Ресурсы Мирового океана

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (773 кБ)


Цели.

Образовательные: способствовать формированию представлений о видах и масштабах использования ресурсов Мирового океана; сформировать знания о размещении ресурсов Мирового океана на планете; оценить перспективы использования ресурсов Океана; дать оценку влияния хозяйственной деятельности человека на Мировой океан; рассмотреть пути решения проблем загрязнения Океана.

Развивающие: способствовать развитию внимания и памяти, умения выделять главное, обобщать посредством включения учащихся в самостоятельную деятельность по конспектированию материала; содействовать развитию познавательного интереса через применение ИКТ для изучения нового материала; продолжить отработку умения работать с контурной картой и атласом.

Воспитательные: содействовать формированию понимания взаимозависимости человека и природы; воспитание экологических ценностей на примере рационального использования ресурсов Океана.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: лекция с использованием ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация в программе Power Point “Ресурсы Мирового океана”, контурная карта, атлас, карта настенная “Политическая карта мира”, “Экологические проблемы мира”, учебник “Экономическая и социальная география мира”.

Конспект урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Орг. момент. - Приветствие. Проверка отсутствующих. Подготавливаются к уроку.
II. Изучение нового материала. - На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомиться с разнообразными природными ресурсами мира.

1. Классификация ресурсов Мирового океана.

- Великий неизвестный – именно так до сих пор называют Мировой океан ученые-океанологи. Ведь, несмотря на то, что человечество вот уже полвека осваивает космос, океанские глубины остаются, во многом, не изучены. Что же скрывают эти глубины? Попробуем хотя бы приоткрыть эту тайну сегодня на уроке.

- Как вы уже поняли, тема урока – “Ресурсы Мирового океана”. (Слайд 1) Запишите её себе в тетради.

- На первом уроке по разделу “Мировые природные ресурсы” мы с вами вспомнили, что все природные ресурсы делятся на две группы. Какие?

 

 

 

- Верно. (Слайд 2) Объясните же, к какой группе – исчерпаемым или неисчерпаемым – относятся ресурсы Мирового океана?

 

 

 

 

 

 

(Слайд 3)

- Таким образом, можно сделать вывод, что ресурсы Мирового океана приобрели определённую самостоятельность, и рассматривать их необходимо с точки зрения и исчерпаемости, и неисчерпаемости. Поэтому дополним схему, которую мы начали на прошлом уроке.

- Классификацию ресурсов Мирового океана можно представить в виде схемы. (Слайд 4)

- Виды ресурсов Мирового океана: биологические, минеральные (морская вода и минеральные ресурсы дна океана), энергетические и рекреационные.

- Запишите в свои тетради данную схему, и по ходу моего рассказа вам необходимо будет её дополнить в течение урока.

2. Главный ресурс Мирового океана – морская вода.

- (Слайд 5) Основной ресурс Мирового океана - морская вода, запасы которой на Земле составляют около 1370 млн. км3, 96,5%. Она содержит около 80 химических элементов периодической системы Менделеева, среди которых такие важные, как уран, калий, бром, магний, кальций, медь, натрий. “И хотя основным продуктом морской воды до сих пор остаётся поваренная соль, в настоящее время всё больше и больше возрастает добыча магния, брома, меди и серебра, запасы которых неуклонно истощаются на суше, тогда как в океанских водах их содержится до полмиллиарда тонн.” [1]

- “Помимо выделения химических элементов морская вода может быть использована для получения необходимой человеку пресной воды. Сейчас имеется в наличии много промышленных методов опреснения: применяются химические реакции, при которых примеси удаляются из воды; солёную воду пропускают через специальные фильтры; наконец, производится обычное кипячение.” [1]

- Крупнейшие производители пресной воды — Кувейт, США, Япония.

3. Минеральные ресурсы дна океана.

(Слайд 6) Кроме собственно морской воды минеральные ресурсы Мирового океана представлены и полезными ископаемыми его дна.

- На континентальном шельфе находятся прибрежные россыпные месторождения - золото, платина; встречаются и драгоценные камни - рубины, алмазы, сапфиры, изумруды.

- Посмотрите на карту “Ресурсы Мирового океана” в атласе, в какой его части расположены месторождения фосфоритов?

 

- “Фосфориты можно использовать в качестве удобрений, причём запасов хватит на ближайшие несколько сот лет.

