Урок слушания музыки "Храм родной природы"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: помочь учащимся видеть и воспринимать красоту родного края через музыкальные образы природы, созданные С.В. Рахманиновым в вокальной музыке

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, восприятие красоты родного края
  • Обучающие: познакомить с лирико-созерцательными произведениями С.В. Рахманинова
  • Развивающие: развивать умение анализировать, способность вслушиваться, сравнивать художественные образы

Музыкальный материал:

  • С.В. Рахманинов романсы “Здесь хорошо”, “Сирень”, фортепианная транскрипция
  • С.В. Рахманинова “Сирень”

Иллюстративный материал:

  • Репродукции картин И. И. Шишкина “Лесные дали”, П. П. Кончаловского “Сирень”
  • Портреты С.В. Рахманинова, Е.А. Бекетовой, Г. Галиной
  • Фото с изображением живописных мест города Сызрань и других уголков России
  • Стихи С. Красикова, И. Бунина, Е.Н. Егоровой

Форма проведения урока: урок-практикум

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Формы работы:

  • беседа
  • практические задания:
  • прослушивание произведений С.В. Рахманинова
  • сравнение музыкальных произведений с репродукциями картин
  • анализ прослушанной музыки
  • работа с карточками (выбор соответствующих элементов музыкальной речи)
  • творческие задания:
  • написать сочинение
  • нарисовать рисунок
  • разгадать кроссворд

Оборудование: Компьютер, проектор, экран

Раздаточный материал

  • Карточки с элементами музыкальной речи, ноты прослушиваемых произведений

Ход урока

< Слайд 1>

“О Родина! Все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой
Душой”.
В. Жуковский

Наш сегодняшний урок я назвала “Храм родной природы”. Храм- это всегда что-то светлое, святое. У каждого человека есть свой любимый уголок природы, где ему особенно хорошо дышится, где, как говорят, душа отдыхает, где он счастлив.

< Слайд 2>

Посещение любимого места природы вызывает восхищение, радость, навевает приятные воспоминания, а иногда просто дает силы, заряжает энергией. А еще он может стать источником вдохновения.

<Слайд 3>

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано. (Бунин И. “Вечер”)

Я просила вас дома написать небольшие сочинения про свой любимый уголок природы. Мне понравились ваши работы, и одно сочинение попрошу зачитать вслух. <Приложение 1>

Картины родной природы всегда волновали композиторов. Какие удивительные музыкальные пейзажи подарили нам Чайковский и Мусоргский, Прокофьев и Свиридов!

<Слайд 4>

Сегодня мы познакомимся с музыкальными пейзажами русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Родился композитор недалеко от Новгорода, в имении своих родителей Онег.

<Слайд 5>

Дом находился на самом берегу реки Волхов, за которой простирались луга и поля с разбросанными среди них деревнями. Эта древняя новгородская земля с ее богатой историей, памятниками архитектуры, колокольными звонами явилась колыбелью музыкального гения Рахманинова. Ведь самым дорогим для человека будет то место, тот край, где родился и вырос, где узнал, как пахнут цветы и увидел солнечные переливы на воде родной реки.

<Слайд 6>

Послушайте, как композитор воспел свой любимый пейзаж в романсе “Здесь хорошо” на слова Г. Галиной <Приложение 2> и скажите после прослушивания, созвучен ли он картине И. И. Шишкина “Лесные дали”?

<Слайд 7>

Каково ваше впечатление, созвучна ли музыка картине?

Ответ учащихся. Да, романс полностью соответствует картине.

Почему вы решили, что романс и картина дышат одним настроением?

Ответы учащихся. В музыке и на картине царит спокойствие и умиротворение. Художник красками, поэтесса словами, а композитор звуками нарисовали одну и ту же картину.

Действительно, на картине можно найти подтверждение всем словам романса:

Здесь хорошо... Взгляни...
Вдали огнем горит река;
Цветным ковром луга легли, белеют облака.
Здесь нет людей... Здесь тишина.
Здесь только Бог да я;
Цветы да старая сосна,
Да ты, мечта моя!

<Слайд 8>

Какова музыка романса? Какой певческий голос исполняет? Какие музыкальные средства выразительности использует композитор?

Ответ учащихся. Музыка звучит светло (мажорный лад), спокойно, одухотворенно, созерцательно. Нежная, выразительная проникновенная мелодия звучит на фоне тихого мягкого триольного аккомпанемента фортепиано. Вокальную партию исполняет женский певческий голос сопрано.

Да, великая заслуга Рахманинова и в его напевнейшей мелодии, которая стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая. Композитор чутко слышал музыку русской природы, т.е. умел созерцать ее не только зрением, но и слухом. “Как хорошо он слышит тишину...” – так отозвался о музыке С. Рахманинова М.Горький. И эту хрустальную тишину не хочется нарушать. Хочется только наслаждаться и восхищаться красотой этого храма природы...

<Слайд 9>

Мы заглянем еще в один уголок, в прекрасный музыкальный сиреневый сад Рахманинова. Лиловые гроздья, гибкие стебли и благоухание сирени всегда очаровывали композитора.

