Тема урока: Треугольник
Цель урока:
- систематизировать уже имеющиеся знания учащихся о треугольниках;
- учить детей находить треугольники и строить их модели;
- развивать умения пользоваться математическими терминами: вершина, сторона, угол, равносторонний;
- продолжить работу над развитием внимания, наблюдательности, памяти, речи, мышления, способности ориентироваться в окружающем мире;
- формировать коммуникативную культуру.
Оборудование: модели треугольников, счетные палочки, спички, пластилин, наборы полосок разной длины.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Работа по теме урока (в классе).
–Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
– Сегодня мы продолжим работу с геометрическими фигурами.
Послушайте стихотворение и определите тему сегодняшнего урока.
(По ходу чтения стихотворения учитель на доске отмечает точки.)
Жили-были три подружки
В разных домиках своих.
Три веселых хохотушки,
Точками все звали их.
Между этими домами
Реки длинные текли,
Точки очень не хотели
Ножки промочить свои.
И тогда они решили
Между домиками взять
Сделать мостики большие,
Чтобы в гости прибегать.
– Соедините точки отрезками.
Мост с мостом соединился
(Треугольник) получился.
– Какая фигура получилась?
– Над какой темой мы сегодня будем работать?
– Что такое треугольник?
– Что вы знаете о треугольниках?
– Молодцы! Точки – это вершины, а отрезки – стороны.
– Покажите вершины (стороны) треугольника.
– А чего еще у треугольника три?
– Покажите углы треугольника. Как это можно сделать?
– Сколько всего вершин, сторон, углов у треугольника?
Треугольники
Ты на меня, ты на него
На всех на нас посмотри,
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Все в нашем городе – друзья,
Дружнее не сыскать,
Мы треугольников семья.
Нас каждый должен знать!
III. Физкультминутка
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
IV. Практическая работа
(На доске модели различных геометрических фигур.)
– Посмотрите на доску. Определите, под какими номерами треугольники?
– Как вы находите треугольники, по каким признакам?
– Что надо сравнивать у фигур, чтобы доказать, что выбран именно треугольник?
1. Сложите треугольник из счетных палочек.
– А как вы думаете – из любых трех палочек можно сложить треугольник?
– Давайте проверим.
(У детей наборы полосок разной длины.)
– Получилось? Почему?
– Так вот друзья, запомните, треугольник можно сложить не из всяких палочек. Для того чтобы из трех взятых палочек треугольник получился, обязательно нужно вот что: какие бы вы две палочки из трех не взяли, они вместе должны быть длиннее третьей.
2. Подберите три такие палочки, из которых нельзя сложить треугольник.
– Скажите: почему из них не получился треугольник?
Физкультминутка «Бабочки»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
3. – А из трех одинаковых палочек всегда можно сложить треугольник?
– Что можно сказать о его сторонах?
– Правильно. У него все стороны равны друг другу.
– А кто может сказать, как называется такой треугольник?
Работа в парах
– Изготовьте каркас равностороннего треугольника из спичек и пластилина.
– Наложите получившиеся треугольники друг на друга.
– Что вы можете сказать об углах этих треугольников?
4. – А где еще вы можете сложить модели треугольников?
– Я предлагаю вам выйти на улицу и попробовать построить там модели треугольников.
V. Практическая работа на улице
– Что такое треугольник?
– Можно ли в окружающем нас мире встретить треугольники, созданные не руками человека?
– Перечислите треугольники созданные природой (человеком).
– Мы с вами на улице. У нас нет ни тетрадей, ни карандашей, ни счетных палочек. Из чего же вы можете сложить модели треугольников?
- Камешки.
- Снежки.
- Палочки.
- Сосульки.
- Листья, а вершины можно обозначить шишками.
- Выдолбить в снегу на асфальте.
- Нарисовать.
- Вытоптать.
- Вылепить из снега.
- Вырезать из снега.
- Показать при помощи частей тела (пальцы, руки, ноги).
- Из нас построить.
Работа в группах
– Разделитесь на группы и сложите модели треугольника.
VI. Итог урока
–Понравился ли вам урок?
– Что понравилось больше всего?
– Что вы видели на уроке?
– Что слышали?
– Что делали?
– Что нового для себя узнали?
– Что такое треугольник?
– Как научить других детей находить треугольники и строить их модели?
VII. Д/з: изготовить модель треугольника (можно пользоваться любыми материалами).
Пояснительная записка (Приложение 1)
Фотографии с занятий (Приложение 2)