Классный час для старшеклассников "Почему необходимо больше знать про СПИД"

Разделы: Внеклассная работа, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Эпиграф

“Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости”. (Л.Альберти)

Цель классного часа: повысить уровень знаний по проблеме ВИЧ/СПИД.

Задачи:

  • познакомить учащихся с проблемами СПИДа;
  • дать элементарные представления о передаче ВИЧ-инфекции;
  • познакомить с профилактикой этого заболевания;
  • формировать гуманное отношение к больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным.

Оформление: плакаты, высказывания ученых (Д.Леббока, Мечникова).

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход мероприятия:

Выходит учащийся и читает стихотворение (на фоне музыки):

Мой друг, ему всего лишь 22,
В расцвете окрыленности и силы,
Ему одна дорога до могилы,
Из чаши жизни отхлебнув едва.
И это СПИД ...Ослаблен организм,
Внезапно вышел из повиновенья,
Сорвав незримой силой за мгновенье
Защитный лимфоцитный механизм.
А если - мысли яростный ожог-
Планета станет вся больная СПИДом!
Тревоги разом повергают в шок,
И что тогда, для погребенья где
Рыть котлован безжизненной планете?
Ужель стратеги держат на примете
Такое место где-то на звезде?
Представьте, человек исчез с планеты.
Но успокойтесь, ЭТОГО НЕ БУДЕТ НИКОГДА!

Учитель: Я уверена, что этого не будет никогда, если люди научатся на чужих примерах не делать глупостей. Не будет в том случае, если мы будем вести ЗОЖ, научимся не проходить мимо чужой беды, мимо боли другого человека, который так нуждается в нашей помощи. Человечество уже научилось лечить многие заболевания, но, к сожалению, остаются страшные болезни, лекарство против которых еще не найдено.

СПИД господствует на нашей планете. Чтобы выжить и уменьшить риск заболевания этой страшной болезнью, необходимо знать о её развитии, путях заражения и лечении. Ведь не зря говорят – предупреждён значит вооружён. Поэтому тема нашего сегодняшнего классного часа так и будет звучать: ”Почему необходимо больше знать про СПИД?” СЛАЙД №1

СЛАЙД № 2 Цель нашего классного часа.

Почему мы должны всё это знать? СЛАЙД № 3 (уч-ся высказываются)

СЛАЙД №4,5,6 (статистика)

Спид распространяется с неимоверной скоростью. СЛАЙД №7

Страшные цифры, неправда ли?

А что вы знаете о СПИДе? Предлагаю вам Упражнение “Степень риска”

Развешиваются конверты с надписями “ВЫСОКИЙ РИСК”, “РИСК ОТСУТСТВУЕТ”, “НЕБОЛЬШОЙ РИСК”.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с

ВИЧ-инфицированным человеком:

  • поцелуй в щеку
  • инъекция в лечебном учреждении
  • оральный секс
  • половая жизнь в браке
  • переливание крови
  • пользование чужой зубной щеткой
  • плавание в бассейне
  • половой акт с потребителем наркотиков
  • глубокий поцелуй
  • уход за больным СПИДом
  • укус комара
  • множественные половые связи
  • прокалывание ушей
  • проживание в одной комнате с больным СПИДом
  • нанесение татуировки
  • объятия с больным СПИДом
  • пользование общественным туалетом
  • укус постельного клопа

Вам необходимо по очереди зачитать надпись на вашей карточке и положить ее в тот конверт, который по вашему мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке.

(учащиеся зачитывают и раскладывают по конвертам)

В конце занятия мы вновь вернёмся к ним и проверим правы ли вы оказались или нет.

СЛАЙД № 8

А теперь давайте разберёмся, что такое ВИЧ? Правильно. ВИЧ расшифровывается как Вирус Иммунодефицита Человека. Человек, зараженный ВИЧ, называется… ВИЧ-инфицированным.

Под электронным микроскопом ВИЧ напоминает экзотический цветок. На линии в 1 см может разместиться до 100 тысяч вирусных частиц.

По внешней оболочке вируса расположены шарообразные выступы (лепестки) – рецепторы, при помощи которых вирус прикрепляется к клеткам в организме человека.

А как расшифровывается СПИД?… СПИД-синдром приобретенного иммунодефицита человека.

Синдром? Это совокупность признаков, обозначающих болезнь (признаки СПИДа весьма различны).

