Цель: Ознакомление детей с профессиями людей, выступающих в цирке.
Задачи:
Образовательные:
- Обогащать и расширять знания детей о профессиях людей, выступающих в цирке, предоставить им возможность почувствовать значимость каждой профессии.
- Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, развивать их речь.
- Упражнять в умении передавать различные эмоции с помощью мимики, жестов.
Развивающие:
- Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа.
- Развивать память, мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость .
Воспитательные:
- Воспитывать у детей уважение к артистам, выступающим в цирке.
Словарная работа: иллюзионист, эквилибрист.
Методы и приемы, используемые на занятии:
- Словесные: рассказ воспитателя, беседа, художественное слово.
- Наглядные: показ слайдов с изображением артистов цирка.
- Практические: упражнения на отработку мимики, жестов.
Методы стимулирования и мотивации деятельности детей: словесные поощрения, игровая мотивация.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о профессиях людей, выступающих в цирке.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением артистов цирка.
- Проведение упражнений на развитие различных эмоций у детей.
- Изготовление билетов, афиши, программ представления.
- Оформление зала.
Материалы и оборудование:
- Мультимедийная система;
- Музыкальное сопровождение;
- Фотографии с изображением артистов цирка;
Ход занятия
Звенит звонок, звучит аудиозапись песни “Цирк, цирк, цирк”.
1. Игровая мотивация.( клоун) показ слайда 1
Цирк на сцене, цирк на сцене,
Вот и клоун на арене.
Здравствуйте ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуй весь честной народ!
Вы меня узнали?
Клоун: Я – клоун Гошик! Сегодня нас ждет необыкновенное представление. Как вы думаете, какое?
Клоун: Правильно, цирковое. А вы хотите в нем участвовать? Давайте сначала поговорим о цирке.
Цирк— вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление, как правило, на арене специального здания (круглой формы с высоким куполом). Основой циркового искусства считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного.
2. Рассказ-беседа воспитателя с детьми.
Выступление артистов цирка проходит в здании. Оно бывает построенное из кирпича, а бывает передвижное и называется Шапито.
Показ слайдов 2 и 3.
- А все выступления проходит на арене. Показ слайда 4
Арена цирка - круглая радиус манежа- стабильно тринадцатиметровый. Человеческая жизнь от природы подчинена кругу: солнце - круг, земля - круглая, колесо, основа цивилизации, - тоже круг. Цирк, как миниатюрная модель вселенной, представляет собой все тот же неизменный круг.
- А как вы думаете откуда люди узнают о представлении в цирке? (из афиши)
Показ слайда 5 и 6
Клоун: Скажите, люди, каких профессий выступают в цирке?
Клоун: Молодцы, ребята! Я хочу сегодня о них поговорить.
Клоун: Ребята, а этих артистов вы узнали? Правильно, это воздушные гимнасты. Они настоящие спортсмены, исполняющие различные упражнения на большой высоте под куполом цирка. Посмотрите, какие они гибкие, пластичные, а какие это смелые люди. Вы согласны, что они смелые?
Показ слайда 7, 8, 9 с изображением воздушных гимнастов. Беседа о профессии гимнаста.
Цирковая гимнастика - это жанр, сущность которого состоит в демонстрации в художественно-образной форме достижений физического развития человеческого тела. При этом используются гимнастические снаряды, применяемые в цирке.
На зубах висит гимнаст,
До чего же он зубаст!
Вот такому бы гимнасту
Продавать зубную пасту!
Показ 10 (клоун) А вы знаете, что в цирке выступают не только люди, но и звери.
Клоун: Ребята, скажите, кто в цирке дрессирует животных? (дрессировщик)
Показ слайда 11
ДРЕССИРОВКА - Цирковой жанр, основанный на показе животных, зверей, птиц, проделывающих различные действия, достигнутые в результате выработки у них стойких условных рефлексов на команды дрессировщика.
Вот открылись в клетку двери.
Друг за другом входят звери.
Мэри щелкает хлыстом.
Лев сердито бьет хвостом.
Клоун: Дрессировщик работает с разными животными. Они обычно берут животных еще малышами, заботятся о них, воспитывают, хорошо знают повадки животных и очень любят их.
Показ слайда 12
Ухитрились люди в цирке
Обучить медведя стирке.
А морскую черепаху -
Гладить мытую рубаху.
Клоун: Это очень терпеливые, отважные люди. Представляете, ребята, они не бояться войти в клетку с тиграми, какие они смелые люди. Дрессированные животные понимают и любят своего хозяина-друга, выполняют его требования.
