Специфические особенности речевого развития детей с дефектами слуха

Разделы: Коррекционная педагогика


Своеобразие специфики речевого развития ребенка с дефектами слуха особенно видна, если сравнить это развитие с речевым развитием слышащего ребенка по основным этапам. Преддошкольный этап речевого развития ребенка, который охватывает возраст до 3-х лет характеризуется следующим:
– подготовка речевого и слухового аппарата ребенка к овладению речи;
– развивается слуховое внимание ребенка, вслушивающегося в звуки окружающего мира, в речь взрослых.

Ребенок начинает постепенно все больше и больше дифференцировать отдельные звуки. Примерно с 6–8 месяцев он начинает дифференцировать звуки нашей речи. У ребенка развивается фонематический слух, который является высшей формой коркового анализа и синтеза. Вслушиваясь в речевой поток, ребенок начинает различать отдельные фонемы, сочетания фонем и относить их к предметам, действиям. Он осознает звуковой комплекс как сигнал, следовательно мы можем считать , что с этого возраста (6–8 месяцев) начинается понимание элементарной речи ребенка.

В этот же период идет подготовка артикуляционного речевого аппарата ребенка к произнесению отдельных звуков. Это выражается сначала в гулении, а затем в лепете.

Для речевого развития ребенка большое значение имеет речевое окружение. Чем больше с ним говорят окружающие, чем более правильную речь он слышит, тем лучше развивается его собственная речь.

Особенно заметно различие в развитии речи ребенка с дефектами слуха и нормально слышащего ребенка в возрасте после года. В этот период обычно начинается развитие активной речи, т.е. ребенок начинает сам говорить первые слова. А ребенок с дефектами слуха не может самостоятельно овладеть активной речью, он не начинает говорить самостоятельно как слышащий и с возрастом этот разрыв между неслышащим и слышащим ребенком увеличивается.

После 3-х лет особенно бурно идет речевое развитие нормально слышащего ребенка, быстро накапливается словарь, ребенок овладевает правильным произношением звуков и чисто практически овладевает грамматикой и грамматическими законами языка. Все это происходит благодаря тому, что ребенок слышит речь окружающих и подражает ей. Ребенок с дефектами слуха не слышит речи окружающих и не может самостоятельно овладеть ею. У этих детей нет никакой речевой практики, но потребность в общении у них не меньше, чем у слышащих, следовательно они прибегают к другому способу выражения мыслей – жесты и мимика. Поэтому можно сказать, что жесты и мимика как и наш язык возникает у неслышащих из потребности общения. Еще больше разрыв в речевом развитии неслышащего и слышащего наблюдается в школьный период обучения. Слышащий ребенок приходит в школу с уже практически сложившейся речью. Здесь в школе он лишь осознает те грамматические законы и правила языка, которыми он пользовался до этого чисто практически. Его учат членить речевой поток на отдельные единицы, это предложение, слово, словосочетание, слоги, звуки, буквы.

Неслышащий же ребенок, если он не воспитывался в специальном детском саду, приходит в школу практически немым, и обучение такого ребенка начинается с самого начала.

Формирование речи у неслышащего ребенка складывается из следующих основных разделов:

1) выработка правильного речевого дыхания и постановка голоса;

2) формирование звукопроизношения (ребенка специальными приемами учат произносить каждый звук нашего языка);

3) словарная работа (неслышащему ребенку необходимо объяснять произношение и значение каждого нового слова, в отличии от слышащего ребенка, который усваивает произношение и смысл слов сам, неслышащий не может это делать самостоятельно);

4) формирование грамматического строя языка (умение словам придавать стройный и осмысленный характер);

5) Обучение чтению с губ (неслышащий для овладения речи должен понимать то, о чем ему говорят).

В школе дети знакомятся с новой для них формой речи – письменной. Эта речь по своему характеру труднее, чем устная. Но для детей с дефектами слуха она имеет и некоторые преимущества, т.к. восприятие устной речи не требует слуха, она воспринимается с помощью зрения. Таким образом, в обучении детей с дефектами слуха эта речь иногда несколько опережает устную речь.