...В них столько мечтательной грусти
И столько покорности скромной,
Что каждый задумчивый кустик
Мне кажется тучей огромной.
А сколько надежды и солнца
Таится в букете лиловым,
Чуть-чуть лишь под ветром качнется
И льется дождем лепестковым.
(С. Красиков из книги “Легенды о цветах”)

А у вас какой-то цветок ассоциируется с родными местами или чем-то особо выделяется среди других цветов?

Ответ учащихся. Одуванчик, растущий целой поляной перед домом, белая ромашка, сирень, которая каждой весной дарит свое цветное великолепие.

<Слайд 10>

А на меня большое впечатление производят цветущие в мае альпийские пионы. Недалеко от нашего города есть небольшая долина, где я ежегодно бываю, чтобы полюбоваться и насладиться красотой этих удивительных пионов.

Судьба Рахманинова - композитора и пианиста - сложилась так, что долгое время ему пришлось жить вдали от родины. Вспоминая Россию, он всегда представлял себе сирень.

<Слайд 11>

Ее скромная и благоуханная цветущая ветвь была для музыканта символом родной земли, это знали его поклонники, после каждого концерта он получал от почитателей букет белоснежной сирени.

<Слайд 12>

Послушайте один из самых известных романсов Рахманинова “Сирень”, созданный в марте 1900 года на стихи поэтессы Екатерины Андреевны Бекетовой. <Приложение 3>

<Слайд 13>

Выберите среди предложенных вам карточек те, где указаны элементы музыкальной речи, подходящие к данной музыке. <Приложение 4>

Ответ учащихся. Тихая динамика, умеренный темп, легкое звучание, средний и высокий регистры, нежная музыка, плавная мелодия, светлый колорит, спокойное движение, колышущийся фон.

<Слайд 14>

Пропойте начало мелодии романса.

Заметили, она вырастает из трех звуков, одна фраза перетекает в другую и льется легко и спокойно, озвучивая поэтический текст. Сопровождение создает ощущение легкого ветерка или колышущихся веток сирени. Утонченность лирического высказывания Рахманинова, его глубокое проникновение в состояние природы погружает нас в мир покоя, вызывает ощущение счастья. А теперь еще раз насладимся музыкой весенних солнечных бликов и пьянящих ароматов. Мы прослушаем авторскую фортепианную транскрипцию этого романса, написанную композитором в 1914 году. <Приложение 5 >

<Слайд 15>

Представьте себе, что ранним майским утром мы выбежали в свежий, еще сонный сад. Солнечные лучи чуть-чуть притронулись ладошками к влажным от ночной росы сиреневым кустам. Войдем вместе с композитором в просыпающийся сиреневый сад и вернемся оттуда с прекрасным букетом – возможно, таким, какой изображен на картине П. Кончаловского “Сирень”.[2]

Каковы звуки музыкального сиреневого сада? Используйте свои “словарики эмоций” [3] <Приложение 6>

Ответы учащихся. Музыка нежная, проникновенная, мечтательная, одухотворенная, поэтическая. Фактура прозрачная и хрупкая, легкая и воздушная. Интонации мягкие.

По словам Б. Асафьева, пьеса “Сирень” – настоящий портрет майского сада, в котором автору удалось передать чувства, вызванные возрождением природы и человека. Музыка звучит ласково, нежно, словно шепчется молодая ажурная листва. Ее звуки вызывают ощущение восторга, счастья. Мы слышим в музыке шелест прорастающей травы и звон напоенного чудесными ароматами воздуха, чувствуем, как поет вместе с прекрасной музыкой наша душа. Пьеса словно пронизана лучами солнца. Музыка напоена утренним покоем, ожиданием чего-то светлого.

<Слайд 16>

Пейзажи Рахманинова подслушаны чуткой душой музыканта и впитаны из всего любимого им русского окружения. Вы согласны, что, слушая музыку Рахманинова, чувствуются русские интонации, что ее написал русский композитор?

Ответ учащихся. Да.

Несмотря на то, что он долгое время жил за границей и ему пришлось умереть на чужбине в США, он оставался глубоко русским человеком, он любил русскую землю, родную природу, тонко ее чувствовал и поэтически воспринимал, и это ощущается в рахманиновской музыке, и поэтому трудно ее не любить.

“Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мое мировоззрение. Моя музыка – детище моего темперамента, поэтому она – русская”, - говорил композитор.

<Слайд 17>

Я думаю, что и вас есть чувство привязанности и любви к родным местам и природе. Давайте будем беречь родную природу, чтобы можно было созерцать прекрасное, наслаждаться ее красотой, чувствовать спокойствие и умиротворение в храме родной природы.

<Слайд 18>

Природа - словно храм:
Деревья в белых ризах
Воздели к небесам
Все веточки в молении.
И предстает глазам
В Божественных эскизах
Ее краса. (Е.Н. Егорова “Природа - словно храм”)

Этими строками я заканчиваю нашу беседу о музыке С.В. Рахманинова и о родной природе. А теперь прошу отгадать кроссворд по сегодняшней теме. <Приложение 7>

Спасибо вам за старание и активность. Нарисуйте, пожалуйста, дома свой любимый пейзаж. До свидания.

Список литературы.

  1. Альбом С. В. Рахманинов, ред. А. Кандинского, - М., 1988
  2. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей, - М.. 1997
  3. Филатова О. Пособие по теории музыки для музыкальных школ, - М., 1995