Цель: систематизировать знания учащихся по теме “Освоение космоса”.
Задачи.
1. Познакомить с первыми космонавтами СССР, рассказать об их вкладе в развитие космонавтики России.
2. Закреплять умение ребят работать в группах (отдельная группа готовит сообщение об определённом космонавте).
3. Воспитывать чувство уважения к космонавтам и людям, влияющим на развитие космонавтики в России.
Ход классного часа
- Ребята, чтобы узнать тему нашего классного часа, вы должны разгадать с загадки и найти слово, которое подскажет тему нашего классного часа. (Слайд 2)
Итак, скажите, пожалуйста, о чём мы будем сегодня говорить на классном часу? (О космосе)
Да. Сегодня мы празднуем День рождения Космонавтики! Это большой праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли. Это мероприятие мы посвящаем … - летию полета в космос первого в мире космонавта- Юрия Алексеевича Гагарина. В продолжении урока мы с вами поговорим об освоении космоса (Слайд № 3)
Как вы думаете, кто являлся основоположником Космонавтики? (Выслушать ответы детей)
(Слайд № 4)
Имя Циолковского будет связано со всеми не
только нынешними, но и последующими этапами
развития ракетного дела на многие-многие не
только годы и десятилетия, а и столетия, на весь
обозримый период предстоящего развития
человеческой культуры, науки, техники.
Циолковский с исключительной прозорливостью
показал, “как человечество будет постепенно
выходить за пределы земного шара, как будет
происходить освоение человеком этого мирового
пространства. План освоения космического
пространства разработан им с исключительными
подробностями. Зачастую можно просто удивляться,
как он все точно предвидел, вплоть до поведения
человека в условиях невесомости.
Циолковский успел сделать чрезвычайно много. Он
был бесконечно щедр, он прямо-таки фонтанировал
идеями. Конечно, и не будь его, ракетная техника,
звездоплавание пошли бы по тому же самому пути...
Но сложнее и дольше был бы этот путь. Многим
пришлось бы сложить свои жизни, чтобы получить
тот же итог, что дала одна жизнь Циолковского.
Ребята, назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем СССР. (Выслушать ответы детей)
(Слайд № 5)
Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположник практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение. С.П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположник практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение. С.П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.
Ребята, неделю назад вы по группам получили задания подготовить сообщения для одноклассников про Ю.Гагарина, В. Терешкову, А.Леонова, П.Поповиче и С. Савицкую.
Мигают лампочки, тихо звучит музыка.
Голос за сценой. Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время - 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль - спутник “Восток” с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника “Восток” является гражданин Советского Союза, летчик Гагарин Юрий Алексеевич.
Чтец 1.
Рассвет. Еще не знали ничего
Обычные “Последние известия”...
А он уже летит через созвездия.
Земля проснется с именем его...
Чтец 2.
Нашим ученым дороги ясны
Будут в космической мгле.
Но эти дороги затем лишь нужны,
Чтоб лучше жилось на Земле.
Чтец 3.
Проложим дороги к далеким мирам,
В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.
(Из песни “Звездная дорога”)
(Выступление 1 группы)
Юрий Алексемевич Гагамрин. (родился 9 марта 1934 г. В деревне Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области, первый человек, совершивший полёт в космическое пространство.
Старт корабля “Восток” был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был “Кедр”. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар в близлежащем военном аэропорту засёк неопознанную цель - это был спускаемый аппарат, - а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две. (Слайд № 6, 7, 8)
Обстоятельства смерти Гагарина до сих пор доподлинно неизвестны. Существует ряд противоречивых версий его гибели. Официальная версия такова:
Самолёт УТИ миг-15 с Гагариным и его инструктором, Героем Советского Союза полковником Владимиром Серёгиным разбился 27 марта1968 года в 10:30 утра в районе деревни Новосёлово в 18 км от города Киржач Владимирской области. Это случилось в условиях нормальной видимости — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. По другой версии видимость была плохая, поскольку рабочая высота в зоне — 4200 метров — была между слоями облаков. Самолёт якобы вошёл в штопор, для того чтобы вывести его, пилотам не хватило нескольких секунд. На ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина, права водителя, а в бумажнике нашли фотографию Королёва. Так же были найдены часы и по положению частей механизма стало ясно, что они остановились ровно в 10:43.
