Математический капустник

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Цели и задачи:

  • Расширение кругозора учащихся в области культуры и науки
  • Развитие творческих способности учащихся
  • Развитие логического мышления, внимания
  • Воспитание эстетической культуры, привитие интереса к математике, формирование навыков общения, умения работать в коллективе

Уровень усвоения учебного материала на уроке математики зависит от уровня интереса учащихся к данному предмету. Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что интерес увеличивает умственную активность, что способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

Одним из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

В современной сфере образования активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Эти методы способствуют развитию творческих способностей и нестандартности мышления, раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и реализации навыков самостоятельного умственного труда.

Для того, чтобы достичь успешности в обучении, перед преподавателем стоит основная задача – «пробудить» у учащихся интерес к математике. Но как?! Этот вопрос задает себе каждый педагог не зависимо от стажа и опыта работы, потому что каждая новая учебная группа – это коллектив личностей, которые обладают индивидуальными способностями и имеют не раскрытые интеллектуальные возможности.

Главная цель педагогической деятельности – создание условий для раскрытия интеллектуальных возможностей учащихся за счет активизации познавательной деятельности, формирование у них умений самостоятельно учиться, планировать, организовывать, корректировать, контролировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность. Из своего педагогического опыта хочу отметить, что для формирования у учащихся интереса к предмету необходима дополнительная информация, которая показывает практическую значимость математики и в тоже время притягательна по содержанию. Для этого можно использовать внеурочные мероприятия. Как пример предлагаю методическую разработку внеурочного мероприятия «Математический капустник». Содержание мероприятия должно носить творческий, научно-информационный характер. Оформление кабинета и подготовка раздаточного материала, создание презентаций выполняется учащимися под руководством преподавателя. Для конкурса «Электричество» мною использовались творческие проекты по теме: « Математика в конструировании женской одежды», которые были подготовлены к уроку геометрии обучающимися по профессии портной. «Математический капустник» объединяет в себе конкурсы, исторические факты, математические фокусы, стихи, инсценировки, танец. Задания подобраны таким образом, что учащиеся могут проследить, в каких сферах жизнедеятельности человека применяется математика. Учащиеся знакомятся с историческими фактами, высказываниями великих ученых, поэтов, философов. В данном сценарии особое внимание отведено искусству. Стихи читаются на фоне классической музыки. Вальс исполняется в бальных костюмах. Конкурсы выполняются под ритмическую музыку. Для проведения этого мероприятия привлекаются учащиеся, преподаватель выступает в роли режиссера. Участникам предлагается план, в котором указаны конкурсы, требующие предварительной подготовки (конкурс «Визитная карточка команды», «Домашнее задание», «Математическая прическа»). В заключение «Математического капустника», при подведении итогов командам вручить пироги с капустой. Классным руководителям рекомендуется организовать чаепитие, на которое приглашаются учащиеся группы и мастера производственного обучения.

Цель данного опыта – создание условий для расширения кругозора в сфере математики, формирование интереса к математике, развитие творческого потенциала личности ученика, как залог его успешной самореализации, воспитание гражданина, способного к активной жизненной позиции, формирование сплоченного коллектива группы.

Ожидаемый результат – активация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, повышение уровня знаний предмета.

Приложение 3

Сценарий мероприятия
«Математический капустник»

Ведущий 1: Здравствуйте дорогие друзья!

Ведущий 2: Мы рады приветствовать вас на «Математическом капустнике»

Ведущий 1 (на подносе выносит кочан капусты): Это символ нашего вечера.

Ведущий 2: Сегодня мы постараемся осветить как можно больше граней математики.

Ведущий 1: А все что нас сегодня ожидает, мы узнаем из нашего символа.

Срывает лист с капусты, лист . 1. Звучит классическая музыка.

Стихотворение о математике

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.

Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,
Что они в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
М. Борзаковский

Ведущий 2: В мировой культуре есть прекрасный танец. Скромный австро-немецкий танец – вальс, за считанные годы превратился из крестьянского / конец 18 века/ в городской / начало 19 века/. И закружил в своем вихре сначала Вену, а затем и всю Европу. А вы знаете, что музыка тоже имеет размер. Размер музыки называют тактовым или метрическим. Размер музыки обозначается двумя цифрами, одна над другой (дробью). Верхняя (числитель) показывает количество долей, нижняя (знаменатель) – их ритмическое достоинство. Размер вальса 3/4 (три четверти)

Ведущий 1: Живой, легкий, полетный, искрящийся, томный, поэтичный, гибкий, нежный, вальс был и остается вечным символом романтизма.

Исполняется вальс.

Ведущий 2 срывает лист капусты 2.

Звучит классическая музыка.

«Волшебный мир чисел»

Ведущий 3:

Мечтатели, сибиллы и пророки,
Дорогами, запретными для мысли,
Проникли – вне сознания – далеко,
туда, где светят царственные числа
Предчувствие разоблачает тайны,
Проводником нелицемерным светит:
Едва откроется намек случайный
Объемлет нас волшебный трепет
Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!
Свободные, бесплотные, как тени,
Вы радугой связующей повисли
К раздумиям с вершины вдохновенья!
К.Анкундинов

Ведущий 2: Сейчас вас познакомим с волшебством чисел.

«12»

Чем же оно замечательно?
Во-первых: В году 12 месяцев
Во-вторых: В дюжине 12 единиц
В-третьих: В 1 футе 12 дюймов.

Но мало кто знает что 12 – это старинный и едва не победивший соперник числа 10 в борьбе за почетный пост основания системы счисления. Культурнейший народ древнего востока -вавилоняне вели счет в двенадцатеричной системе счисления. И если бы не пересилившее влияние Индии, которая подарила нам десятичную систему, мы могли бы унаследовать от Вавилонян двенадцатеричную систему счисления.

«13»
Это число в математике ни чем не замечательно, кроме того, что оно простое число.
В народе же говорят, что это чертова дюжина и приносит неприятности.

Американский миллионер Поль Гети заявляет:
Где 13 человек, – я за стол не сяду!
Чертова дюжина, не нужна за ужином!
В итальянской лотерее нет номера 13.
Во Франции нет домов с номером 13.
В Женеве самолеты вылетают в 12 часов, а не в 13.
В самолетах нет 13 места ………

Но англичанин Симпсон, проживающий на 13 этаже в 13 квартире, получил уведомление, что его увольняют с 13 числа, пошел с горя на скачки и поставил на 13 номер. Он выиграл 53457 фунтов стерлингов.

«365»
Оно замечательно, прежде всего, тем, что определяет число дней в году.
Другая особенность: число 365 равно сумме квадратов трех последовательных чисел:

102 + II2 + 122 = 100+121+144=365
Или двух: 132 + 142 = 169 + 196 =365

«1001»
Это число Шахерезады. Вы вероятно и не подозреваете, что в самом названии сборника волшебных арабских сказок заключается также своего рода чудо. Это число не простое, но оно получается при умножении трех простых чисел: 7 • 13 • 11 = 1001 При умножении трехзначного числа на число Шахерезады получается результат состоящих из самого умножаемого числа, только записанного дважды: 207 • 1001= 207207

(Я.И. Перельман «Занимательная арифметика»)

Ведущий 2 срывает лист 3.

Этот капустный лист сообщает нам о существовании двух команд.

Приглашаются команды, представление членов жюри.

Ведущий 1: Первый традиционный конкурс это

«Визитная карточка команды»

(название команды, эмблема и приветствие).

Ведущий 2: /срывает лист 4/

«Графическая стройка»

(Приложение 1. Используя свойства графиков построить графики заданных функций.)

Ведущий 2: Жюри подводит итоги, а мы с вами срываем следующий лист капусты.

Срывается лист 5.

«Сведения из истории»

1. В 1326 году ректор Сорбонны Петр Датчанин составил таблицу умножения до 50х50. Это считали большим научным трудом.

2. Испытания по математике: Однажды Ампер с сыном остановился в

Авиньоне передохнуть и подкрепить силы. Рассеянный Ампер никак не мог сосчитать, сколько он должен хозяину. Наконец, с помощью хозяина это удалось сделать.

