Цели:
- сформировать представление о побеге как сложном органе растения;
- познакомить учащихся со строением побега, раскрыть функции частей побега;
- дать представление о типах расположения листьев и почек на побеге;
- сформировать понятие о почке, о строении вегетативной и генеративной почек.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, годичные побеги с почками, лупа, препаравальные иглы, скальпель, листья из картона, пластилин, три карандаша, вопросы к кроссворду, на доске таблички с названиями остановок: «И это все о нем», «Творческая мастерская», «Не проходите мимо», «Узнавайка», «Мелоежка», «Пень премудрости», «Ловушка».
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в королевство Биологии (слайд 2).
По пути нас ждут интересные приключения. Но сначала давайте проверим, как вы к ним подготовились. Необходимо разгадать кроссворд (слайд 3,4).
Вопросы к кроссворду:
- Растения, зародыш семени которых имеет одну семядолю.
- Корни, развивающиеся на главном и придаточном корнях.
- Корни, образующиеся на стебле.
- Корневая система, у которой не развит главный корень.
- Корень, развивающийся из зародышевого корешка.
- Защитный колпачок кончика корня.
У меня в руках таинственная шкатулка, ответив на мой вопрос, вы узнаете, что в ней находится. Это важнейший вегетативный орган растения. Правильно, это побег.
II. Изучение нового материала и закрепление.
Итак, сегодня мы поговорим о побеге. Записываем тему урока « Строение и значение побега».
Отправляемся в путешествие. Давайте вспомним, из чего состоит побег? (из стебля, листьев и почек).
Наша первая остановка информационная - « И это все о нем» (слайд 5). Рассмотрим побег сирени (ученики работают с раздаточным материалом). Стебель- это осевая часть побега, на нем расположены листья – боковые части побега. Благодаря листьям побег осуществляет свою главную функцию- образование органических веществ в ходе фотосинтеза. Участок стебля, на котором развивается лист, называют узлом, а расстояние между двумя узлами - междоузлием. Угол между листьями и стеблем называют пазухой листа (учащиеся делают рисунок в тетради и подписывают основные части побега).
Листья на побегах могут располагаться по-разному. Способ расположения листьев называется листорасположением.
Мы прибыли на следующую остановку - «Творческая мастерская», на которой при помощи подсказок - а это учебник параграф 17 с. 62-63 и разборные модели стебля и листьев, вы составите модели трех основных типов листорасположения, а также приведете примеры растений с различным листорасположением листьев (один из учеников выполняет задания на интерактивной доске).
Если листья располагаются один за другим поочередно- очередное расположение листьев (василек, горох), от узла отходит два листа – супротивное (сирень, клен), если от узла отходит три и более листа – мутовчатое (элодея, олеандр) (слайд 6).
На побеге могут располагаться и почки. И следующая наша остановка - «Не проходите мимо» (слайд 7). Выполняем лабораторную работу «Строение вегетативной и генеративной почки» (учебник с. 61-62). Не забывайте правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами (выполняем лабораторную работу согласно инструкции).
Что же такое почка? (почка-это зачаточный побег). Почки могут располагаться на верхушке побега, тогда их называют верхушечными, могут располагаться в пазухах листьев, и тогда их называют боковыми или пазушными.
Найдите неточность в этих строках:
На ветках – плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки
Как вы думаете, какие функции будет выполнять побег? (опорную, проводящую, запасающую).
Устали путешествовать?
Давайте немного отдохнем на остановке «Узнавайеа» (слайд 9, зачитываю интересные факты).
Пока мы с вами отдыхали, Мелоежка набезобразничал-стер слова (слайд 10). Нам необходимо восстановить текст.
Молодцы! Путешествие удалось! А теперь остановимся у «Пня премудрости» и найдем в учебнике вывод - что же такое побег, из чего он состоит и какова его главная функция (слайд 11, читаем вслух).
Ребята, внимание! Перед нами «Ловушка»! (слайд12) Все ли смогут ее обойти? Вам необходимо выполнить тест (проверяем и оцениваем тест).
Наше путешествие закончилось. Выразите, пожалуйста, свое отношение к изученному материалу путем составления синквейна. Напомню правила составления синквейна:
- 1 строка- существительное (в нашем случае побег).
- 2 строка – два прилагательных.
- 3 строка – три глагола.
- 4 строка – одно суждение.
- 5 строка – эмоциональная точка или вывод (1 -3 слова).
(Заслушиваем варианты синквейна, объявляю оценки, слайд 13).
III. Домашнее задание
§ 17, первый раздел § 18.