(Выступление 2 группы. Слайд № 9)
Валентина Терешкова родилась в крестьянской семье в деревне Большое Масленниково Ярославской области. Отец — тракторист; мать — работница текстильной фабрики. Призванный в Красную армию в 1939 году отец Валентины погиб на советско-финской войне. В 1945 году девочка поступила в среднюю школу № 32 города Ярославль, семь классов которой окончила в 1953 году. Чтобы помочь семье, в 1954 г. Валентина пошла работать на шинный завод браслетчицей, одновременно поступив на учёбу в вечерние классы школы рабочей молодёжи. Продолжив работу на текстильном комбинате “Красный Перекоп”, с 1955 по 1960 гг. Валентина прошла заочное обучение в техникуме лёгкой промышленности. С 11 августа 1960 года — освобождённый секретарь комитета ВЛКСМ комбината “Красный Перекоп”.
В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт 2 отряда. 29 ноября 1962 г. Она сдала выпускные экзамены на “отлично”. С 1 декабря 1962 года она - космонавт 1 отряда 1 отдела. С 16 июня 1963 года, то есть сразу после полёта, она стала инструктором-космонавтом 1 отряда и была на этой должности до 14 марта 1966 г.
Свой космический полёт (первый в мире полёт женщины-космонавта) она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле “Восток-6”, он продолжался почти трое суток. Одновременно на орбите находился космический корабль “Восток-5”, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.
Несмотря на физический дискомфорт, она выдержала 48 оборотов вокруг земли и провела почти трое суток в космосе. Терешкова в космосе вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоёв в атмосфере.
Спускаемый аппарат “Востока-6” благополучно приземлился в Алтайском крае.
Игра “Надуй шары”. 5 команд по 3 мальчика и 3 девочки. Мальчик и девочка работают в паре. По сигналу учителя мальчик надувает шар, девочка завязывает его. Все нитки от шаров в одной команде связывают вместе. Та команда, которая справилась с заданием первая поднимает связку над головой.
(Продолжаем наш классный час. Выступление 3 группы. Слайд № 10) В 1960 году Алексей Леонов был зачислен в первый отряд советских космонавтов. 18—19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле “Восход-2”. В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперед, что запрещалось инструкцией.
Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. П. И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате “Восход” совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в “запасном районе”, который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним пробились по глубокому снегу спасатели на лыжах, которые вынуждены были рубить лес в районе посадки “Восхода”, чтобы расчистить площадку для приземления вертолёта. Продолжительность полёта — 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.
Ребята, а теперь давайте посмотрим танец, подготовленный ребятами под музыку ансамбя “Зодиак”.
(Слово представляется ребятам 4 группы. Слайд № 11)
Попович Павел Романович родился 5 октября 1930 года в городе Узин ныне Белоцерковского района Киевской области (Украина). Украинец. В 1947 году окончил 7 классов школы и ремесленное училище в городе Белая Церковь Киевской области. С 1947 года жил в городе Магнитогорск Челябинской области. В 1951 году окончил Магнитогорский индустриальный техникум трудовых резервов и Магнитогорский аэроклуб.
В армии с октября 1951 года. В 1951-1952 годах учился в Сталинградском военном авиационном училище (г. Новосибирск), в 1952-1953 годах – в 52-м военном авиационном училище лётчиков (посёлок Возжаевка на Дальнем Востоке). В 1954 году окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу ВВС (г. Грозный).
Служил в строевых частях ВВС (в Северном и Московском военных округах). С марта 1960 года – в отряде космонавтов.
12-15 августа 1962 года совершил космический полёт в качестве пилота космического корабля “Восток-4”. Это был первый групповой космический полёт (космический корабль “Восток-3” пилотировал А.Г.Николаев). Продолжительность полёта составила 2 суток 22 часа 57 минут.
