Нравственные ценности русского народа и их утверждение в рассказе К.Г. Паустовского "Заячьи лапы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщение нравственной проблематики и художественного своеобразия в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»;
  • осмысление проблемы благодарности и вины;
  • работа над композицией рассказа.

Оборудование:

  • портрет писателя и иллюстрации к его рассказам;
  • словарь по произведению;
  • рисунки учащихся по произведениям К.Г.Паустовского;
  • карточки-задания для работы в парах и группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока и постановка целей урока.

Учитель: Дети, сегодня на уроке мы продолжим работу по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Тема нашего урока «Нравственные ценности русского народа и художественное своеобразие рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». На этом уроке мы попробуем понять особенности композиции и художественные особенности рассказа, а также осмыслить проблемы благодарности и вины.

– Дети, как вы понимаете название темы? Что значит нравственные ценности? Что мы называем ценным? А что считаем нравственным?

1. Вступительное слово учителя.

– К.Г.Паустовский – чуткий художник и тонкий наблюдатель, признанный мастер литературного пейзажа, он воссоздаёт в своих произведениях образы родной природы, помогает читателю по– новому взглянуть на окружающий мир и почувствовать его чарующее великолепие. Он призывает оградить природу от варварских покушений на неё, заступиться за гонимых и преследуемых. Писатель бичевал безжалостность, халатность по отношению природе.

– Мы уже знакомы со многими произведениями этого писателя. Свои впечатления вы отразили в иллюстрациях к прочитанным рассказам и сказкам. Я вижу, что вы не остались равнодушными. А что вы узнали о самом писателе?

2. Сообщения детей о К.Г.Паустовском.

III. Работа над содержанием рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Учитель: Дети, интересно ли вам было читать этот рассказ? Какие места в рассказе произвели на вас большее впечатление?

Перечитайте их и объясните, почему именно эти эпизоды вы выбрали?

(Дети зачитывают отрывки.)

Учитель: Ребята, как вы поняли, чем дед провинился перед зайцем?

Когда вы об этом узнаёте? А в такой ли последовательности происходили события? Восстановите эту последовательность.

Как вы думаете, почему автор нарушает последовательность событий в рассказе?

– Что вы чувствовали, когда читали начало рассказа в первый раз?

Как вели себя герои рассказа, когда увидели Ваню с обожжённым зайцем?

(Дети рассказывают, доказывают, зачитывая моменты в рассказе, приводя примеры высказываний героев.)

– Кто из героев вам понравился, а кто нет? Кто поступал нравственно?

Учитель: Как вы поняли, какие чувства испытывал дед Ларион к зайцу? Чем он ему обязан? Чем же дед провинился перед зайцем?

– Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Прочитайте описание картины лесного пожара.

– Как писатель передаёт чувства деда Лариона, его состояние?

Какие средства использует автор для описания пожара, его усиления и нарастающей силы? Чем опасен пожар?

– Каким вы представляете себе деда Лариона? Нарисуйте его словесный портрет. Что вас удивило в его характере и поступках? А каким вы представили Ваню? Как вы думаете, чем они похожи? Проследите по тексту за их переживаниями.

– Какие приёмы использует писатель, чтобы мы лучше поняли состояние героев, их чувства?

IV. Работа над художественными особенностями рассказа.

Учитель: Дети, найдите в рассказе пейзажи. С помощью каких художественных средств писатель рисует их ярко, наглядно и достоверно?

(Картина 1, страница 82-83)

Дети работают в парах.

Учитель: Возьмите карточку 1

Найдите в предложениях олицетворения и подчеркните их. Какие ещё художественные средства использовал писатель? Назовите.

Карточка 1.

Утром наплывали вереницы плотных белых облаков.
В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба.
Жаркий ураган дул уже две недели без передышки.
Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Учитель: Прочитайте, какие ещё пейзажи вы нашли.

(Картина 2, страница 84)

(Дети зачитывают)

Учитель: Дети, возьмите карточку 2, подчеркните известные вам художественные средства, использованные автором.

Карточка 2

Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю.
Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга…
Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность; каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

Чтение пейзажа 3, страница 85

Работа с карточкой 3

Карточка 3

Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде…

V. Работа по раскрытию идеи (основной мысли рассказа).

Учитель: Дети, подумайте над смыслом слов «равнодушие» и «великодушие» и примените их к героям рассказа.

– Как вы думаете, почему рассказ называется «Заячьи лапы»? Не правда ли, оно странное? Ведь если вдуматься, при чём тут лапы? Но ведь автор именно о них, обожжённых заячьих лапах, говорит в названии, а мы с вами знаем, что в названии произведения очень часто содержится идея произведения. Так какова же идея этого рассказа?

VI. Подведение итога урока.

VII. Домашнее задание.