Методическая разработка "От идеи до проекта"

Разделы: Социальная педагогика


В наше время высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека. Мы наблюдаем информационный бум. Растёт потребность в людях, умеющих самостоятельно ставить задачи, принимать решения, инициативных, изобретательных, способных нестандартно мыслить, адаптироваться к социальным условиям.

Поэтому, приоритетной целью образования становится человек с развитым инновационным мышлением, который мог бы быстро гибко взаимодействовать с изменяющейся реальностью.

Период детства, в целом, характеризуется проявлением творческих способностей детей. Возможность создания нового закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как: мышление и воображение.

Можно встретить учащихся, которым недостаточно школьного учебника. Они с удовольствием читают энциклопедии, справочники. Ум ребёнка гибок и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним пространству мира. А это – мотор в развитии творческих способностей.

Увидеть что-то по-новому, не так как это ты видел раньше, – сложная задача. Но этому можно учить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей, на развитие личности, способной к самореализации и саморазвитию, то есть активному превращению своих возможностей в действительность. В этом плане огромен педагогический потенциал дополнительного образования, одним из видов которого является техническое творчество.

Радиотехническое конструирование – один из видов творческой деятельности.

Дети с увлечением смотрят телепередачи, где герои придумывают фантастические звездолёты, умных роботов. У них появляется желание узнать как работает игрушка, разобраться в устройстве, наконец, сделать самому подобное. Умелое использование педагогом этого эмоционального фактора, может воспитать увлечённость техникой, сознательную тягу к знаниям, способствовать появлению мотивации к творческой деятельности.

Наибольшими возможностями для приобщения учащихся к решению творческих задач, развитию у них технических способностей, обладает творческое объединение “Радиотехническое конструирование”.                     

Цель программы – развитие познавательных возможностей и способностей, расширение творческих способностей учащихся в области радиоэлектроники, активное использование творчества в повседневной жизни.

Занимаясь в творческом объединении, ребята становятся активными творцами – изобретают, создают “своё “, “никому ранее не приходящее в голову”, учатся мыслить творчески.

Сущность взаимоотношений учащегося и педагога в процессе творческой работы выявляется через профессиональную позицию педагога. В данном случае эта позиция – не учить, а помочь учиться, делая опору на его инициативу, его потребность в общении, деятельности. Идея не возникает на пустом месте, даже, если учащийся что-то предложит, то она может остаться нереализованной в силу его некомпетентности в области радиоэлектроники. Наиболее эффективным в этом плане является проектный метод обучения.

Под проектом понимается самостоятельная, творческая завершённая работа, выполненная под руководством педагога. Тип проекта определяется по доминирующей в проекте деятельности. Чаще всего учащиеся выполняют творческий, практико-ориентированный или ознакомительно-ориентированный проекты.

Метод проектов – технология, которая обеспечивает развитие творческих способностей учащегося, позволяет отследить его творческий рост. Главный смысл создания проекта – учебный. Целью этой деятельности является активизация позиций учащегося, привитие интереса к способам приобретения знаний, развитие мышления.

На занятиях ему предоставляется возможность для реализации себя в качестве исследователя, возможность увидеть новые грани обыденных явлений. То есть, если в науке  главной целью является новое знание, открытие, то в нашей деятельности – приобщение детей к навыкам исследователя, знакомство с методами творческой деятельности и практическое их применение.

Ценность проектного метода в том, что учащийся учится видеть проблему, двигаясь новыми, неизведанными путями, находить оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, удовлетворение от сделанного. Тем самым обеспечивая его продвижение по ступенькам творчества “Лестницы успеха”.                                                                  

Выделяют следующие ступени успеха:

1 ступенька – “ Я – САМ! “

На этой ступени происходит освоение обязательного минимума теоретического материала.

Учащиеся выполняют творческие задания: изменение, дополнение, комбинирование, упражнения на умение делать выводы.

При изготовлении модели учащиеся вносят новые идеи в их дизайн.

Результатом первой ступени творчества является простейшая модель с элементами новизны.

2 ступенька – МОЯ ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ!

Преобладание продуктивных технологий – проблемного метода, лабораторного исследования, конструирование и сборка схем. Решаем частично поисковые, творческие задачи. Идёт активная самостоятельная учебно-познавательная деятельность.

Результат – действующая модель или макет.

3 ступенька – МОЁ ОТКРЫТИЕ!

На этом этапе учащиеся выполняют проекты. Деятельность направлена на сбор информации о какой-либо модели. Требует хорошо продуманные структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Обучение строится как самостоятельный поиск идеи. На этом этапе важно поддержать инициативу ребёнка, создать ощущение, что учащийся её “выбрал сам”, что её выполнение принесёт ему конкретную пользу – раскроет интеллект, пополнит багаж знаний.

Для выполнения проекта необходимо:

  1. Определить цель и задачи.
  2. Составить план деятельности по достижению намеченной цели.
  3. Собрать материал по книгам, специальным журналам.
  4. Определить вид будущего проекта.
  5. Выполнить эскиз, чертёж, схему.
  6. Выполнить сборку, дизайн.                                                                                               
  7. Подготовить и осуществить презентацию.

Результатом третьей ступеньки является творческий проект, паспорт, модель, экспонат (Приложение 1).

Учащиеся, которые занимаются в творческом объединении много лет, самостоятельно могут конструировать сложные модели на современной элементной базе. Примером этому могут служить необычные часы на микроконтроллере и усилитель 2 х 100Вт (Приложение 2).

По окончании учебного года в нашем творческом объединении проводится презентация представленных проектов. Здесь учащиеся показывают своё умение разбираться в схемотехнике, в разработке новых и усовершенствовании старых радиоэлектронных устройств. Учащиеся рассказывают назначение устройства, его принцип работы, эффективность использования данной конструкции, технологию изготовления, методику налаживания, демонстрируют в действии свои модели и отвечают на вопросы профессионального жюри. Технический паспорт на модель дети выполняют сами. Такая форма позволяет учащимся в полной мере показать свои творческие идеи.                                                                                                                                             

Рациональное сочетание творческой и исполнительской трудовой деятельности учащихся в процессе подготовки проектов способствует развитию их творческой самостоятельности и инициативы, является действительным фактором в формировании у них  устойчивого интереса к созиданию нового. Метод творческого проекта позволяет развивать основные виды мышления, способности, даёт почувствовать  каждому осознать себя творцом при изготовлении модели.

Через проектный метод обучения у детей формируются изобретательские и исследовательские способности.

Конечно, не у всех учащихся получаются идеальные работы, но похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого, чтобы каждый почувствовал себя автором, творцом, созидателем.

В результате проектного обучения в творческом объединении выпускник будет обладать определёнными качествами личности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и умело применяя их на практике;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии, чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности;
  • грамотно работать с информацией, ставить задачи, анализировать их и делать необходимые обобщения.

Поскольку проблема повышения качества образования детей становится ключевой в современных условиях, вопрос о необходимости использования проектного метода обучения является, на мой взгляд, очень значимым и современным.

  Литература:

  1. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – М.: Издательский Дом, 1999г. – 240с.
  2. Большая энциклопедия открытий и изобретений – М.: “Росмен”, 2007г. – 223с.
  3. Бухарина М.Ю., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии – М.: Издательство “Вентана – Драф”, 1996г. – 132с.
  4. Журнал “Дополнительное образование” 2003г. №3 “Развитие познавательного интереса школьников в процессе дополнительного образования”.