После своего первого полёта продолжил подготовку в отряде космонавтов. Проходил подготовку к полёту по “лунной” программе, а после её закрытия готовился к полётам на кораблях типа “Союз” и орбитальной космической станции типа “Алмаз”. В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского.
3-19 июля 1974 года совершил второй космический полёт в качестве командира на космическом корабле “Союз-14” и орбитальной станции “Салют-3” (вместе Ю.П.Артюхиным). Продолжительность полёта составила 15 суток 17 часов 30 минут 28 секунд. Общая продолжительность двух полётов Павла Поповича – 18 суток 16 часов 27 минут 11 секунд.
Ребята решили проверить коллектив какой группы самый внимательный.
Каждой группе предлагаются карточки с буквами. Какая группа быстрее и правильнее составит слово на космическую тематику.
(Должны получиться слова приземлился, испытатель, невесомость, гравитация, космонавтика)
(Выступление 5 группы. Слайд 12)
Светлана Савицкая родилась в семье маршала авиации Евгения Савицкого. В 1966 году окончила московскую школу № 637. Поступила в Московский авиационный институт (МАИ), который окончила в 1972 году. Во время учёбы в МАИ также училась в Центральной объединённой лётно-технической школе при ЦК ДОСААФ, которую окончила в 1971 году, получив квалификацию “лётчик-инструктор”.В период с 1969 года по 1977 год входила в состав сборной команды СССР по пилотажному спорту. В 1970 году выиграла первенство мира по пилотажному спорту на поршневых самолётах в Великобритании. Установила 3 мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолётах. После окончания института работала лётчиком-инструктором, училась в школе лётчиков-испытателей. В 1976 году начала работать лётчиком-испытателем НПО “Взлёт” министерства радиоэлектронной промышленности СССР. Выполняла полёты на самолётах “миг-21”, “миг-25”, “Су-7”, “Ил-18”, “Ил-28”.С мая 1978 года по июнь 1981 года работала лётчиком-испытателем Московского машиностроительного завода “Скорость” КБ А. С. Яковлева. В августе 1980 года была командирована в отряд лётчиков-космонавтов. В июне 1981 года назначена космонавтом-исследователем от ММЗ “Скорость”. С 19 по 27 августа 1982 года в качестве космонавта-исследователя совершила полёт на кораблях “Союз Т-5”, “Союз Т-7” и орбитальной станции “Салют-7”.
С 17 по 29 июля 1984 года в качестве бортинженера совершила полет на “Союз Т-12” и орбитальной станции “Салют-7”. Во время полёта первой из женщин совершила выход в открытый космос.
Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного про изучение космоса.
О каких космонавтах мы говорили сегодня?
В конце нашего классного часа я предлагаю вам по группам ответить на вопросы космического теста. Из каждой группы приглашаю подойти ко мне по одному представителю и выбрать вопрос для обсуждения. (Задания учащиеся не видят, так как листы перевёрнуты). Я даю вам время для обсуждения. Давайте сверим ваши ответы с ответами на слайдах.
Ребята, вы правильно ответили на вопросы теста и показали, что вы уже много знаете об освоении космоса.
Наш классный час, посвящённый … летию космонавтики России я хочу закончить следующим стихотворением:
Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учебы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас,
Но без знаний на Марс не возьмут!
Ребята! Готовьтесь к полету!
Скоро, скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс!
Спасибо за работу! В конце классного часа все получают памятную медаль к … летию космонавтики (в форме ракеты).
Источники
- Биография Гагарина http://smorodino4.narod.ru/gagar2.htm
- Биография Терешковой http://www.sotabook.ru/avtor/20/08.htm
- Биография Леонова http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1305/bio
- Биография Савицкой http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1423/bio
- Биография Поповича http://www.c-cafe.ru/days/bio/40/009_40.php
- Внеклассные мероприятия. 4 класс. Новые варианты сценариев. М., “ВАКО”, 2008, с.112 – 114 [1] >