на палочках.

2-я гр. Буратино никогда не видел пера и чернильницы.

3-я гр. Вдруг послышалась громкая и веселая музыка

4-я гр. Сыщики снова тоскливо и жалобно завыли.

5-я гр. Он освободил от веревок Мальвину и Пьеро.

6-я гр. Сюда подъезжала тележка с Лисом, губернатором и сыщиками.

7-я гр. Доберманы – пинчеры увидели в лопухах деревянных человечков и забинтованного пуделя.

Индивидуальная работа на компьютерном тренажере.

Затем по карточкам.

Пользуясь правилом на с.126 подчеркни главные члены предложения. Подбери вопрос к выделенным словам.

От какого слова ты поставил вопрос?

Покажи стрелкой.

Вдруг послышалась громкая и веселая музыка.

Ерофеева.
Бежевцов.

Сделать выводы по плану:

  • Однородными членами предложения могут быть и ___________________

  • Однородные члены в предложении отвечают на _____________вопросы

  • Однородные члены предложения относятся к ______________слову.

7. Выводы групп.

 

1. Однородными членами предложения могут быть и второстепенные члены предложения.
2. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

3. Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову.

Сверим ваши выводы с научными с.144.

Читают правило в учебнике.

Что общего в предложениях?

Из сказки “Золотой ключик”.

Как связаны между собой ключевое слово урока и эта сказка?

Эта сказка про дружбу и взаимовыручку.

Кто написал эту сказку?

А.Н. Толстой.

8. Кинесиологическая физкультминутка.(Буратино) ppt.

9. Работа в малых группах. Фиксирование нового правила знаково.

Вернемся к нашему правилу. Поработайте в малых группах и 2 абзац правила изобразите с помощью схемы

10. Презентация продукта.

Первичное закрепление. Проговаривание нового знания в громкой речи.

Я тоже составила схему.
(Высветить на доске ppt)
Кто попробует по ней рассказать правило?

1. Однородными членами предложения могут быть и второстепенные члены предложения.
2. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
3. Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову.

11. Работа в парах Первичное закрепление.

Поработайте в парах и составьте предложения про друзей по схеме.

Настоящий, верный друг всегда выручит.

13. Итоговое тестирование Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Проверим , как вы поняли новое знание

Заполняют тест “Однородные члены предложения”

1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?

1) Подлежащие.
2) Сказуемые.
3) Второстепенные члены.
4) Прилагательные.

12. Самопроверка по эл. доске. Самооценка.

13. Итог. Рефлексия.

Много работали, открыли новое знание. Определите тему урока.

Однородные второстепенные члены предложения.

Оцените свою работу по памятке.

Я узнал…
Я повторил..
Я запомнил…

Я надеюсь, что вы сегодня еще больше научились дружить!

 

Какой вид работы вам больше всего понравился?

14. Д/З.

С. 144 правило, схему и тест в тетрадь для правил. Найти пословицу про дружбу.