Урок-экскурсия "Треугольник"

15.04.2013

Тема урока: Треугольник

Цель урока:

  • систематизировать уже имеющиеся знания учащихся о треугольниках;   
  • учить детей находить треугольники и строить их модели;
  • развивать умения пользоваться математическими терминами: вершина, сторона, угол, равносторонний;
  • продолжить работу над развитием внимания, наблюдательности, памяти, речи, мышления, способности ориентироваться в окружающем мире;
  • формировать коммуникативную культуру.

Оборудование: модели треугольников, счетные палочки, спички, пластилин, наборы полосок разной длины.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Работа по теме урока (в классе).

–Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

– Сегодня  мы продолжим работу с геометрическими фигурами.      

Послушайте стихотворение и определите тему сегодняшнего урока.

(По ходу чтения стихотворения учитель на доске  отмечает точки.)

Жили-были три подружки
В разных домиках своих.
Три веселых хохотушки,
Точками все звали их.

Между этими домами
Реки длинные текли,
Точки очень не хотели
Ножки промочить свои.

И тогда они решили
Между домиками взять
Сделать мостики большие,
Чтобы в гости прибегать.

– Соедините точки отрезками.

Мост с мостом соединился
(Треугольник) получился.

– Какая фигура получилась?

– Над какой темой мы сегодня будем работать?

– Что такое треугольник?

– Что вы знаете о треугольниках?

– Молодцы! Точки – это вершины, а отрезки – стороны.

– Покажите вершины (стороны) треугольника.

– А чего еще у треугольника три?

– Покажите углы треугольника. Как это можно сделать?

– Сколько всего вершин, сторон, углов у треугольника?

Треугольники

Ты на меня, ты на него
На всех на нас посмотри,
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Все в нашем городе – друзья,
Дружнее не сыскать,
Мы треугольников семья.
Нас каждый должен знать!

III. Физкультминутка

Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.

IV. Практическая работа

(На доске модели различных геометрических фигур.)

– Посмотрите на доску. Определите, под какими номерами треугольники?

– Как вы находите треугольники, по каким признакам?

– Что надо сравнивать у фигур, чтобы доказать, что выбран именно треугольник?

1. Сложите треугольник из счетных палочек.

– А как вы думаете – из любых трех палочек можно сложить треугольник?

– Давайте проверим.

(У детей наборы полосок разной длины.)

– Получилось? Почему?

– Так вот друзья, запомните, треугольник можно сложить не из всяких палочек. Для того чтобы из трех взятых палочек треугольник получился, обязательно нужно вот что: какие бы вы две палочки из трех не взяли, они вместе должны быть длиннее третьей.

2. Подберите три такие палочки, из которых нельзя сложить треугольник.

– Скажите: почему из них не получился треугольник?

Физкультминутка «Бабочки»

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

3. – А из трех одинаковых палочек всегда можно сложить треугольник?

– Что можно сказать о его сторонах?

– Правильно. У него все стороны равны друг другу.

– А кто может сказать, как называется такой треугольник?

 Работа в парах

– Изготовьте каркас равностороннего треугольника из спичек и пластилина.

– Наложите получившиеся треугольники  друг на друга.

– Что вы можете сказать об углах этих треугольников?

4. – А где еще вы можете сложить модели треугольников?

– Я предлагаю вам выйти на улицу и попробовать построить там модели треугольников.

V. Практическая работа на улице 

– Что такое треугольник?

– Можно ли в окружающем нас мире встретить треугольники, созданные не руками человека?

– Перечислите треугольники созданные природой (человеком).

– Мы с вами на улице. У нас нет ни тетрадей, ни карандашей, ни счетных палочек. Из чего же вы можете сложить модели треугольников?

  • Камешки.
  • Снежки.
  • Палочки.
  • Сосульки.
  • Листья, а вершины можно обозначить шишками.
  • Выдолбить в снегу на асфальте.
  • Нарисовать.
  • Вытоптать.
  • Вылепить из снега.
  • Вырезать из снега.
  • Показать при помощи частей тела (пальцы, руки, ноги).
  • Из нас построить.

Работа в группах

– Разделитесь на группы и сложите модели треугольника.

VI. Итог урока

–Понравился ли вам урок?

– Что понравилось больше всего?

– Что вы видели на уроке?

– Что слышали?

– Что делали?

– Что нового для себя узнали?

– Что такое треугольник?

– Как научить других детей находить треугольники и строить их модели?

VII. Д/з: изготовить модель треугольника (можно пользоваться любыми материалами).

Пояснительная записка (Приложение 1)

Фотографии с занятий (Приложение 2)


aid: 630765