Подготовка к ГИА при повторении темы "Обособленные определения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  • Закрепление и обобщение знаний об обособленных определениях, закрепление практического навыка постановки знаков препинания при обособленных определениях.
  • Развитие творческих способностей учащихся, навыков самоконтроля и самопроверки, рецензирования при подготовке к ГИА.
  • Формирование экологического мировоззрения, воспитание любви к родному краю, чувства ответственности за свое поведение в природе и в окружающей действительности.

Оборудование: Интерактивная доска; презентация для интерактивной доски Panasonic в программе elite Panaboard book (Приложение 1); опорный конспект “Обособленные определения”; звуковые файлы: “Прогулка по лесу”, “Шум города”, аудиозапись текста для изложения; физическая карта “Альпы” (Приложение 4)

Тип урока: практикум.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Настрой на плодотворную работу.

2. Введение в тему

Слайд 1

– Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.

– Прослушайте звуковой фрагмент. (Прогулка по лесу) (открыть 1 заставку)

– Что вы услышали? Нравятся ли вам эти звуки?

(пение птиц, шуршание листьев, тишина)

– Прослушайте еще один звуковой фрагмент. (Шум города) (открыть 2 заставку)

– Что вы услышали теперь?

(Шум машин, шаги, суета)

– Озаглавьте первый и второй фрагменты. Какой из них вам больше нравится?

– Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок?

(Наступление цивилизации на природу. Экологическая тема)

– Что такое экология? (открыть 3 заставку)

(Эколомгия (от др.-греч. – обиталище, жилище, дом, имущество и – понятие, учение, наука) – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.)

3. Целеполагание. (Слайд 2)

– Сегодня на уроке у нас три цели: продолжить разговор об экологии, обобщить и систематизировать знания по теме “Обособленные члены предложения” и продолжить подготовку к ГИА.

4. Разминка (по вариантам) (Слайд 3)

Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Графически объясните расстановку знаков препинания.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
(Конституция РФ. Статья 42)

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду бережно относиться к природным богатствам являющимся основой устойчивого развития жизни и деятельности народов проживающих на территории Российской Федерации.
(Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды")

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба,/ причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением/
(Конституция РФ. Статья 42)

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам,/ являющимся основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов/, /проживающих на территории Российской Федерации/.
(Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды")

– Прокомментируйте постановку знаков препинания.

(1 предл. – однородные дополнения и обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

2 предл. – однородные сказуемые и два обособленных определения, выраженных причастными оборотами.)

– О чем говорится в важных государственных документах?

(У человека по отношению к природе есть не только права, но и обязанности)

5. Теоретическая минутка (Слайд 4)

Используя опорный конспект, расскажите о случаях обособления и не обособления определений. (Приложение 2)

6. Распределительный цифровой диктант. (Слайд 5)

В записанных на доске предложениях знаки препинания не расставлены. Распределите их на две колонки: обособленное определение – необособленное определение. В тетради записывайте только номера предложений.

  1. Весь мир, с листвой, с весенним громом,
    С нелегким каждым днем своим,
    Неповторимый и огромный,
    Для радости открылся им.
    (4 обособленных определения: 1, 2, 3 – несогласованные, 4 – согласованное)
  2. Выброшенный вулканами пепел содержит минеральные соли, в состав которых входят необходимые для растений азот, калий, магний, кальций и фосфор.
    (2 необособленных определения)
  3. Бодрым просыпался путешественник, разбуженный утренними голосами птиц, пролетевших над самой палаткой.
    (2 обособленных определения)
  4. Многие хвойные деревья выделяют убивающие болезнетворные микроорганизмы вещества.
    (1 необособленное определение)

7. Подготовка к ГИА. (Слайд 6)

Часть 1. Мини-изложение.

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – сжатое изложение по прослушанному тексту. Прослушайте текст в аудиозаписи.

Растения прежде всего – источник жизни для человека, животных и, конечно, для почвы. Растения могут спасать реки от обмеления, водоёмы – от высыхания, поля – от эрозии, города – от грязи и пыли. Поэтому во имя жизни на Земле, во имя процветания будущих поколений необходимо сохранить всё многообразие растений – бесценного дара природы. (По А. Удовицкому)

– Определите тему и основную мысль текста.