Почему же Приобретенного? Потому что заболевание обусловлено не наследственностью, а приобретается при заражении от человека к человеку. Почему Иммунодефицит? Потому что при этом иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.

Этот вирус живет только в человеке, если быть точнее, то в клетках и жидких средах организма. Там он может свободно передвигаться и размножаться.

В организме человека много жидких сред. Вирус есть во всех этих средах, кроме пищеварительного сока. Однако заразиться можно только через 4 среды:

  1. Сперма и жидкость, выделяющаяся перед половым актом ( предэякулянт).
  2. Кровь
  3. Вагинальный секрет
  4. Материнское молоко

Заражение через другие среды невозможно потому, что в них концентрация вируса очень мала. Например, чтобы заразиться через слюну, надо её 10 литров.

Таким образом, если вирус передается только через 4 жидкие среды организма, определим, какие пути заражения ВИЧ-инфекцией возможны? СЛАЙД №9

1. Половой путь (незащищенные сексуальные контакты).

2. Через кровь (при использовании загрязненных кровью шприцев, игл, другого мед. инструментария).

3. От матери к ребенку.

  • во время беременности
  • во время родов
  • при кормлении грудью

Давайте с вами представим обычную жизненную ситуацию. На дискотеке в ночном клубе познакомились Вера и Сергей. СЛАЙД №10

Не сильно тратя время на более подробное знакомство, они вступили в интимные отношения. Вера была заражена ВИЧ-инфекцией, и вирус попал в организм Сергея.

Итак, прошло 2 недели, и Сергей узнал, что Вера не страдает “сдержанным” поведением, и пошел провериться. Пришел в поликлинику и сдал анализы на ВИЧ, но он получил негативную (отрицательную) реакцию, что означает – “вируса не обнаружено”. Через 5 лет он умер от СПИДа.

Что же произошло?

Дело в том, что вирус, в обычных условиях лаборатории, невозможно увидеть. Медики обнаруживают ВИЧ-инфекцию не по вирусам (их просто не увидеть в обычный микроскоп), а по антителам (большим молекулам, способным нейтрализовать инородные вещества). Врач определяет эти антитела и, если они присутствуют в крови, ставит диагноз ВИЧ-инфекция.

Период же, когда вирус в организме уже есть, а антитела эти еще не выработаны в достаточном количестве и обнаружить их невозможно, называется периодом “окна”. Для того, чтобы это количество набралось (закончился период “окна”), необходимо 3-6 месяцев. СЛАЙД №11

И только после этого периода можно выявить поражение вирусом. Именно после этого срока следует обращаться в медицинские учреждения для сдачи теста на ВИЧ. Но даже после этого человек может и не знать, что он ВИЧ - инфицированный. Он может чувствовать себя хорошо и выглядеть совершенно здоровым. Только у некоторых вскоре после заражения (через 3-6 недель) может развиться острая инфекция, подобная гриппу: повышение температуры, утомляемость, боли в мышцах, горле, суставах, увеличение лимфоузлов. Однако эти симптомы не могут служить для диагностики ВИЧ-инфекции.

СЛАЙД №12

Игра “Вечеринка”

Заранее приготовить карточки с буквами “А”, “Б”, “В”, “Г”, “Д”, каждой по три штуки. И одна с буквой Х. Ведущий дает три темы для обсуждения, которые участники должны обсудить в произвольных парах. После каждого обсуждения на своей карточке ученик записывает имя человека, с которым говорил. На вторую тему меняют собеседника и тоже пишут его имя. То же проделывают и в третий раз.

Темы:

  1. “Как вы думаете, как должны реагировать родители, если узнают, что у их 14-летней дочери вчера был первый сексуальный контакт?”
  2. “Как вы относитесь к тому, что разрешат браки с 14 лет?”
  3. “Кто должен проявлять инициативу, чтобы не заразиться?”

На каждое обсуждение дается не более 3 минут. После всех обсуждений спросить, к какому выводу пришли участники.

Учитель: Теперь я попрошу встать человека, к которому попала карточка со значком “Х”. Выражаю искреннее соболезнование, но ты у нас будешь ВИЧ-инфицированным. (Обычно, на этом вся группа начинает бурно реагировать.)

А теперь представьте, что ваша беседа – это не просто беседа, а сексуальный контакт или совместное употребление наркотиков.