– Да, сударь, – заметил добродушный авиньонец,– вы немного умеете считать, но вам бы следовало поучиться арифметике у нашего священника... Уж сколько лет минуло с тех пор, как он меня обучал цифрам, а я, как видите, до сих пор кое-что помню. Знаменитый физик и математик не мог ничего возразить.

(Ф.М.Шустер «Материал для внеклассной работы по математике»)

Ведущий 2:

Стихи о математике Галуа

Заходил паренек в сюртучке небогатом,
Чтобы в лавке табак и мадеру купить
Приглашала любезно, как младшего брата,
Разбитная хозяйка и впредь заходить
Провожала до двери, вздыхая устало,
Вслед ему разводила руками: «Чудак!
На четыре сантима опять обсчитала,
А четыре сантима теперь не пустяк!
Кто-то мне наболтал, будто видный ученый,
Математик какой-то месье Галуа.
Как же может открыть мировые законы
Это вот, с позволенья, сказать, голова?!
Но всходил на мансарду, обманутый ею,
Брал заветный набросок в чердачной пыли
И доказывал вновь с беспощадностью всею,
Что хозяева сытых желудков – нули.
В.Брюсов

Ведущий 1: Слово предоставляется жюри.

Срывается лист 6.

«Фокусы без обмана»

Слайды с изображением эпизодов из древне-индусской повести «Наль и Дамаянти».

Вед 2: Арифметические фокусы – это честные фокусы. Весь секрет такого фокуса скрывается в любопытных свойствах чисел. Так, например, в древне-индусской повести « Наль и Дамаянти» показан арифметический фокус в диалоге между лучшим наездником Налем и лучшим счетчиком Ритуперном.

Однажды Наль, умевший превосходно править лошадьми, вез счетчика – виртуоза Ритуперна. Ритуперн любовался искусством Наля.

«Вдруг он увидел вдали Вибитаку – ветвисто-густою
Сенью покрытое дерево. «Слушай, – сказал он: "Здесь на земле никто не имеет всезнанья; в искусстве править конями ты первый, зато мне далось искусство Счета…"»

(Древне-индусская повесть «Наль и Дамаянти». Русский перевод (вольный) Жуковского)

И в доказательство своего искусства Ритуперн очень быстро сосчитал все листья на этом дереве. Изумленный Наль попросил научить его этому волшебству. Ритуперн согласился, и как только он произнес несколько фраз, Наль сосредоточено посмотрел на следующее дерево и почти с такой же скоростью посчитал все листья, как и Ритуперн.

(Я.И. Перельман «Занимательная арифметика»)

Вопрос командам: Какое волшебное пояснение дал Ритуперн?

Ведущий 3: Великий Пифагор сказал:

«Не только в жизни богов и демонов
Раскрывается могущество числа»

«Скорость счета»

25 • 92 = ?
63 • 10101 = ?

Вы затратили определенное время на вычисления, но можно было ответ записать сразу же, если бы вы знали свойства таких произведений. Это математические курьезы, все они основаны на свойствах чисел. Например:

12345679 • 9 • 2 = 222222222
12345679 • 9 • 3 = 333333333
12345679 • 9 •4 = ? (ответ диктуют все)
12345679 9 • 5 = ?
и всё, потому что 12345679•9 = 111111111.

Вопрос к зрителям: Где это свойство применяется на практике?

Ответ: При проверке вычислительных машинок.

Ведущий 2 срывает лист 7.

«Патриот математики»

Планшет с тремя полосками: белая, синяя, красная.

Командам раздаются слова, из которых состоят фразы А.С.Пушкина (на красном фоне), Г.Галилея (на синем фоне)

Задание: Восстановить фразы А.С.Пушкина и Г.Галилея.

(Слова прикреплять к планшету соответствующего цвета)

Звучит быстрая музыка.

«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». (А.С.Пушкин)

«Природа формулирует свои законы языком математики». (Г.Галилей)

Ведущий 1 срывает лист 8.

«Размер информации»

В конвертах высказывания К.Гаусса и П.Рамуса.

Любой предмет окружающий нас несет в себе какую-либо информацию. Возникает вопрос: «А можно ли ее как-то измерить?»

