Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Основная часть.
2.1. Общие вопросы подготовки конференции.
2.2. Проектная деятельность: определение понятия.
2.3. Типология проектов (по Е.С. Полат).
2.4. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения (по В.В. Гузееву).
2.5. Общие требования к отчету об исследовательской работе учащихся.
2.6. Некоторые критерии оценивания работ учащихся.
3. Заключение.
4. Литература.
5. Приложение.
1. Пояснительна записка.
В Концепции модернизации общего образования до 2010 гг. написано: “Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно- математического, гуманитарного и художественного образования”.
Выделенный курсивом фрагмент текста является ключевым в контексте данной методической разработки. Целостная система универсальных знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование.
Проектная деятельность школьников может быть ведущей деятельностью в обучении.
На современном этапе работы школы, когда одной из главных задач является создание условий для развития личности ученика. Важно, чтобы пройдя все этапы школьного обучения, выпускник приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающего особенный тип мышления – исследовательский и творческий. В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских творческих и исследовательских способностей.
В основном звене школы детям все чаще поручаются различные виды самостоятельных работ. Начиная с 5-го класса учащиеся все охотнее и увереннее выполняют их. Школьный опыт, накопленный за годы учебы, вполне позволяет успешно справиться даже с большим и серьезным самостоятельным заданием. Кроме того, хочется проявить себя, продемонстрировать собственный взгляд, оригинальный подход к делу. Все это делает самостоятельную работу привлекательной для учеников основного звена средней школы. Именно поэтому выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем учащимся 5–11-х классов.
Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Так что, прежде чем говорить о проекте как методе обучения, давайте внесем ясность.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определенного оформления результатов, возникает искушение говорить о нем как о проекте, так как и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект – не одно и то же.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий этап – реферативный.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирование активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.
Данная методическая разработка посвящена рассмотрению технологии подготовки (разработки) ученических проектов как одной из современных педагогических технологий.
В данной методической разработке освещены вопросы структуры и содержания проектов разных типов, методика их подготовки и совместной работы ученика и учителя на разных этапах реализации проекта.
Материалы методической разработки могут быть полезны как учителям – предметникам, так и самим учащимся.
2. Основная часть.
"Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, т.к. оно: личностно-ориентированное использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения, поддерживает на всех уровнях: от знания, применяя до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда”. | |
В.В.Гузеев. |
|
“Я хотела бы понять … Понять – значить сделать внятным, прозрачным, объяснимым. Но мы, изучая мир по школьным учебникам, зачастую так и не приближаемся к его пониманию. Точнее, у нас возникают иллюзии понимания, но очень скоро эти иллюзии опровергаются собственным жизненным опытом. И тогда видишь, что понимание не может прийти извне, а может быть только твоим собственным. Понимание нельзя выучить или усвоить – его можно только выстрадать. Начинается путь понимания только со своих собственных вопросов, со своих собственных нестыковок с миром и с собой”. |
|
Дуня Б., 14 лет. |
2.1. Общие вопросы подготовки конференции.
Подготовка ученической конференции:
- В фойе школы за несколько дней размещается объявление-приглашение на конференцию с темами докладов и фамилиями учеников, их подготовившими;
- для проведения конференции подготавливается кабинет химии оснащенный компьютером, экраном и мультимедиапроектором;
- на конференцию были приглашены все ученики 5-11 классов и учителя школы.
Место проведения конференции: кабинет химии МОУ СОШ №12.
Время проведения конференции: 16.00-16.45.
Цель ученической конференции:
- изучить особенности проектной деятельности.
Задачи ученической конференции:
- рассмотреть структуру и типологию ученических проектов;
- ознакомиться с критериями оценки ученических проектов;
- познакомиться с конкретными ученическими проектами.
Основные вопросы конференции и докладчики:
1. Проектная деятельность: определение понятия. – Хмелевская Татьяна, 10 класс.
2. Типология проектов (по Е.С. Полат). Алгоритм деятельности учителя и учащихся технологии проектного обучения (по В.В. Гузееву) – Гудкова Анастасия, 9 класс.
3. Общие требования к отчету об исследовательской работе учащихся. Некоторые критерии оценивания работ учащихся. – Примак Ольга, 8 класс.
4. Как успешно защитить проект. – Егорова Мария, 9 класс.
5. Ученический проект на тему “Исследование качества питьевой воды в г.Кашира - 8 и способы снижения ее общей жесткости”. - Автор проекта: Щербакова В., руководитель: Ефрос Н.В., Проект-победитель 2009 г. (I место) районной экологической конференции “Мы шагнули в XXI век”.
6. Ученический проект ““Цветочная карусель” - Автор: Руженцев Д,Руководитель: Ефрос Н.В.Проект-победитель 2010 г. ( I место) районного конкурса ученических проектов.Проект-лауреат областной конференции в г. Черноголовка 2010 г. “Юный исследователь”.