(Тема: Значение растений для жизни вообще.
Основная мысль заключена в последнем предложении.)

– Передайте содержание данного текста письменно.

Часть 2. (Слайд 7)

Тест.

– Вторая часть экзамена представляет собой тестовые задания по прочитанному тексту. Прочитайте текст вслух и выполните задания.

(1)Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле – следствие производственной деятельности человека, я заявляю категорически, что во всех областях человеческого воздействия, точках приложения его рук, силы и воли, наносится урон, чаще всего невосполнимый и необратимый. (2)Все нынешние экологические тупики упираются в одно: тут приложил своё умение и светлую голову человек.

(3)Распашка целинных земель и применение химикатов привели к оскудению и выветриванию почв. (4)Мелиорация – к изменению климата. (5)Орошение – к обмелению рек и морей. (6)Развитие промышленности – к загрязнению среды. (7) Космические испытания, бесконечные полёты повлияли на озоновый слой планеты.

(8)Вместо того чтобы лечить жизненные болячки, прислушиваться к здравому смыслу, затоптанному сапогами технического прогресса, мы взялись лечить результаты жизненных аномалий. (9)Так, мы изучаем причины роста заболеваний, способы их лечения, но в то же время увеличиваем выброс в атмосферу промышленных отходов.

(10)Становится нечем дышать в городах, исчезают некоторые виды животных, растений. (11)На смену им приходят то неизлечимые болезни, то смертельно жалящие пчёлы, выведенные в лабораториях.

(12) Во всех бедах нашего времени – общественных ли, экологических ли – видится одна причина: затоптан в грязь, забыт здравый смысл. (13)Природа мстит за себя, обороняется, и милосердие природы состоит в том, что воюет она медленно. (14)Даёт возможность подумать и остановиться. (15)А не гнать птицу-тройку – в никуда.

(16)А может быть, “гомо сапиенс” есть существо инопланетное, которое подрядилось уничтожить всё на Земле и, оставив неприкосновенной свою особу, улетит на другую планету? (По С. Полякову)

(Слайд 8)

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Какова главная причина общественных и экологических бед?”
    А) Развитие промышленности.
    Б) Затоптан в грязь, забыт здравый смысл.
    В) Человек – инопланетное существо, и ему всё равно, что происходит на земле.
    Г) Появление смертельно жалящих пчёл, выведенных в лабораториях.
    (Б)
  2. Среди предложений 3 – 7 найдите неполные предложения. Укажите их номера.
    (4, 5, 6)
  3. Выпишите грамматическую основу из предложения 9.
    (мы изучаем, увеличиваем)
  4. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
    (2)

В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите номера запятых при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

Вместо того чтобы лечить жизненные болячки,1 прислушиваться к здравому смыслу,2 затоптанному сапогами технического прогресса,3 мы взялись лечить результаты жизненных аномалий.

(2,3)

В предложении пронумерованы все запятые. Выпишите номера запятых при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле – следствие производственной деятельности человека,1 я заявляю категорически,2 что во всех областях человеческого воздействия,3 точках приложения его рук,4 силы и воли,5 наносится урон,6 чаще всего невосполнимый и необратимый.

(6)

Проверка (Слайд 10)

– Обратите внимание на картинки. Человек, создавая себе лучшие условия жизни, сам не замечает, как уничтожает себя. Если вовремя остановиться, все еще можно изменить. (Выдвинуть картинку и повернуть стрелку)

Часть 3 (Слайд 11)

Мини-сочинение на лингвистическую тему.

– Третья часть экзамена представляет собой написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенной цитате.

Вспомните, как строится рассуждение.

(Тезис, доказательства, вывод).

– Аргументы для подтверждения своих мыслей необходимо искать в прочитанном тексте.

– Ребята, сегодня мы поучимся составлять рассуждение на лингвистическую тему по заготовкам. А сделать подобную работу самостоятельно вам предстоит в 9 классе на экзамене.

– В качестве цитаты я вам предлагаю слова известного лингвиста Александра Матвеевича Пешковского, который ввел в термин “обособленные члены предложения”.

Цитата

“Согласуемые обособленные члены дают нам возможность нагружать наши выражения, не нагружая их, усложнять мысль, не усложняя её выражения”. А.М. Пешковский

– Подумайте, какой вариант введения цитаты, т.е. тезис, вы выберите.

