Электролиз растворов и расплавов (изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, базовый уровень)

Разделы: Химия

Класс: 11

Ключевые слова: комбинированный урок, электролиз растворов и расплавов, процессы на аноде и катоде


Цель урока:

– подготовить обучающихся к решению заданий по теме “Электролиз” на ЕГЭ.

Задачи урока.

Обучающие:

– повторить тему “Электролиз”;
– повторить терминологию темы;
– повторить различия в электролизе расплавов и растворов электролитов;
– изучить правила протекания электролиза на аноде и катоде в растворах и расплавах электролитов.

Развивающие:

– показать в сравнении электролиз расплавов и растворов электролитов;
– подвести к пониманию практического значения электролиза.

Воспитывающие:

– воспитание уважительного отношения к процессу познания, формирование устойчивых учебных навыков.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы, компьютер, видеопроектор, учебник, сборники заданий ЕГЭ, карточки с тестовыми заданиями.

Ход урока (основные этапы)

№пп

Этапы

Ключевые моменты

Используемые методы работы

Примечания (компоненты здоровьесбережения, личностно-ориентированного, деятельностного подходов и т.п.)

1

Организационный 1. Взаимное приветствие 2. Проверка готовности к уроку. – визуальный контроль – оценка эмоционального состояния обучающихся (обзорно каждого и класса в целом)

2

Подготовка к восприятию новой темы 1. Проверка усвоения темы “ОВР”, “Электролиты и неэлектролиты”, “Электролитическая диссоциация” (кратко, по вопросам, цепочкам…) 2. Промежуточная оценка работы учащихся – устный опрос (определение терминов, объяснение); – активные формы (работа в парах по составлению и объяснению схем ОВР, логических цепочек) – “плавное вхождение в тему”; – индивидуальный выбор способа действия; – пробуждение интереса к изучаемому материалу

3

Работа по теме урока 1.Постановка проблемы 2.Определение темы, цели и задач урока (Презентация, слайд 1) 3. Объяснение учебного материала, работа по теме (теоретическая часть): – эвристический, проблемный методы (использование технологии “подкидная доска”) – вопросы, связанные с историей открытия законов электролиза, М.Фарадеем; – демонстрация, прослеживание связей между физическими и химическими процессами; – при объяснении теоретического материала обучающиеся делают необходимые записи и пояснения в своих рабочих тетрадях; – выработка понимания сущности электрохимических процессов; – формирование потребности в работе по самообразованию -выработка умений обобщать, систематизировать, делать выводы -сообщение информации о возможных областях применения электролиза -смена видов деятельности при изучении нового материала -комментирование выбора способа решения заданий -поиск, обсуждение наиболее рациональных путей решения -использование материалов лекций курса “Подготовка старшеклассников к ЕГЭ по химии” (“ИД 1 сентября”)
3.1. Терминология по теме (Презентация, слайд 2) – словесные; – наглядно-иллюстративные; – работа с текстом учебника; – работа с диском к учебнику; – лекция с элементами беседы и использованием презентации; – ИКТ (просмотр и объяснение динамической модели (Электролиз”); – работа обучающихся в рабочих тетрадях
3.2. Процессы на катоде (презентация, слайд 3) Пример решения типового задания (Презентация, слайд 4), Приложение 1.
– 3.3. Процессы на аноде (презентация, слайд 4) Пример решения типового задания (Презентация, слайд 5) Приложение 1.
– 3.4. Алгоритм составления уравнений электролиза. Примеры решения типовых заданий (Презентация, слайды 8,9,10) Приложение 1.
– 3.5. (практическая часть) Решение упражнений из сборника заданий ЕГЭ Варианты (в сокращённом виде) – в Приложении 2. Работа по сборнику заданий ЕГЭ – решение заданий ЕГЭ (базовый уровень); – решение заданий ЕГЭ (повышенный уровень)

4

Закрепление полученных учебных навыков 1. Опрос по понятиям темы – фронтальный опрос; – индивидуальные ответы; – самостоятельная (возможно, коллективная в парах, малых группах) работа в тестовых технологиях – выбор способа действия; обучающимися – индивидуальная познавательная деятельность

5

Подведение итогов работы на уроке 1. Само– и взаимопроверка выполнения теста, анализ допущенных ошибок (Приложение 3) 2. Оценивание работы обучающихся на уроке. 3. Постановка учебных задач по дальнейшему изучению темы. 4. Рефлексия (Презентация, слайд 11) – поощрение; – поучение – спокойное завершение урока; – выбор смайлика по своему состоянию в конце урока

6

Домашнее задание 1. Обсуждение домашнего задания. 2. Запись в дневниках – самостоятельная работа в тестовых технологиях, – комментирование домашних упражнений; – прощание с обучающимися

7.

Самоанализ урока

Список использованной литературы

  1. Химия: основы общей химии: учеб. для 11 кл. ОУ: базовый уровень/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман – М., Просвещение, 2008
  2. Репетитор по химии/Под ред. А.С. Егорова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005г.
  3. Химия. 11-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ./Авт.-сост. Л.И. Асанова. – Ярославль: Академия развития, 2010 г.
  4. Материалы курса “Подготовка выпускников средних учебных заведений к сдаче ЕГЭ по химии”: лекции 1-4 / О.С. Габриелян, С.А. Сладков – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Мультимедийное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана Химия, 11 класс.
  2. Открытая химия. Электронное учебное издание – М.: ООО “Физикон”, ООО “Дрофа”, 2005 г.