Работа со слабыми учащимися в процессе подготовки к ЕГЭ (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки


“Любое препятствие преодолевается настойчивостью”.
Л. да Винчи

В свете модернизации системы образования в России был введён единый государственный экзамен с целью овладения иностранным языком на школьном уровне в соответствии с мировыми стандартами. ЕГЭ является практически единственной формой проведения экзамена по иностранному языку для учащихся 11 класса в нашей стране. Поэтому в нашей школе придается огромное значение тому, какие результаты будут получены на предварительном тестировании (2 раза в год: в декабре и апреле) и на четвертных контрольных работах. Для этого проводится очень напряженная и ответственная работа в течение 2-х лет, предшествующих госэкзамену.

Если ученик заинтересован в изучении иностранного языка, то ему хочется двигаться дальше, осваивая материал, выходя, в конечном итоге на ЕГЭ. Но содержательно и психологически не все учащиеся готовы к сдаче экзамена по иностранному языку (не всем он необходим). Поэтому требуется особый подход для подготовки к нему всех участников образовательного процесса: и сильных, и средних, и слабых. Для этого мы считаем обязательным иметь разнообразные и разноуровневые типы экзаменационных заданий; менять сроки выполнения заданий по чтению, лексике, грамматике. Для каждого уровня учащихся должны быть подобраны задания различного уровня сложности. Тренировочно-диагностические работы проводятся по различным учебникам и пособиям.

Опираясь на личный опыт, полагаем необходимым иметь классы разноуровнего обучения. Не секрет, что не всем учащимся необходим иностранный язык в объеме спецшколы. Обучая слабых учащихся в неспециализированном классе (без углубленного изучения иностранного языка), необходимо проводить отбор материала, направленный на ликвидацию пробелов в знаниях этих учащихся. Крайне важным будет расширение словарного запаса учащихся, усиление их языковой подготовки, усовершенствование навыков работы учеников с лексико-грамматическими тестами. Очень существенными будут для слабых учеников индивидуальные рекомендации по подготовке к экзамену.

Работая дополнительно со слабыми учениками нужно помнить, что с ними надо прорабатывать отдельные темы и отдельные разделы программы, которые требуют дополнительной подготовки, а в последующих тренировочных работах давать задания и базового и повышенного уровня. Предлагаемые тесты рассчитаны на любой уровень учащихся, в том числе и на слабых. Следует использовать тесты, на примере КИМов с различной тематикой заданий и включающие различные по форме задания (с выбором ответов, с краткой записью ответов). Но при широком спектре заданий следует формировать умение решать задания за отведенное время. По окончании работы над каждым заданием, разделом, темой обязателен просмотр работ для анализа ошибок. Результаты прорабатываем в группах или индивидуально.

При обучении написанию творческих работ мы делаем акцент на умение рассуждать, высказывать свою точку зрения. Поскольку творческие задания ЕГЭ основаны на импровизации, то поощряется работа со словарями, энциклопедиями, оригинальной литературой, газетами, просмотр видео на иностранном языке, прослушивание аудиозаписей на иностранном языке. Это позволяет успешно изучать язык и ученикам слабого языкового уровня, обеспечить им реальную коммуникативную практику. Это также позволяет организовать и реализовать разноуровневый подход в преподавании иностранного языка.

Еще один эффективный способ подготовки к ЕГЭ слабых учащихся в неспециализированных школах – открытие профессиональных классов и (или) элективных курсов, так как количество часов на иностранном языке возрастает, что дает возможность работать со слабыми учениками более качественно и добиваться соответственно, более высоких результатов. С другой стороны, увеличивается объем материала и нагрузка на учащихся. Баланс между качеством и нагрузками будет найден, если учащиеся сами, самостоятельно будут работать над пробными вариантами и демоверсиями, выложенными на различных сайтах.

Таким образом, слабые дети будут рассчитывать свои силы, знания и умения.

Зачастую слабые школьники имеют следующие трудности: мало аудирования на уроках, не имеют понятия о разнице между эссе и рассказом, не реагируют на реплики собеседника. Учащимся недостает знаний в аналитической работе с текстом и умения создавать высказывания по плану. Ученики не имеют своей личностно-ориентированной позиции, испытывают затруднения в выборе аргументов. Данные проблемы имеются и у детей, переходящих из неспециализированных школ в школы с углубленным изучением иностранного языка.

Учитывая данные факты, необходимо оказывать систематическую помощь слабым учащимся в анализе и устранении типичных ошибок, инструктаж в ходе выполнения заданий. Вполне достижимо обеспечить прочное усвоение слабыми учащимися минимума содержания на базовом уровне, включая задания части “A” по возможности на каждом уроке в раздаточный или специально подобранный материал. Считаем также необходимым поощрять учеников, создавать положительную мотивацию для усвоения материала и, тем самым, побуждать их к дальнейшей деятельности. Нужно ставить посильные задачи и добиваться их выполнения с помощью различных заданий, проводить более частый опрос учеников, тотальную проверку всех домашних заданий, придумывать дополнительные задания, элементы контроля и самоконтроля, научить учащихся оценивать свои результаты, проводить целенаправленную работу по самоподготовке, формировать чувство времени и умение писать по существу. Домашнее задание должно быть разным для слабых, средних и сильных учащихся. При этом учащиеся должны понимать, что не наберут даже минимальных баллов, если не смогут самостоятельно выполнить задания базового уровня.

Исходя из имеющихся данных по результатам ЕГЭ, можно получить объективную информацию о слабых сторонах подготовки учеников, определить уровни усвоения знаний слабых учащихся, совершенствовать формы контроля. Следует признать, что большее количество слабых учеников пишут задания части “C” успешно. Слабые дети

стали лучше справляться с техническим оформлением и соблюдать требования логической связности текста, что свидетельствует о положительных изменениях в подготовке учащихся, а значит, их знания неуклонно возрастают, что, в свою очередь, увеличивает их шансы на поступление в ВУЗы и профессиональный рост.

Литература:

  1. Беспалько В. Педагогический анализ ЕГЭ/ Педагогическая диагностика.– 2008.– №6 с.8-50
  2. Егорова Н.В. “Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: что делать?”
  3. Чибисова М.Ю. “ЕГЭ: психологическая подготовка” .М., “Генезис”, 2004