В отечественной педагогике принято различать понятия “компетентность” как характеристику работника (специалиста) и “компетенция” как характеристику рабочего места (должности) (Слайд 2).
Под профессиональной компетентностью преподавателя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности [1].
Профессионально компетентным можно назвать преподавателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
Требования к компетентности педагога будут определяться функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности. Иными словами, для реализации определенных функциональных задач (профессиональных компетенций) педагог должен обладать определенной компетентностью.
Рассмотрим развернутую характеристику базовых компетентностей [2] с указанием качественных показателей оценки этих компетентностей (Приложение) (Слайды 3-9).
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога (Слайд 10):
- Участие в педагогических чтениях, семинарах;
- Подготовка публикаций, статей;
- Использование активных и интерактивных форм проведения занятий;
- Взаимопосещение занятий;
- Создание профессионального портфолио;
- Освоение новых педагогических технологий;
- Участие в педагогических конкурсах, фестивалях, конференциях.
- Организация и проведение кружков.
- Организация и проведение начуно-исследовательской работы со студентами.
- Курсы повышения квалификации, стажировки на предприятия и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Необходимо напомнить о том, что написано о компетенциях в ФГОС. Рассмотрим ФГОС специальности 270843 “Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий”. Пункт 7.1 посвящен компетенциям (Слайды 11 и 12).
Говоря о профессиональной компетентности преподавателя необходимо отдельно сказать о создании портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Литература:
1. Борытко Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога/Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.
2. Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова. Проект профессионального стандарта педагогической деятельности. Журнал “Вестник образования”, 2007, № 7.