Урок биологии по теме "Строение и значение побега". 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  1. сформировать представление о побеге как сложном органе растения;
  2. познакомить учащихся со строением побега, раскрыть функции частей побега;
  3. дать представление о типах расположения листьев и почек на побеге;
  4. сформировать понятие о почке, о строении вегетативной и генеративной почек.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, годичные побеги с почками, лупа, препаравальные иглы, скальпель, листья из картона, пластилин, три карандаша, вопросы к кроссворду, на доске таблички с названиями остановок: «И это все о нем», «Творческая мастерская», «Не проходите мимо», «Узнавайка», «Мелоежка», «Пень премудрости», «Ловушка».

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в королевство Биологии (слайд 2).

По пути нас ждут интересные приключения. Но сначала давайте проверим, как вы к ним подготовились. Необходимо разгадать кроссворд (слайд 3,4).

Вопросы к кроссворду:

  1. Растения, зародыш семени которых имеет одну семядолю.
  2. Корни, развивающиеся на главном и придаточном корнях.
  3. Корни, образующиеся на стебле.
  4. Корневая система, у которой не развит главный корень.
  5. Корень, развивающийся из зародышевого корешка.
  6. Защитный колпачок кончика корня.

У меня в руках таинственная шкатулка, ответив на мой вопрос, вы узнаете, что в ней находится. Это важнейший вегетативный орган растения. Правильно, это побег.

II. Изучение нового материала и закрепление.

Итак, сегодня мы поговорим о побеге. Записываем тему урока « Строение и значение побега».

Отправляемся в путешествие. Давайте вспомним, из чего состоит побег? (из стебля, листьев и почек).

Наша первая остановка информационная - « И это все о нем» (слайд 5). Рассмотрим побег сирени (ученики работают с раздаточным материалом). Стебель- это осевая часть побега, на нем расположены листья – боковые части побега. Благодаря листьям побег осуществляет свою главную функцию- образование органических веществ в ходе фотосинтеза. Участок стебля, на котором развивается лист, называют узлом, а расстояние между двумя узлами - междоузлием. Угол между листьями и стеблем называют пазухой листа (учащиеся делают рисунок в тетради и подписывают основные части побега).

Листья на побегах могут располагаться по-разному. Способ расположения листьев называется листорасположением.

Мы прибыли на следующую остановку - «Творческая мастерская», на которой при помощи подсказок - а это учебник параграф 17 с. 62-63 и разборные модели стебля и листьев, вы составите модели трех основных типов листорасположения, а также приведете примеры растений с различным листорасположением листьев (один из учеников выполняет задания на интерактивной доске).

Если листья располагаются один за другим поочередно- очередное расположение листьев (василек, горох), от узла отходит два листа – супротивное (сирень, клен), если от узла отходит три и более листа – мутовчатое (элодея, олеандр) (слайд 6).

На побеге могут располагаться и почки. И следующая наша остановка - «Не проходите мимо» (слайд 7). Выполняем лабораторную работу  «Строение вегетативной и генеративной почки» (учебник с. 61-62). Не забывайте правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами (выполняем лабораторную работу согласно инструкции).

Что же такое почка? (почка-это зачаточный побег). Почки могут располагаться на верхушке побега, тогда их называют верхушечными, могут располагаться в пазухах листьев, и тогда их называют боковыми или пазушными.

Найдите неточность в этих строках:

На ветках – плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки

Как вы думаете, какие функции будет выполнять побег? (опорную, проводящую, запасающую).

Устали путешествовать?

Давайте немного отдохнем на остановке «Узнавайеа» (слайд 9, зачитываю интересные факты).

Пока мы с вами отдыхали, Мелоежка набезобразничал-стер слова (слайд 10). Нам необходимо восстановить текст.

Молодцы! Путешествие удалось! А теперь остановимся у «Пня премудрости» и найдем в учебнике вывод - что же такое побег, из чего он состоит и какова его главная функция (слайд 11, читаем вслух).

Ребята, внимание! Перед нами «Ловушка»! (слайд12) Все ли смогут ее обойти? Вам необходимо выполнить тест (проверяем и оцениваем тест).

Наше путешествие закончилось. Выразите, пожалуйста, свое отношение к изученному материалу путем составления синквейна. Напомню правила составления синквейна:

  • 1 строка- существительное (в нашем случае побег).
  • 2 строка – два прилагательных.
  • 3 строка – три глагола.
  • 4 строка – одно суждение.
  • 5 строка – эмоциональная точка или вывод (1 -3 слова).

(Заслушиваем варианты синквейна, объявляю оценки, слайд 13).

III. Домашнее задание

§ 17, первый раздел § 18.