цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о многообразии живых организмов на территории России, их представление согласно природным условиям.
- Сформировать у учащихся представление о бережном отношении к окружающему миру, привить любовь и гордость за свою необъятную Родину — Россию.
- Показать возможности использования мультимедийных технологий в преподавании предмета «Природа».
Оборудование: творческие работы учащихся «Многообразие живого мира России»; таблицы; картинки; гербарии; ПК; проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.
Н.И. Пирогов
II. Основная часть семинара
Мой край — моя земля, Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится...
Огромна наша Родина. Богата и разнообразна ее природа. На суше, в воздухе и под водой кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Природу любят многие, но внимательно, бережно могут относиться к ней только глубоко понимающие, знающие люди. Сейчас Мы — друзья природы отправимся в путешествие по природным зонам нашей Родины — России.
Путешественникам нужна КАРТА (показ на ПК карты природных зон России). Существует пять природных зон. Начинаем с Севера на Юг.
Путешественники и юные натуралисты всегда делают записи, что бы вернуться к ним дома и подумать, сделать выводы. Откроем рабочие тетради — §33, стр. 3. Задание №1. Прочитать и по ходу урока вам необходимо заполнить таблицу. Итак, Арктика, Тундра, Лесная зона, степь — показ слайдов, сопровождающиеся выступлениями учащихся по плану:
- Где находится природная зона? (показ на карте)
- Каковы климатические условия данной природной зоны?
- Каковы условия неживой природы?
- Какие живые организмы населяют данную природную зону?
- Роль человека в освоении природных зон.
В представлении зоны лесов учитель использует отрывок из стихотворения:
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
III. Закрепление
а) Игра: найди ошибку. Для игры используются рисунки, на которых изображены животные или растения в несвойственных для них условиях. Играющие должны определить, в чем ошибка. Выигрывает тот, кто правильно объяснит ошибки.
б) Вопросы на закрепление:
- В какой природной зоне есть «птичьи базары»? (Арктика/ледяная зона)
- Основная пища северного оленя? (ягель)
- Почему в зоне лесов много животных? (много корма)
- Кто охотится на леммингов? (совы, песец, волки)
- Что спасает животных севера от мороза? (мех, подкожный жир)
- В какой зоне обитают лось, рысь, бобр? (лесная зона)
- В какой зоне живут суслики, хомяки? (степь)
в) Проверка задания 1 в рабочей тетради.
Домашнее задание
- Подготовить сообщение о многообразии жизни полупустынь России
- §33 стр. 156-159 (ответы на вопросы)
- рабочая тетрадь §33 (стр. 3)
Закончить урок хочется словами биолога Джеффи Чемпена: «Займитесь изучением животных и их жизни. Вы сразу поймете, что все они предназначены именно для своего образа жизни — будь то птицы, рыбы, звери или насекомые. У многих из них имеются очень оригинальные приспособления, которые помогают им выжить. Все это свидетельствует о многообразии живого мира».