- Самый же интересный вид минерального сырья Мирового океана - это знаменитые железомарганцевые конкреции, которыми покрыты громадные по площади подводные равнины. Конкреции представляют собой своеобразный “коктейль” из металлов: туда входят медь, кобальт, никель, титан, ванадий, но, конечно же, больше всего железа и марганца, но результаты промышленной разработки железомарганцевых конкреций пока ещё очень скромны.

- Зато полным ходом идёт разведка и добыча нефти и газа на прибрежном шельфе, доля морской добычи приближается к 1/3 мировой добычи этих энергоносителей.” [1]

- (Слайд 7) В особо крупных размерах идёт разработка месторождений в Персидском, Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном море; нефтяные платформы протянулись у берегов Калифорнии, Индонезии, в Средиземном и Каспийском морях.

- Откройте контурные карты и отметьте на ней основные месторождения нефти, расположенные на шельфе Океана.

4. Энергетические ресурсы Мирового океана.

- (Слайд 8) Проблема обеспечения электрической энергией многих отраслей мирового хозяйства, постоянно растущих потребностей более чем шестимиллиардного населения Земли становится сейчас все более насущной.

- Основу современной мировой энергетики составляют тепло- и гидроэлектростанции. С середины 20 века началось изучение энергетических ресурсов океана. Они представляют большую ценность как возобновляемые и практически неисчерпаемые.

- Океан – гигантский аккумулятор и трансформатор солнечной энергии, преобразуемой в энергию течений, тепла и ветров. Энергия приливов – результат действия приливообразующих сил Луны и Солнца.

- Приливные электростанции имеются во Франции в устье реки Ранс, в России — Кислогубская ПЭС на Кольском полуострове, в заливе Фанди (Канада), на побережье Кимберли в Австралии и т.д.

- Разрабатываются и частично реализуются проекты использования энергии ветров, волн, течений, тепла, образующегося в недрах океанического дна.

- Воды Мирового океана обладают огромными запасами дейтерия — топлива для будущих термоядерных электростанций.

5. Биологические ресурсы Мирового океана.

- (Слайд 9) Главное богатство Мирового океана - это его биологические ресурсы. Под биологическими ресурсами понимаются животные и растения, обитающие в его водах. Биомасса Мирового океана насчитывает около 180 тыс. видов животных и около 20 тыс. видов растений, а ее общий объем оценивается в 40 млрд. т.

- Биологические ресурсы Мирового океана многообразны. По масштабам использования и значению, ведущее место среди них занимает нектон, то есть активно плавающие в толще воды животные (рыбы, моллюски, китообразные и др.). Главным образом, ведется добыча рыбы, на которую приходится 85% используемой человеком морской биомассы.

- Бентос, то есть донные растения и животные, используется пока недостаточно: в основном двустворчатые моллюски (гребешки, устрицы, мидии и др.), иглокожие (морские ежи), ракообразные (крабы, омары, лангусты). Все большее применение находят водоросли. Миллионы людей употребляют их в пищу. Из водорослей получают лекарства, крахмал, клей, изготавливают бумагу, ткани. Водоросли— отличный корм для домашнего скота и хорошее удобрение.

- Ежегодно вылавливается 85-90 млн. т рыбы, моллюсков, водорослей и других продуктов. Это обеспечивает около 20% потребности человечества в белке животного происхождения.

- (Слайд 10) Всё более широкое распространение получает марикультура – искусственное разведение и выращивание на морских плантациях морских организмов (моллюсков, ракообразных, водорослей) – и аквакультура – разведение водных организмов в пресной воде.

- (Слайд 11) В Мировом океане есть более или менее продуктивные акватории. К числу наиболее продуктивных принадлежат Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское и Японское моря. При этом 63% мирового улова приходится на Тихий океан, Атлантический и Северный Ледовитый океаны обеспечивают около 28% мирового улова, Индийский океан обеспечивает лишь около 9%.

- Отметьте на контурной карте наиболее продуктивные акватории Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы Мирового океана.

- (Слайд 12) Мировой океан обладает огромными рекреационными ресурсами. Еще древние греки и римляне высоко ценили морские купания и плавание. Само пребывание у моря и на море благотворно влияет на здоровье и настроение человека.

- Наиболее посещаемыми являются Средиземное, Карибское и Красное моря.

- Отметьте их на контурной карте.

- Океан, будучи кладовой разнообразнейших богатств, также является бесплатной и удобной дорогой, которая связывает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами, служа развивающемуся мировому производству и обмену.

7. Проблемы Мирового океана.