«В информатике информация имеет единицы измерения – это «бит» и « байт»

Задание: командам необходимо посчитать количество информации, которую мы получаем из высказываний

К.Гаусса: « Математика – царица наук, арифметика – царица математики»

П.Рамуса: «Геометрия – это наука хорошо измерять»

Ведущий 2 срывает лист 9.

Внешний вид человека должен соответствовать окружающей его обстановке.

«Математическая прическа»

Предлагается необходимый инструмент, звучит медленная мелодия.

Пока команды готовятся, мы слушаем новости из истории.

«КОШКИ НЬЮТОНА»

У Ньютона были две кошки, которые привыкли рано по утрам будить своего хозяина. Чтобы обе кошки – большая и маленькая – могли выбегать во двор, не потревожив хозяина, ученый пропилил в двери два отверстия по размерам животных.

Когда на следующий день он рассказал об этом соседу, тот практично заметил, что достаточно было одного большого отверстия.

«А ведь верно! – воскликнул Ньютон. – Мне эта мысль не пришла в голову «

«КУРЬЕЗНЫЙ РЕКОРД»

Миссис Дрю, домохозяйка из американского города Уотерлу, потратила пять лет и 2473 листа бумаги, с двух сторон, чтобы перепечатать на машинке последовательно все числа от единицы до миллиона.

А побудило ее к этому заявление сына, в то время еще школьника, который утверждал, ссылаясь на слова учителя, что ни один человек в мире не сосчитал еще до миллиона, начав с единицы.

(Ф.М.Шустер «Материал для внеклассной работы по математике»)

Ведущий 1. Слово жюри.

Ведущий 1 срывает лист 10.

«Поэтическая страничка»

Мы вам предлагаем послушать стихотворение о математике, авторами которого являются учащиеся

«Важная наука»

Математика нужна
Математика важна
И без математики
Ты не сюда и не туда
Чтобы платье себе сшить
Надо вычислить
Сколько надо материала
Чтоб не получилось мало
Повар должен подсчитать
Сколько чая насыпать
Плотник должен сосчитать
Сколько брусьев нарезать
Значит математика
Всем профессиям нужна
Значит математика
В нашей жизни важна.
Математика наука
ее мы изучаем
Вот поэтому и даты
по истории знаем
Настя

Ведущий 2 срывает лист 11.

«Электричество «

Прежде чем команды приступят к выполнению следующего задания, необходимо пройти инструктаж.

Во-первых, ваши действия должны быть четкими, правильными и быстрыми.
Во-вторых, достичь конечной цели электричества вы можете, выполнив следующие этапы:

  1. Решить кроссворд (получить ключевое слово).
  2. На воздушных шарах найти полученное ключевое слово.
  3. Используя предлагаемые предметы /бумага, нитки, скотч, клей, / проколоть воздушный шар спицей, так чтобы он не лопнул.
  4. Спицу убрать и из шара достать жетон с номером электрической лампы.
  5. Включается лампа с соответствующим номером.

Если лампа загорелась, значит, задание выполнено правильно.

Ведущий 3 срывает лист 12.

«Домашнее задание»

/домашнее задание – инсценировка стихов о математике. Приложение 2

Пока команды готовятся к показу домашнего задания, я вам докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться.

Итак, в году 365 дней, из них 52 воскресных и, по крайней мере, 10 других дней отдыха (праздники), поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней, следовательно, уже 162 дня. Ночью на занятия не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 183 дня отпадает. Остаются 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия, а не более четверти дня, поэтому отпадают еще 15 дней. Остается всего-навсего 5 учебных дней. Вот такая арифметика!

Предоставляется слово жюри.

Ведущий 1. «Обработка капусты»

Пока идет обработка капусты, мы узнаем об успехах наших команд.

Заключительное слово жюри сопровождается тихой мелодией. Участникам команд вручаются призы и пирог с капустой.

Литература:

  1. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы по математике. – Минск, 1984
  2. Перельман Я.И. Занимательная арифметика.– М., 1994
  3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М., 1999
  4. Цукарь А.Я. Рисуем графиками функций // Математика в школе. – 1999. – 4.