По иному идет формирование речи у слабослышащих и иногда у поздно оглохших. Слабослышащий может усваивать устную речь опираясь на остатки слуха (речь, слова, произношение). Позднооглохший ребенок имеет практически сформированную речь. Задача учителя – сохранить речь, не дать ей распасться. А для этого необходимо научить такого ребенка читать по губам.

Речь слышащего формируется под контролем слуха. У детей с тяжелыми дефектами слуха речь формируется на основе зрительных восприятий двигательных ощущений. Остатки слуха, если имеются, играют вспомогательную роль, они улучшают внятность устной речи. Как вспомогательное используются тактильно-выбрационные ощущения.

В основе формирования речи у детей с дефектами слуха лежат несколько принципов:

– Формирование речи по принципу средства общения. Этот принцип обосновал, выдвинул, разработал профессор А.С. Зыков. Суть этого принципа заключается в следующем: т.к. наш язык возникает из потребности общения, и основная его функция коммуникативная, то необходимо создать такие условия для глухого ребенка, в которых у него возникла бы потребность говорить. Только такое создание ситуации помогает формированию языка. Т.о. этот принцип учитывает социальную функцию нашего языка, как средства общения.

– Принцип сокращенных фонем. Этот принцип разработан Ф. Ф. Рау и его лабораторией. Суть этого принципа в том, что временно при овладении произношением слов ребенком с дефектами слуха допускается приближенное произношение, замена одних фонем другими, близкими по способу образования. Это делается с целью более быстрого накопления словаря.

Формирование письменной речи сложный и трудный процесс. Для формирования письменной речи необходима хорошая, правильная, четкая устная речь. В акте формирования письменной речи участвуют несколько анализаторов: слуховой, зрительный, двигательный.

Ребенок должен четко услышать звук, выделить его из речи, соотнести звук со зрительным образом (буквой), и уметь правильно произнести этот звук. Таким образом для правильного письма нужна связь трех речевых образов: акустического, зрительного, двигательного.

У неслышащих детей отсутствуют акустические образы, следовательно основной опорой письма является зрительные и двигательные образы. Поэтому письменная речь этих детей характеризуется целым рядом специфических ошибок. Одной из самых распространенных ошибок являются аграматизмы, нарушения основных грамматических связей слов в предложении.

Второй особенностью речи детей с дефектами слуха – нарушение логической последовательности событий, пропуски главной мысли.

Чтение является тоже одной из форм письменной речи. Наши дети с трудом разбирают и понимают смысл элементарного рассказа, статей. Этому им мешает неправильное понимание смысла и значение слов, словосочетаний, грамматических форм слова.

Специфичные формы речи, которые формируются у детей с нарушением слуха и которых нет у слышащих является жестовая речь, дактилология и чтение с губ.

Дактилология – особая форма ручной речи глухих детей. Она используется как вспомогательное средство в обучении. Эта речь строится полностью на принципах и грамматических законах нашей словесной речи. Иногда в первоначальный период обучения у детей дактилология используется для общения. Дактилология основывается на двигательных и кинестетических ощущениях и она бесспорно помогает овладению звуковым анализом состава слова, помогает она также и чтению с губ.

Спецификой особенностей речевого развития детей с дефектами слуха по сравнению со слышащими заключается в следующем:
– потеря слуха является главным фактором определяющим всю специфику речевого развития;
– речь у таких детей не может формироваться самостоятельно, она развивается только под руководством учителей в условиях специального обучения;
– основной формой речи у таких детей является не слуховые ощущения, а зрительные и двигательные;
– речевая практика у этих детей ограничена и бедна;
– развитие речи у детей с дефектами слуха начинается позже, чем у слышащих;;
– у неслышащих детей развиваются такие специфические формы речи, которых нет у слышащих (дактилология, жестовая речь).