Более основательное понятие творчества состоит в том, что оно способно изменить взгляд человека на вещи и самого себя настолько, что он попытается сделать нечто, ранее казавшееся ему выходящим за пределы возможного.
Дж. К. Джонс
Преподавание любого предмета в общеобразовательной школе сегодня имеет целью формирование таких ключевых компетентностей, как способности определять для себя границы ситуации, ставить свою задачу и организовывать ресурсы для ее решения. Такое изменение цели требует новых способов реализации образовательного процесса, одним из которых являются современные технологии преподавания предмета. В настоящее время в условиях модернизации российского образования неизбежно обновление процесса обучения, в том числе обучения иностранному языку. Под обновлением подразумевается изменение методов, целей и результатов обучения, изменение стандартов и учебных программ, индивидуализация Учебного процесса, широкое применение новых образовательных технологий.
В соответствии с запросами современного информационного общества учащиеся должны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать новые знания, критически, творчески мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, находить пути их рационального решения, используя современные технологии, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Следовательно, и учителю необходимо обладать всеми необходимыми знаниями и умениями, которые необходимы при взаимодействии с учениками.
На сегодняшний день необходимо наряду с традиционными методами использовать современные образовательные технологии, которые позволяют повысить как качество образовательного процесса, так и мотивацию учащихся. Одной из таких технологий является метод проектов.
В последнее время в связи с широким применением информационных технологий, проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной. В связи с этим, учитель постоянно ищет пути совершенствования технологий и содержания обучения.
Метод проектов используется при этом как средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь.
Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, материал усваивается лучше. Учебный проект интересен как обучающему, так и учителю. Учитель должен не только любить свой предмет, но и стремиться к новым целям. Учитель сможет научить хорошо тому, что интересно ему самому.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
- повышение мотивации учащихся при изучении английского языка;
- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;
- простор для творческой и созидательной деятельности.
Каждый учитель со временем вырабатывает алгоритм работы над проектом, применимый наилучшим образом к конкретному классу или уроку. При этом важно учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, языковую и общепредметную подготовленность. Кроме того, в обучении английскому языку метод проектов можно использовать непосредственно в контакте с учебной программой.
Одним из таких путей я выбрала для себя и своих учеников - создание собственных презентаций к урокам.
Я увлеклась созданием электронных презентаций в программе Power Point после прохождения курсов повышения квалификации и старалась заинтересовать этим проектом учащихся старших классов.
По-началу в создании моей первой презентации мне помогали учащиеся 10 класса, затем и сами учащиеся стали выбирать темы для создания своих презентаций. Я проводила лишь консультационную работу в процессе подготовки проектов. Я считаю, что участие в создании любого проекта должно быть добровольным, иначе теряется интерес и качество работы.
Многие из подготовленных презентаций являются учебными и помогают учителю с подбором дополнительного материала к урокам на разных уровнях обучения. Достоинство презентации состоит в том, что при использовании ее в работе учитель остается в центре внимания, контролирует работу класса. Презентация может быть опорным конспектом урока. Это очень наглядно и удобно при применении.
Мы - учителя английского языка очень часто обмениваемся своими презентациями, которые служат дополнительным материалом для подготовки к уроку. Очень часто адаптируя презентацию к определенной теме урока, я вношу коррективы, дополняя или меняя что-то. И этот творческий процесс очень интересен для меня.
В качестве примера как использовать презентацию на уроке я предлагаю свою презентацию по теме “Британские писатели”, подготовленную для учащихся 9 класса. В презентацию входят видеофильмы, подготовленные учащимся 10 класса.
Цель презентации: Развитие умений чтения на основе текстов о знаменитых писателях Британии с выполнением упражнений на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений.
Одной из целей работы с текстами является формирование у обучаемых навыков и умений полного понимания содержания. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Предтекстовый этап.
Цели:
- определить речевую задачу для первого прочтения;
- создать необходимый уровень мотивации у учащихся;
- по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Упражнения и задания:
- работа с заголовком и картой Британии (слайды 2-4);
- использовать ассоциации, связанные с именами авторов;
- попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текстов (слайд 18).
Текстовой этап.
Цели:
- проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
- продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения и задания:
- подтверждение правильности /ложности утверждений (слайд 12);
- выбери соответствия, найди правильное слово, заполни пропуски и выполни грамматическое упражнение по теме” Страдательный залог”, затем проверь по ключам (слайды 12-17);
- ответь на вопросы (слайд 18).
Послетекстовый этап.
Цель:
- использовать ситуации текстов в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Упражнения и задания:
- переведи на английский язык предложения (слайд 19);
- составь план рассказа о знаменитом писателе России и расскажи о нем.
Итак, работа с текстом стимулирует интеллектуальную активность учащихся. Однако необходимо подбирать тексты с учетом возрастных интересов учащихся, уровня сформированности их языковых умений и навыков, ориентируясь при этом не только на актуальное, но и на ближайшее развитие.
В результате работы мною, как учителем английского языка, создана база презентаций, где хранятся множество работ учащихся и учителей, которые я успешно применяю на уроках.
В заключение я хотела бы обратить внимание на тот факт, что метод проектов, в частности создание электронных презентаций, побуждает к сотрудничеству многих учителей и учащихся. Учителя взаимодействуют для обмена опытом, проведения внеклассных мероприятий, подготовки внутришкольных и районных мероприятий, проведения интегрированных уроков.
Учитель - это человек, который, обучая других способен и готов сам учиться всю жизнь. А метод проектов - уникальная возможность развиваться и совершенствоваться как ученикам, так и учителю.