7. Ученический проект “Химическое оружие пищепрома” - Автор: Хабарова Н.Руководитель: Ефрос Н.В.Проект-победитель (II место) областной конференции в г.Черноголовка 2010 г. “Юный исследователь” и I место районной экологической конференции 2010 г. “Мы шагнули в XXI век”.
8. Ученический проект "Петр I российской науки"- Автор Минаева Я., Горшкова И., Руководитель: Ефрос Н.В., Проект-победитель 2011 г. (1 место) районного конкурса проектов, посвященных 300-летию М.В. Ломоносова.
2.2. Проектная деятельность: определение понятия.
Исходно представления о проектировании возникли в таких видах трудовой деятельности, как архитектура и строительство, инженерное дело, позже - в сферах, где на первый план выходил аспект преобразования, результативного практического действия. Сегодня слово “Проект” используется столь широко, что трудно назвать область, где бы он не применялся. Популярным становится проектирование в социально-гуманитарной сфере.
По определению, “проект” - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектное обучение - вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Основные требования к использованию проектной деятельности.
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
- Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
- В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
- Использование исследовательских методов.
- Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
- Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
Структура проектной деятельности. В целом же признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную, являются следующие:
- ориентация на получение конкретного результата;
- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
- относительно жесткая фиксация срока достижения результата;
- предварительное планирование действий по достижению результата;
- программирование — планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Внутри проекта вовсе не обязательно все действия будут совершаться последовательно. Как правило, во время реализации проекта параллельно идет несколько процессов, которые необходимо координировать. При этом обычно есть и “направление главного удара”, а вся совокупность предпринимаемых усилий делится на стержневые и периферийные. Непредвиденные, несогласованные перераспределения между этими процессами легко приводят к разрушению проектного замысла. Именно это происходит в спонтанном детском проектировании, когда отдельное действие становится главным и деформирует весь проект.
Важнейшей особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он замысливается и реализуется.
2.3. Типология проектов (по Е.С. Полат).
1. По ведущему методу или виду деятельности:
- исследовательский,
- творческий, игровой,
- практико-ориентированный и др.
2. По предметно-содержательной области:
- монопроект (в рамках одной области знания);
- межпредметный проект.
3. По характеру координации проекта:
- непосредственный (жесткий, гибкий),
- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира):
- внутришкольный,
- региональный,
- международный.
5. По количеству участников проекта:
- личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
- парные (между парами участников);
- групповые (между группами участников).
6. По продолжительности выполнения:
- краткосрочные (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные);
- средней продолжительности (один-два месяца);
- долгосрочные (до года).
Разработка проектов может проводиться как в рамках одного урока (например, малые группы учащихся получают задание на уроках экологии или химии сделать и оформить рекламу бытовым фильтрам), так и на протяжении ряда занятий.
На данном этапе развития образования для проведения исследовательской деятельности учащихся и разработки проектов наиболее целесообразно использовать часы федерального базисного плана, обозначенные как компонент образовательного учреждения в профильной школе.
Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу (совокупность проектов). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отдельные элементы (например, проведение какого-либо лабораторного опыта) выполняться могут и на уроках.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным и выдвигается учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал “путешествий”, электронная газета, сайт, альманах и т.д.). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных предметных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.
Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности
1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Структура исследовательских проектов:
- аргументация актуальности принятой для исследования темы,
- определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
- обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
- определение методов исследования, источников информации,
- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,
- обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. (Проекты типа фоторепортажей или коллажей, сценарии рекламы).
3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:
- цель проекта,
- предмет информационного поиска,
- источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение “мозговой атаки” и пр.),
- способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
- результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и пр.),
- презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и пр.).
4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся. (Проекты-инструкции)
5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в процессе развития ситуации. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в конце. (Проекты рекламного характера или типа экскурсий).
2.4. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения (по В.В. Гузееву)
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подг-й | Определение темы и целей проекта | Обсуждают их, выбирают одну из тем | Предлагает темы проектов |
Выделение подтем в теме проекта | Выбирают для себя подтему или предлагают новую | Принимает участие в обсуждении учениками подтем проекта | |
|
Формирование творческих групп |
Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности между членами команды | Проводит организационную работу по объединению школьников в группы (на основе выбираемых подтем) |
Подготовка материалов к ис-следовательско й работе | Отдельные учащиеся привлекаются к разработке заданий | Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу | |
Установление способа предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса | Обсуждают и корректируют формы предоставления результата и критерии оценивания | Предлагает формы отчетов и примерные критерии оценивания работ | |
2. Планирование | Определение источников, способов сбора и анализа информации | Корректируют и дополняют предложения учителя | Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
3. Разработка проекта | Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирования, эксперимента и др., ее обобщение | Осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
4. Оформление результатов | Оформление результатов согласно выбранной форме отчета. Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет | Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
5. Презентация. | Предоставление выполненной работы одним учащимся от группы или всеми членами группы | Докладывают о результатах своей работы | Организует экспер тизу, привлекая учи телей школы, уча щихся старших клас сов, компетентных по данной проблеме, приглашенных спе- циалистов |
6. Оценивание | Оценка работ согласно разработанным критериям | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает совместно с эксперной группой работы учащихся, отмечает неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, качество отчета. |
2.5. Общие требования к отчету об исследовательской работе учащихся
Работа должна соответствовать общепринятой для научных трудов структуре:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- библиографический список использованной литературы;
- приложения.