Физразминка: “Звериная зарядка”.
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Показ слайда 13 и 14 (атлеты)
АТЛЕТИКА - Цирковой жанр, в котором демонстрация отлично развитой мускулатуры и трюковые упражнения с тяжестями (гирями, ядрами, штангой и др.) показываются артистом в художественно-образной форме как воспевание могущества человека, его физических и духовных качеств.
Единственные в мире
Атлеты-силачи
Подбрасывают гири,
Как детские мячи.
Показ слайда 15. А теперь я хочу вам рассказать, попробуйте отгадать о ком? (читает стих)
Лишь выйду я, -
И слышен смех!
Я рассмешить умею всех.
Едва увидишь мой колпак
Серьезным быть нельзя никак!
Молодцы! О своих друзьях клоунах.
Показ слайдов 16, 17
КЛОУН - Традиционный персонаж цирка, выступающий с комическими реприза ми, шуточными сценками.
Воспитатель: В цирке, ребята, трудятся люди разных профессий. Этим профессиям они специально обучаются. Это смелые, решительные и добрые люди. Своим трудом они доставляют зрителям радость, веселье и хорошие настроение.
3. Проведение упражнений на отработку мимики и жестов.
Воспитатель: Ребята, вы хотите превратиться в артистов цирка и поучаствовать в цирковом представлении?
Воспитатель: Но для этого надо потрудиться. Артисты в цирке много репетируют, отрабатывают движения, мимику, жесты. Покажите мне, пожалуйста, каким бывает лицо у клоуна, когда он грустит (удивляется, сердится, радуется).
Дети выполняют мимические упражнения.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Получается как у настоящих клоунов. А сейчас, я буду говорить задание, а вы попробуйте жестом показать мне их: “как клоун здоровается”, “как кланяется”, “как прощается с публикой”. Молодцы, справились с заданием, сейчас вы настоящие артисты, которые готовы выступать на арене нашего цирка.
Клоун: Ребята, посмотрите, я вам сейчас что-то покажу.
На занятии воспитатель показывает детям фокус.
Для показа фокуса нужна стеклянная вазочка, резиновый шарик, веревочка. Стеклянную вазочку с узким горлышком покрыть темной гуашью с внутренней стороны. В вазочку необходимо протолкнуть шарик.
Показ фокуса.
Веревочку одним концом опускаем в вазочку. Делаем “волшебные” движения руками, переворачиваем вазочку горлышком вниз, веревка из вазочки не падает (ее удерживает мячик внутри вазочки). Фокус получился.
Педагог на занятии может показать любой фокус.
Воспитатель: Ребята, как называется то, что я сейчас делала?
Я факир и чародей!
Двести лет чалме моей!
В мире все под силу магу,
Все на свете по плечу.
Фокусы показывать умею,
Что угодно покажу.
Показ слайда 18.
ИЛЛЮЗИОНИСТ - Артист, демонстрирующий различные фокусы с помощью специального реквизита, аппаратов, снабженных секретными устройствами, скрытыми от зрителей. А именно: замысловатые появления, исчезновения, превращения, перемещения различных предметов, животных, людей, основанные на обмане зрения, применении отвлекающих маневров и ловкости самого исполнителя, его ассистентов.
Сегодня в цирке полный сбор:
Китайский фокусник, жонглер,
Участвует в программе —
Жонглирует шарами.Он в воздух бросает,
И ловит он сразу
Двенадцать шаров
И китайскую вазу.Цветные стаканы
Он ставит на блюдо.
И вместе с подносом
Взлетает посуда.Он в воздух бросает
Любые предметы:
Мячи и ракеты,
Флажки и букеты,
Цветные стаканы и блюдца,
И хлопают все и смеются.
Показ слайдов 19, 20.
После просмотра воспитатель предлагает игру с мячом “Передай и не урони” (в кругу)
Воспитатель: Рассказ клоуна Гоши о цирке заканчивает эквилибрист.
По проволоке дама
Идет, как телеграмма.
ЭКВИЛИБРИСТИКА - Цирковой жанр, в основе которого демонстрация искусства сохранения равновесия в различных условиях, усложненных применением специального реквизита и снарядов.
Показ слайдов 21, 22, 23, 24.
Показ слайда 25.
Вот и настала пора прощаться.
Сегодня в цирковом представлении вы увидели – (перечисляют дети) веселых клоунов, эквилибристов, фокусника, дрессировщика и т.д.
Воспитатель предлагает детям поиграть в Цирк.
Дети выбирают роль по желанию, проходят за кулисы и готовятся к выступлению.
Проведения представления.