Господа, вы зря радуетесь, т.к. я прошу прочитать имена на карточке у нашего инфицированного. Те, кого назвали, встаньте и прочтите имена на своих карточках. (В итоге встали все)

Не садитесь. Скажите, как вы думаете, как можно было этого избежать?

(Учащиеся высказываются)

  • ПРАВИЛЬНО – пользоваться презервативом. “А” садитесь, вы так и поступаете, поэтому не заразились.
  • ПРАВИЛЬНО – иметь одного полового партнера, у кого “Б” - садитесь. Вы не вступали в контакт, у вас есть любимый человек.
  • ПРАВИЛЬНО – не потреблять наркотиков вообще. Алкоголь тоже. Они снижают самоконтроль и можно заразиться через шприц. Садитесь у кого “В”.
  • ПРАВИЛЬНО – знать об этих проблемах и думать головой. “Г” просто веселились и не участвовали в сомнительных затеях.
  • ПРАВИЛЬНО – “Д” предполагали развитие событий и просто отказались от такой встречи, как от ненадежной. Садитесь.
  • “Х” остается стоять. Видите, достаточно, что-то не учесть… Сходил сдал повторный анализ диагноз не подтвердился.

Резюме. Хорошо, что это была просто игра, однако, она основана на жизненных ситуациях. В жизни, на первый взгляд, простая веселая ситуация может оказаться на самом деле очень серьезной, поэтому всегда нужно оставаться бдительным и принимать самостоятельные разумные решения. Подумайте об этом.

СЛАЙД № 13 Человек может прожить долгое время и даже не подозревать о том, что он - ВИЧ-инфицированный. Он будет вести обычный образ жизни, т.е. может заражать других людей, т.к. признаки не выражены. Он вполне дееспособен и выглядит так же, как мы с вами. Этот период часто называют “бессимптомным”, скрытым и длится от 2 до 12 лет. Но период ожидания вируса однажды заканчивается, иммунитет не справляется и наступает болезнь, называемая СПИД.

В стадии СПИДа у больного развиваются ряд симптомов: значительная потеря массы тела, повышение температуры, поносы, увеличение лимфоузлов, хронические кожные поражения, а также поражение нервной системы, что приводит к умственной деградации (слабоумию). На фоне нарастающего иммунодефицита присоединяются многочисленные бактериальные, вирусные и грибковые инфекции, протекающие крайне тяжело и неподдающиеся лечению. Чаще всего развиваются: туберкулез, пневмоцистная пневмония, саркома Капоши, кандидоз, герпес и т.д. Например, всем известная простуда на губах (герпес), легко поддающаяся лечению в обычных условиях, в стадии СПИДа приводит к смертельному исходу.

Чтобы не было поражено, и какая бы болезнь из выше перечисленных не прогрессировала – смерть 100%. ВИЧ-носителем можно быть очень долго, но СПИД-больным всего каких-то 1-2 года, максимум 3.

Пока никаких вакцин или методов излечения СПИДа не существует. Врачи только могут медикаментозно продлить жизнь ВИЧ-инфицированному.

При СПИДе итог один. Болезнь смертельна.

Многие известные люди помогают в борьбе со СПИДом. СЛАЙД №14

Элтон Джон, Боно и много других известных людей организовывают благотворительные концерты.

Шэрон Стоун проводит аукционы и приёмы для сбора средств на поиск вакцины против ВИЧ.

Ричард Гир помогает развивающимся странам начать открыто говорить о проблеме ВИЧ-спида.

Памела Андерсен и Кристина Агилера снялись в рекламе помады вива глэм, все средства от продажи которой идут на помощь ВИЧ-инфицированным.

Том Хэнкс, Ани Лорак и много других знаменитостей снимаются в социальной рекламе о ВИЧ-спиде.

И мы тоже не должны стоять в стороне, а должны делать то, что в наших силах. СЛАЙД №15-16

Зачем нам необходимо всё это знать? Почему мы не должны оставаться равнодушными? Ведь кажется это так далеко от нас. СЛАЙД№ 17-23

Вернёмся к конвертам. Найдём ошибки.

Учащиеся анализируют допущенные ошибки.

Учитель раздаёт буклеты по теме классного часа.

СЛАЙД №24

(Рефлексия, учащиеся делятся впечатлениями о классном часе)