На титульном листе необходимо указать:
- название темы исследования;
- авторов работы;
- образовательное учреждение, на базе которого проводились исследования.
В оглавлении приводится название глав и пунктов работы с указанием номера страницы.
Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования, выдвигается гипотеза и указывается метод (или методы) исследования.
В основной части делается краткий обзор литературы по выбранной теме, излагаются основные этапы работы, излагаются полученные результаты.
Заключение содержит выводы, к которым пришли авторы исследования, практические рекомендации, даются возможные прогнозы.
В конце работы приводится список использованной литературы.
Приложения содержат вспомогательные или дополнительные материалы (таблицы, графики, рисунки и т.д.).
2.6. Некоторые критерии оценивания работ учащихся.
- Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
- Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли.
- Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН.
- Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.
- Степень осмысления использованной информации.
- Уровень сложности и степень владения использованными методиками.
- Оригинальность идеи, способа решения проблемы.
- Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования.
- Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности.
- Владение рефлексией.
- Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.
- Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Пример оценивания исследовательского проекта
1. Оформление работы. | ||
№ п/п | Критерий | Максимальная оценка |
1 | Оформление (титульный лист, оглавление, обзор литературы, содержание работы, выводы, аккуратность) | 3 |
2 | Формулировка цели исследования или решаемой задачи | 5 |
3 | Описание исторических аспектов проблемы | 2 |
4 | Новизна и полнота изученной литературы | 5 |
5 | Ясность, логичность и последовательность изложения материала при описании работы | 10 |
6 | Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление, текстовых и цифровых данных} | 20 |
7 | Сложность выполнения работы | 70 |
8 | Наличие и качество обоснованно необходимого иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.) | 10 |
9 | Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче | 15 |
Итого | 90 |
2. Защита работы.
№ п/п | Критерий | Максимальная оценка |
1 | Своевременность представления тезисов доклада | 1 |
2 | Формулировка и обоснование цели исследования или решаемой задачи | 1 |
3 | Последовательность, логичность и ясность изложения сути выполненной работы | 1 |
4 | Лаконизм изложения | 1 |
5 | Наличие и качество иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.) | 4 |
6 | Четкость обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче | 2 |
Итого | 10 |
Как успешно защитить проект
От чего зависит успешная защита проекта?
1. От тщательной подготовки.
(Надо учитывать: место выступления (помещение, акустику, расположение мест слушателей), повод, цель, аудиторию, полезность информации и актуальность, интерес слушателей, проверенность информации, концепция выступления, проработка отдельных глав, подбор примеров и иллюстраций, компановка материала, согласование конспекта с ТСО, прогон и коррекция)
2. От положительного настроя на выступление. Положительный настрой на выступление – это часто 50% успеха. Часто перед выступлением наступает волнение, которое мешает сосредоточиться.
3. От использования ТСО (телевизор, видеомагнитофон, раздаточные материалы, проектор).
4. От яркой концовки.
5. От готовности к импровизации при ответах на трудные вопросы служателей.
Заключение
Данная ученическая конференция доказывает, что образованию необходима проектная деятельность. Ученическое проектирование дает возможность ученику учиться самому. При этом развиваются коммуникативные способности и стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе.
Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий образования: цели образования в проектировании возникают как воплощение базовых возрастных потребностей.
Чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод, учитель должен хорошо разбираться в этом сам. Какой бы самостоятельной ни была работа учащегося над проектом, основная тяжесть все равно лежит на учителе. Часто именно учитель в одном лице представляет собой заказчика проектного продукта и руководителя работы по его созданию, вдохновителя будущих свершений и помощника в трудных ситуациях, благодарного зрителя-слушателя и осторожного критика.Кроме того, учитель должен в ходе работы над проектом еще и решать задачи обучения и воспитания.
Литература
- Аранская О.С., Бурая И.В. Пректная деятельность школьников в процессе обучения химии-М.:Изд.центр “Вентана-Граф”, 2005 г. –288 г.
- Дендебер С.В., Ключникова О.В.: Современные технолгии в процессе преподавании химии., М.: 5 за знания, 2007 г.
- Татьянкин Б.А., Макаренков О.Ю.: Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе – М.: 5 за знания, 2007 г.
- Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: “Малая академия наук”. Волгоград.: Учитель. 2007 г. Поташник М.М. – Подготовить проект на получение грандов. – М.: Педагогическое общество России, 2008 г.
Приложение (Памятка посетителю конференции)