Урок-экскурсия "Треугольник"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Треугольник

Цель урока:

  • систематизировать уже имеющиеся знания учащихся о треугольниках;   
  • учить детей находить треугольники и строить их модели;
  • развивать умения пользоваться математическими терминами: вершина, сторона, угол, равносторонний;
  • продолжить работу над развитием внимания, наблюдательности, памяти, речи, мышления, способности ориентироваться в окружающем мире;
  • формировать коммуникативную культуру.

Оборудование: модели треугольников, счетные палочки, спички, пластилин, наборы полосок разной длины.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Работа по теме урока (в классе).

–Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

Сегодня  мы продолжим работу с геометрическими фигурами.      

Послушайте стихотворение и определите тему сегодняшнего урока.

(По ходу чтения стихотворения учитель на доске  отмечает точки.)

Жили-были три подружки
В разных домиках своих.
Три веселых хохотушки,
Точками все звали их.

Между этими домами
Реки длинные текли,
Точки очень не хотели
Ножки промочить свои.

И тогда они решили
Между домиками взять
Сделать мостики большие,
Чтобы в гости прибегать.

– Соедините точки отрезками.

Мост с мостом соединился
(Треугольник) получился.

– Какая фигура получилась?

– Над какой темой мы сегодня будем работать?

– Что такое треугольник?

– Что вы знаете о треугольниках?

– Молодцы! Точки – это вершины, а отрезки – стороны.

– Покажите вершины (стороны) треугольника.

– А чего еще у треугольника три?

– Покажите углы треугольника. Как это можно сделать?

– Сколько всего вершин, сторон, углов у треугольника?

Треугольники

Ты на меня, ты на него
На всех на нас посмотри,
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Все в нашем городе – друзья,
Дружнее не сыскать,
Мы треугольников семья.
Нас каждый должен знать!

III. Физкультминутка

Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.

IV. Практическая работа

(На доске модели различных геометрических фигур.)

– Посмотрите на доску. Определите, под какими номерами треугольники?

– Как вы находите треугольники, по каким признакам?

– Что надо сравнивать у фигур, чтобы доказать, что выбран именно треугольник?

1. Сложите треугольник из счетных палочек.

– А как вы думаете – из любых трех палочек можно сложить треугольник?

– Давайте проверим.

(У детей наборы полосок разной длины.)

– Получилось? Почему?

– Так вот друзья, запомните, треугольник можно сложить не из всяких палочек. Для того чтобы из трех взятых палочек треугольник получился, обязательно нужно вот что: какие бы вы две палочки из трех не взяли, они вместе должны быть длиннее третьей.

2. Подберите три такие палочки, из которых нельзя сложить треугольник.

– Скажите: почему из них не получился треугольник?

Физкультминутка «Бабочки»

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

3. – А из трех одинаковых палочек всегда можно сложить треугольник?

– Что можно сказать о его сторонах?

– Правильно. У него все стороны равны друг другу.

– А кто может сказать, как называется такой треугольник?

 Работа в парах

– Изготовьте каркас равностороннего треугольника из спичек и пластилина.

– Наложите получившиеся треугольники  друг на друга.

– Что вы можете сказать об углах этих треугольников?

4. – А где еще вы можете сложить модели треугольников?

– Я предлагаю вам выйти на улицу и попробовать построить там модели треугольников.

V. Практическая работа на улице 

– Что такое треугольник?

– Можно ли в окружающем нас мире встретить треугольники, созданные не руками человека?

– Перечислите треугольники созданные природой (человеком).

– Мы с вами на улице. У нас нет ни тетрадей, ни карандашей, ни счетных палочек. Из чего же вы можете сложить модели треугольников?

  • Камешки.
  • Снежки.
  • Палочки.
  • Сосульки.
  • Листья, а вершины можно обозначить шишками.
  • Выдолбить в снегу на асфальте.
  • Нарисовать.
  • Вытоптать.
  • Вылепить из снега.
  • Вырезать из снега.
  • Показать при помощи частей тела (пальцы, руки, ноги).
  • Из нас построить.

Работа в группах

– Разделитесь на группы и сложите модели треугольника.

VI. Итог урока

–Понравился ли вам урок?

– Что понравилось больше всего?

– Что вы видели на уроке?

– Что слышали?

– Что делали?

– Что нового для себя узнали?

– Что такое треугольник?

– Как научить других детей находить треугольники и строить их модели?

VII. Д/з: изготовить модель треугольника (можно пользоваться любыми материалами).

Пояснительная записка (Приложение 1)

Фотографии с занятий (Приложение 2)