(Слайд 12)

Вариант 1.

Известный лингвист А.М. Пешковский утверждал: “Согласуемые обособленные члены дают нам возможность нагружать наши выражения, не нагружая их, усложнять мысль, не усложняя её выражения”. Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Вариант 2.

Я согласна с высказыванием известного лингвиста А.М. Пешковского о том, что “согласуемые обособленные члены дают нам возможность нагружать наши выражения, не нагружая их, усложнять мысль, не усложняя её выражения”.

Вариант 3.

“Согласуемые обособленные члены дают нам возможность нагружать наши выражения, не нагружая их, усложнять мысль, не усложняя её выражения”, – писал ученый А.М. Пешковский. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо. Попробуем доказать это на конкретных примерах.

– Переходим к основной части. Обособления выполняют две основные функции. Они перед вами: (Слайд 13)

1) Смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.

2) Выражение с помощью выделенного члена некоего добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предложения.

– Сейчас нам нужно найти примеры из текста, подтверждающие эти функции обособленных определений. Включение примеров не должно нарушать требование связности. Используйте речевые клише. Помните, что мы должны обратиться только к предложениям с обособленными определениями. Назовите их номера.

(1, 8, 11)

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В нем четко прослеживается одна из функций обособленных определений…

Справедливость этого высказывания можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует обособленное определение для того чтобы показать…

Приведу пример, демонстрирующий … из … предложения прочитанного мною текста.

(Слайд 14)

– А теперь переходим к заключению. Заключение – вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Как бы вы закончили свое рассуждение?

Образец 1. Таким образом, обособленные члены нагружают нашу речь, не перегружая её. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед А.М. Пешковский.

Образец 2. Итак, справедливым является утверждение А.М. Пешковского: " Согласуемые обособленные члены дают нам возможность нагружать наши выражения, не нагружая их, усложнять мысль, не усложняя её выражения ".

Образец 3. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что с помощью обособленных членов выражение становится компактным, не перегруженным.

8. Подведение итогов урока

– Каким темам был посвящен сегодняшний урок?

(1. Обособленные определения.

2. Подготовка к ГИА.

3. Экология.)

– Что нового для себя вы взяли с сегодняшнего урока?

9. Рефлексия (Слайд 15)

– В таблицу на доске пометите кружочки:

Зеленый – я всё понял;
Жёлтый – у меня остались вопросы;
Чёрный – я ничего не понял.

Обособленные члены предложения Подготовка к ГИА Экология
     

10. Домашнее задание. (Слайд 16)

Посмотрите на карту Европы. В горной цепи Альп можно увидеть две вершины, Юнгфрау и Финстерааргорн. Об этих вершина И.С. Тургенев написал стихотворение в прозе “Разговор”. Прочитаем его. (Приложение 3) (Слайд 17)

– Тургенев написал это стихотворение в прозе еще в XIX веке, когда никого из нас не было. Он писал эти строки, когда понятия "экология" не существовало. Но если не было понятия – это не значит, что не было самого явления. Экология как наука о доме, о своем родном доме была всегда – трактовка была разной.

(Слайд 18)

– Какую проблему затронул автор?

– Выскажите свое мнение по проблеме, затронутой автором (5 – 7 предложений). Используйте в своей миниатюре предложения с обособленными определениями.
(Слайд 19)

Спасибо за урок.

Литература:

  1. Русский язык 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейнека, О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2010
  2. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5 – 8 классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (С 2). – Ростов н/Д: Легион, 2012
  3. Тургенев И.С. Стихотворнеия в прозе.– М.: Издательство “Детская литература”, 1972
  4. Скворцова Л.Г. Экология: дидактические материалы. /Журнал “Русский язык. 1 сентября”, № 1 2012
  5. Конституция РФ. Статья 42
  6. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
  7. http://www.gramma.ru/EDU/?id=4.10 (опорный конспект)
  8. http://muzofon.com/ (звуковые файлы)
  9. http://litirus.ru/kontrolnaya/diktantyi-s-grammaticheskim-zadaniem-na-ekologicheskuyu-temu-7-klass.html (текст для изложения)
  10. http://copy.yandex.net/?text (текст для тестовых заданий)
  11. http://know.su/link_7808_20.html (цитата А.М. Пешковского)