Организация работы по решению проектных задач с первоклассниками в рамках ФГОС НОО в условиях заграншколы

Разделы: Начальная школа


Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” так формулирует отличительные особенности школы XXI  века: “Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности”.

Таким образом, в современной начальной школе приоритетным становится “формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения” [1]. Всё более актуальным становится использование проектной деятельности.

Работа по внедрению ФГОС второго поколения, реализуемая в 1-м классе школы при Посольстве России в Турции, направлена на формирование умений обучающихся решать конкретные задачи, привлекая интегрированные знания, сотрудничать, на развитие способности к самообучению, умению проявлять самостоятельность и личную ответственность за результат.

Однако, не следует забывать о том, что метод проектов, рассматриваемый и как дидактическая категория, и как педагогическая технология, предусматривает выполнение определённого набора требований, обязательных для полноценной реализации проекта.

Мы согласны с мнением А.Б. Воронцова о том, что “полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу … неэффективно и, как правило, вредно” [2].

Мы согласны, что прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи. Решение таких проектных задач работает на перспективу, способствует деятельностному и компетентностному подходам в образовании.

В течение учебного года в рамках внеурочной деятельности было реализовано девять проектных задач, выполненных учениками 1 класса.

Каждая такая проектная задача представляла собой систему заданий (действий), направленных на достижение результата в виде реального “продукта”.

Определим педагогические эффекты, которые давало выполнение каждой проектной задачи:

  • задавалась реальная возможность организации взаимодействия (сотрудничества) с детьми и детей между собой;
  • осуществлялось обучение (без явного на это указания) способу проектирования через разработанные задания;
  • реализовалась возможность посмотреть, как осуществляется “перенос” предметных способов действия в модельную ситуацию.

В ходе решения проектных задач у младших школьников формировались следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – что получилось, что не получилось, почему, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы, таблицы, графика, выделять существенное и главное);
  • проявлять инициативу и индивидуальность при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).

Особенностью проектных задач с первоклассниками является их специфика по построению: формулировка задачи, последовательность предметных действий через систему заданий задаётся автором проектной задачи, т.е. учителем. Таким образом, важно так “задать” задачу, чтобы ребёнок смог справиться не только со всеми предложенными заданиями, но и с итоговым заданием как местом “сборки” всех полученных результатов отдельных заданий. Иными словами, чтобы ребёнок смог подготовить и конечный “продукт” для представления перед классом, школьной конференцией и т.д.

Для учителя организация такой формы работы с первоклассниками даёт возможность наблюдать за способами работы как отдельных школьников, так и целой группы. При этом основной метод работы учителя – встроенное наблюдение. Его результаты позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества в классе и при необходимости вносить коррективы в свои педагогические действия.

После выполнения проектной задачи для оформления работы (создания презентации) каждому ученику формировалась папка с заготовками (темы оформления, шрифты, фотографии, картинки…). Показывались общие действия, необходимые для выполнения заданий на компьютере, осуществлялась техническая поддержка (если нажимались не те клавиши, возникали вопросы типа “А как вот такое можно сделать?”…), проводилось наблюдение за эмоциональным состоянием ребёнка, поддерживалась инициатива и увлечённость детей, проводилась рефлексия. Так ненавязчиво, с интересом и детским воодушевлением, первоклассники осваивали основы подготовки презентаций и работу в основных компьютерных программах.

Далее очень кратко охарактеризуем работы обучающихся.

Познакомиться с некоторыми работами первоклассников можно по ссылкам.

“Мои домашние питомцы”. Автор – Камбур Мария, 1-й класс. Целью работы Марии было обобщение и представление информации о тех животных, которые живут в её семье. Получился очень душевный и открытый рассказ девочки о собаке Арчи, черепахах Тигрице и Амуре. В своей работе Мария проявила себя как наблюдательный и чуткий “хозяин” своих питомцев. Такие отношения к животным влияют даже на выбор будущей профессии: Маша хочет стать ветеринаром. (Презентация 2)

“С днём рождения, фасолька!” Автор – Богданова Ангелина, 1-й класс. Исследовательская проектная задача. Требовалось терпение, наблюдательность, развивались первоначальные навыки постановки гипотезы, умения сравнивать, отмечать новое, фиксировать происходящие изменения. (Презентация 3)

“Анкета для друзей”. Автор – Гюрсой Дениз, 1-й класс. Творческая работа. Развивает коммуникативные навыки, формирует умение излагать мысли в письменном виде, выделять существенное, формулировать вопросы и давать ответы на них. Кроме того, способствует формированию вежливости и творческому оформлению презентаций.

