Цель: Устранение недостатков устной речи.
Коррекционно-образовательные задачи: Активизировать и расширять словарь по теме «Новогодний праздник». Совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи: создать положительный эмоциональный фон радости и ожидания праздника.
Оборудование: елка, игрушки, картинка с изображением новогоднего праздника, текст с деформированными предложениями.
I. Эмоциональная настройка.
– Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее).
– И у меня тоже сегодня хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки). Давайте передадим его нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.
И с таким хорошим настроение мы приступаем к занятию.
II. Артикуляционная гимнастика
а) широко открыли рот (5 раз)
б) лопаточка
в) наказать непослушный язычок
г) чашечка
д) вкусное варенье
г) горка
III. Организационный момент
– Ребята отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Красавица какая
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана!
Скажите, кто она? (Новогодняя елка)
Он с седою бородой.
Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принес,
Кто же это? (Дед Мороз)
Он на резвой тройке мчится,
Сам пока что маленький.
Громко в двери к нам стучится,
Снег сметая с валенок. (Новый год)
– Догадались, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?
– О Новом годе.
– Когда наступает Новый год?
– 31 декабря.
– А какой год наступает?
– Год дракона.
– Верно, но к нам придет не страшный и злой дракон, а добрый Дракоша, который принесет всем замечательные подарки, счастье, удачу. И я надеюсь, что и вы, и наши гости будут счастливы в Новом году.
– Ребята, что принято делать перед Новым годом?
– Покупать подарки, наряжать елку.
– Мы с вами сегодня тоже будем украшать елочку.
Но сначала давайте понюхаем как она пахнет
(у каждого на столе – еловая веточка).
1. Упражнение на дыхание.
Поднимаемся на носочки и нюхаем еловую веточку – вдох, опускаясь – выдох.
Работа со слогами.
2. Упражнение «Укрась елку».
Передо мной коробка с игрушками, а какие в ней игрушки вы узнаете, когда почините гирлянду. Внимательно читайте слоги и зачеркивайте «перегоревшие лампочки»
(у каждого ребенка свой фрагмент гирлянды и зачеркивая «перегоревшие лампочки», он получает название игрушки)
ша – рик, гир – лян – да, шиш – ка,
бел – ка, ми – шу – ра, сне – го – вик,
рыб – ка, по – ро – се – нок, фо – на – рик.
3. Упражнение «Чего не стало?»
– Елочка получилась у нас очень нарядная. А теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку, а вы скажите, чего не стало.
4. Развитие фонематического слуха.
– Ребята, какая игрушка у меня в руке?
– Фонарик.
– Сколько слогов в слове фонарик?
– Какой слог ударный?
– С какого звука начинается слово?
– Каким звуком слово заканчивается?
– Сколько гласных, согласных?
Давайте по слогам прохлопаем это слово, а теперь протопаем.
Работа со словом.
5. Упражнение «Какое слово короче?»
– Ребята, вы помните, что слова бывают длинные и короткие. Я буду называть слова, а вы скажите какое слово короче и почему.
Снег – снежок, снежок – снежинка,
Маска – маскарад, лёд – ледок, холод – холодок, зима – зимушка.
– Как определить количество слогов в слове?
– Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Теперь из этих слов выберем длинное слово и получим из него более короткое, и так – до двух букв
Например, Маскарад
Маска
Рама
Мак
6. Пальчиковая гимнастика «На ёлке»
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
Мы плясали и резвились. Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз «Шагают» средним и указательным
Нам подарки принес. пальцами по столу.
Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.
В них же – вкусные предметы: Ритмичные хлопки.
Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках по одному
Орешки рядом с ними, пальчику, начиная с большого.
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
Работ со словосочетаниями.
7. Игра «Какой? Какая? Какие?».
– Ребята, посмотрите внимательно на предметы, и скажите как можно больше слов об этом предмете.
Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый ……
Гирлянда (какая?) – новая, красивая, блестящая, разноцветная…….
Мишура (какая?) – блестящая, новогодняя, серебристая……….
Игрушка (какая?) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя ……..
Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный, добрый, веселый…….
Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая ………
8. Физминутка «Ёлочка»
Ждут красавицу колючую «Рисуют» руками елочку.
В каждом доме в декабре. Делают ладошками «дом».
На ветвях зажгут фонарики, Показывают «фонарики».
Искры брызнут в серебре. Руки над головой, пальцы оттопырены.
Сразу станет в доме празднично, Берутся за руки и становятся в хоровод.
Закружится хоровод.
Дед Мороз спешит с подарками. Идут по кругу с воображаемым
Наступает Новый год. мешком за плечами.
Работа с деформированными предложениями
9. Упражнение «Исправь ошибку»
– Ребята, посмотрите, какой-то конверт весит на нашей ёлке.
(дети снимают конверт).
– Это письмо пришло из леса. Но оно с ошибками. Ничего не могу понять. Может вы прочитаете, что здесь написано?
(раздаю текст письма, дети находят ошибки и составляют правильный текст)
- Новый год очень ждал Мишу и Машу
- Елку нарядили они игрушками
- Сверкала и елка светилась
- Праздник наступил
- Дед Мороз с корзиной к ребятам подарков пришел.
- Куклу он Маше подарил сказки а Мише
- Рады были очень дети.
10. Развитие связной речи.
– Ребята, а кто мне сможет пересказать содержание письма?
Что бы вам было легче это сделать, Дед Мороз прислал эту картинку.
(вешаю картинку и дети составляют рассказ).
Миша и Маша очень ждали Новый год. Они нарядили елку игрушками. Елка сверкала и искрилась. Наступил праздник. К ребятам пришел Дед Мороз с корзиной подарков. Он подарил Маше куклу, а Мише сказки. Дети были очень рады.
– Молодцы, вы хорошо умеете рассказывать. А как бы вы назвали этот рассказ.
(как один из вариантов «Встреча с Дедом Морозом»).
11. Психоречевая гимнастика
Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог):
К нам на елку, ой – ё – ёй,
Дед Мороз пришел большой,
Дед Мороз. Дед Мороз,
Он подарки нам принес.
– Ребята, что еще лежит под елочкой?
(достаю шкатулку)
– Это задание от нашей елочки.
– Выбери кружочек, который соответствует тому настроению, которое было у вас во время занятия:
. Ж. Если вам было комфортно, удобно, весело, уютно.
. К. Если вам сначала было неуютно, а затем стало весело, радостно.
. С. Если во время занятий у вас был страх и вы чувствовали себя неудобно.
– Судя по количеству желтых и красных кружков у вас было хорошее и веселое настроение. Скажите, что больше всего вам запомнилось на занятии.
(дети дают ответы).