Уважаемые коллеги, надеюсь, что такая широкая постановка темы урока позволит использовать Вам представленный материал независимо от используемых школой линий учебно-методических комплексов. В ходе урока ученики самостоятельно извлекают информацию из картографического материала.
Дидактическая цель занятия: обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях географии основных форм рельефа России.
Цели урока:
- Выявить главные особенности рельефа России.
- Установить основные факторы, обуславливающие общие закономерности распространения форм.
- Способствовать развитию умения школьников на основе анализа карт устанавливать взаимосвязи между особенностями рельефа и тектонических структур.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма урока:
урок с игровыми элементами.Методы: частично-поисковый, рефлексия.
Оборудование: физическая карта России, атласы по географии Росси (8 класс) М.: Дрофа, 2011, ПК, презентация.
I. Организационный этап
Для изучения нового материала класс разделяется на команды. Каждый ответ команд по заданиям и выступления с сообщениями его членов оценивается жюри по пятибалльной системе. Суммируя ответы, председатель выводит средний балл ответов команды, и этот балл пойдет оценкой в журнал активным участникам команд. Баллы могут сниматься за дисциплинарные нарушения.
II. Формирование новых знаний и умений
Задание 1. Литературная минутка. Прочитайте с выражением предложенные стихотворения и попробуйте сформулировать тему и цели урока.
I Передо мной Кавказ суровый, Мой друг, о сей стране чудесной Вот он. Взгляни, его вершина |
II Рельеф — неровности Земли, |
Итак, мы переходим к изучению рельефа страны.
Учитель объявляет тему и цели урока.
Но прежде, необходимо проверить с каким багажом знаний пришли вы к изучению этой темы. И для этого внимание на экран – кроссворд (слайд 2)!!! Отвечайте на вопросы быстро, но будьте внимательными. У каждого из вас есть возможность получить баллы в командный зачет. Правильные ответы отобразятся на экране.
Задание 2. Кроссворд “Рельеф”.
– Как вы думаете, почему рельеф мы изучаем первым из всех других компонентов природы?
Возможные ответы: сформировался раньше других, оказывает влияние на климат, характер внутренних вод, органический мир, определяет особенности хозяйственной деятельности населения, например, строительства.
Итак, переходим к изучению форм рельефа и закономерностям их расположения.
Задание 3. Выявите общие закономерности распространения крупных форм рельефа по инструктивным карточкам (слайд 4).
Источник информации: Физическая карта России”.
I | II | |
Определить по карте крупнейшие равнины
на территории нашей страны Как они различаются по высоте? Где расположены? |
Определить по карте крупнейшие
горные системы на территории нашей страны Как они различаются по высоте? Где расположены? |
|
Ответы, обсуждение результатов
самостоятельной работы (Ответ у карты). Задание 4. Какими причинами можно объяснить выявленные вами особенности рельефа нашей страны? Для поиска ответа используйте инструктивные карточки (слайд 6). Источники информации: карты “Строение земной коры”, “Тектоника и минеральные ресурсы”, “Физическая карта России”. |
||
I | II | |
Какая литосферная плита
составляет большую часть территории страны? Какие крупные тектонические структуры расположены в ее пределах? Какими формами они представлены в рельефе? Это устойчивые участки земной коры? |
Что происходит в краевых частях
литосферных плит? Какие крупные тектонические структуры расположены в ее пределах? Какими формами они представлена в рельефе? Это устойчивые участки земной коры? |
Команды отчитываются по работе. (Проверка на слайде 7).
Комментарий к ответу II: на юге взаимодействуют две плиты континентального типа —> горы. На востоке взаимодействуют 2 литосферные плиты: Евразиатская (континентального типа) и Тихоокеанская (океанического типа). Использование слайдов 8-9.
Запись выводов в тетради.
Действительно территория России сложена разновозрастными тектоническими структурами с различными тектоническими движениями. Как следствие, одни равнины выше других, и горы разной высоты. Анализ слайдов 10-17. Ученики используют карту атласа “Тектоника и минеральные ресурсы”.
Рекомендация: просматривая слайды с фотографиями форм рельефа, обратите внимание учеников не только на их красоту, но внешние рельефообразующие процессы: течение рек, овраги, ледники и др.
III. Рефлексия: составьте правильную причинно-следственную цепь из предложенных звеньев (слайд 25).
I группа | II группа |
1 Столкновение литосферных плит 2. Вертикальные движения земной коры 3. Большой Кавказский хребет 4. Кайнозойская складчатость |
Литосферная плита 2. Равнина 3. Платформа 4. Восточно-Европейская |
Ответ: 1-2-4-3. Столкновение литосферных плит вызывает вертикальные движения земной коры и смятие в складки пластов горных пород (кайнозойская складчатость) в рельефе выраженная горами , например, горы Кавказа. |
Ответ: 1-3-2-4 В стороне от края литосферных плит образуются древние платформы в рельефе выраженные как крупные равнины, например, Восточно-Европейская |
IV. Подведение итогов игры. Выставление отметок за работу на уроке.
V. Домашнее задание.
Литература.
- Любушкина С.Г., Притула Т.Ю. Физическая география в вопросах и ответах. – М.: ИЛЕКСА, 2011.
- Раковская Э.М. Давыдова М.И. Физическая география России. В 2-х томах – М.: Владос, 2001.
- Атлас. География России. – М.: Дрофа, 2011.