- Мировой океан может служить переработчиком отходов. Благодаря химическому и физическому воздействию своих вод и биологическому влиянию живых организмов, он рассеивает и очищает основную часть поступающих в него отходов, сохраняя относительное равновесие экосистем Земли. Однако человек не сумел сохранить девственность Мирового океана.

- (Слайд 13) При интенсивном использовании ресурсов Океана происходит его загрязнение в результате сброса в реки и моря промышленных, сельскохозяйственных, бытовых и других отходов, судоходства, добычи полезных ископаемых.

- Особую угрозу представляет нефтяное загрязнение и захоронение в глубоководных частях океана токсичных веществ и радиоактивных отходов.

- Если посмотреть на карту “Экологические проблемы мира”, можно увидеть, насколько сильно загрязнён Океан.

- Приведите примеры наиболее загрязненных районов Мирового океана.

- (Слайд 14) Проблемы Мирового океана требуют согласованных международных мер по координации использования его ресурсов и предотвращению дальнейшего загрязнения, ведь близок день, когда неумолимо растущее население мира, истратившее свои последние ресурсы на суше, обратит свои полные надежды взоры к морю. Море обеспечит и продуктами питания, и даст нашей промышленности минеральное сырьё, и снабдит нас неисчерпаемыми источниками энергии, и станет местом нашего отдыха. Только нужно сберечь его до этого дня!

 

 

 

 

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

Записывают тему в тетради.

 

Ответ: Природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые в свою очередь делятся на возобновимые и невозобновимые.

 

Ответ: Ресурсы Мирового океана можно отнести как к исчерпаемым - они включают биологические и минеральные богатства, - так и к неисчерпаемым, так как Океан можно использовать как источник энергии, ресурсы Мирового океана можно отнести и к рекреационным ресурсам, так как люди любят отдыхать на берегу моря и даже погружаться на дно океана.

 

Дополняют схему “Природные ресурсы” в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают схему “Ресурсы Мирового океана”.

 

 

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

Анализируют информацию из слайда.

Конспектируют новый материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

Анализируют карту в атласе “Ресурсы Мирового океана”. Ответ: Месторождения фосфоритов расположены на шельфе и частично материковом склоне.

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют информацию из слайда.

Конспектируют новый материал.

 

 

 

 

 

Работают с контурной картой.

 

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

 

Анализируют информацию из слайда.

 

 

 

Конспектируют новый материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют информацию из слайда.

Конспектируют новый материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют информацию из слайда.

Конспектируют новый материал.

 

 

 

 

 

 

Работают с контурной картой.

 

 

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

Работают с контурной картой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют информацию из слайда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют карту “Экологические проблемы мира”.

 

 

 

Воспринимают рассказ учителя.

III. Закреп. материала.

Тест по теме “Ресурсы Мирового океана”

1. Наиболее крупные морские месторождения нефти разведаны в:

а) Красном море, Каспийском море, Бискайском заливе;

б) Северном море, Персидском заливе, Мексиканском заливе;

в) Мексиканском заливе, Гвинейском заливе, Бискайском заливе.

2. Какие страны наиболее преуспели в развитии приливных электростанций:

а) Россия, Канада, Франция, Австралия;

б) Германия, Великобритания, США;

в) Россия, Нидерланды, Индонезия.

3. Какое из указанных морей не относится к числу наиболее продуктивных акваторий Мирового океана:

а) Охотское; б) Японское; в) Баренцево;

г) Карибское; д) Северное.

4. Выберите верное утверждение:

а) Атлантический океан обеспечивает 63% мирового улова рыбы.

б) На шельфе Мирового океана располагаются железомарганцевые конкреции.

в) В морской воде содержится около 50 химических элементов периодической системы Менделеева.

г) Особую угрозу для Мирового океана представляет нефтяное загрязнение и захоронение токсичных веществ и радиоактивных отходов.

5. Искусственное разведение и выращивание на морских плантациях морских организмов – это _____________.

Выполняют тестирование.

Ответ: 1-б, 2-а, 3-г, 4-г, 5-марикультура.

IV. Дом. задание. С. 38-40. Записывают домашнее задание.

Приложение (таблица в редакции автора)

Используемые мультимедиа и сайты:

1. http://1doklad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63&limitstart=1

2. СD-ROM1С: Образовательная коллекция. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.

3. СD-ROM1С: Образовательная коллекция. География. 6-10 классы.