“Почему я хочу быть сильным”. Автор – Маслин Денис, 1-й класс. Практико-ориентированная проектная задача. Направлена на личные интересы самого обучающегося. С помощью выполнения данного задания Денис пришёл к важному для него выводу о том, что сила человека даётся ему для того, чтобы приносить пользу окружающим.

“Моё любимое число”. Автор – Болюкбаш Данил, 1-й класс. Творческая работа. Интересен “выбор” любимого числа – пятёрки: “пусть мама порадуется!” Данил признаётся, что никогда раньше не придумывал сказок, и ему это понравилось! Таким образом, проектная задача способствовала раскрытию интересов, интегрированию предметных и надпредметных знаний ребёнка. Был использован свободный подход к оформлению результатов работы.

“Учебная неделя моего портфеля”. Автор – Нургазиева Чолпон, 1-й класс. Практико-ориентированная проектная задача. Результаты, полученные в ходе данной работы, будут использованы в работе с другими обучающимися класса для формирования ответственности, опрятности, привития деловых качеств, выработки умения адекватной самооценки. (Презентация 4)

“Фруктовый алфавит”. Автор – Папсуева Татьяна, 1-й класс. Творческая работа. Способствовала развитию творческих способностей, закреплению учебных навыков, формированию ответственности и внимательности. К работе дочери проявили большое внимание родители девочки. Педагогический опыт подсказывает, что такое участие родителей в жизни ребёнка не проходит бесследно.

“Живые буквы”. Автор – Надольский Николай, 1-й класс. Комбинированная проектная задача (исследовательская, практико-ориентированная, творческая). Способствует развитию личностных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Выполнение задания показало нестандартность мышления Николая, его умение абстрагироваться, обобщать, выделять существенное, использовать нестандартные способы действий с предметами. (Презентация 5)

“Мир вокруг меня”. Авторы – Богданова А., Надольский Н., Маслин Д. Проектная задача для группы учеников. Достаточно популярная тема, которую используют педагоги в работе со школьниками разных возрастов. Однако мы изменили ситуацию: вместо вопроса задания “Где я был и что видел?” мы предложили: “Куда я приглашу своих друзей и почему?” Это позволило ребятам продемонстрировать свои познавательные интересы, развить коммуникативные действия, проявить детскую непосредственность и оптимизм. (Презентация 6)

Данные работы были представлены детьми на классной конференции и получили ободрение среди одноклассников, их родителей, учителей школы.

Кроме того, дети стали участниками школьной конференции “Путь к успеху-2012”. Каждый получил диплом участника конференции и пополнил тем самым свой портфолио.

Для руководителей проектных задач первоклассников данная работа стала педагогическим проектом “Самого главного глазами не увидишь…”, выполненного в соответствии с требованиями ФГОС НОО. (Презентация 1).

В этом проекте вся деятельность, которая осуществлялась взрослыми и школьниками представлена как “открытия”: открытия детей при их погружении в работу и выполнении проектных задач, узнавании нового, постижении до сих пор непонятного и оттого удивительного, и открытия взрослых, которые при наблюдении за детьми во время выполнения ими проектных задач видели не проявлявшиеся ранее стороны характера детей, делали свои педагогические выводы о формах дальнейшей работы с младшими школьниками.

Поэтому на каждой странице, представляющей детскую проектную задачу, даётся не только название работы и приводится содержание проектной задачи, которое получил первоклассник, но и “открытия детей” и “открытия взрослых”, в которых отражаются самые яркие впечатления, детали поведения, нюансы настроений, которые проявились в ходе совместной работы.

Лейтмотивом стали слова А.Сент-Экзюпери, вложенные в уста Маленького Принца: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Каждый из воспитанников стал для нас тем Маленьким Принцем, открывающим заново истины, на которые взрослые порой перестают обращать внимание…Мы, взрослые, перенеслись в мир ребёнка и повели его за собой. НЕТ!!! Мы пошли вместе с ним к реальной, значимой и понятной для него цели. Мы вместе учились выделять существенное, планировать свои действия, проявлять инициативу, взаимодействовать, прислушиваясь и приглядываясь друг к другу. Вместе радовались, недоумевали и вместе удивлялись, учились смотреть в одном направлении. Вместе создавали реальный “продукт”, о котором потом рассказали всему миру!

Мы вместе развивались, умнели, взрослели.

И ЭТО – ГЛАВНОЕ… Которого, к сожалению, глазами не увидишь…

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008.
  2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).