Тема: Освоение космоса. Что мы знаем о Луне?
(Примечание: 2011 год был юбилейный год для Российской космонавтики. Современные школьники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию).
Цели и задачи: повторить и расширить знания по теме; сформировать представления о небесном теле – Луне, о ее движении вокруг Земли и размерах, а также объяснить в доступной форме смену фаз Луны. Активизировать внимание учащихся при помощи ведущего героя – куклы Незнайки, сопровождающей презентации и видеофильма (по усмотрению учителя),способствовать развитию внимания, мышления, умения слушать и слышать, довести до сознания учащихся неразрывную связь человека и космоса.
Возраст: 1-2 класс
Рекомендации: после проведения занятия желательно посещение планетария.
Оборудование: кукла Незнайка, презентация по теме (Приложение 1), ИКТ, проектор.
Ход занятия
1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся и оборудования к занятию.
2. Вступительные слова учителя:
– В нашей сегодняшней беседе, ребята, будет принимать участие известный сказочный герой Николая Носова из Цветочного города. Догадались кто он? (Незнайка).Учитель показывает куклу, которая будет присутствовать в классе, в течение всего занятия. Он принес вам несколько загадок, которые мы попробуем отгадать. Внимание на экран….
Приложение 1 (слайды №2-11)
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)
Искры небо прожигают,
А до нас не долетают. (Метеориты)
Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька. (Луна)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
Достать не могут. (Месяц)
На синий лёд
Серебряные зёрна рассыпаны. (Звезды)
3. Актуализация знаний учащихся, определение темы занятия:
– Внимательно послушайте, о чем стихи Анастасии Арвада
(чтение стихов учителем)
Солнышко вдали садится,
Чтобы за ночь остудиться...
В речку на глазах нырнуло
И, наверно, утонуло...
Ночь придёт... Луна нас встретит,
Хоть и слабо, но приветит.
Нам и звёздочки помашут,
Много разного расскажут.
– Вы прослушали стихи, отгадали загадки, так о чем же сегодня будет наша беседа? (ответы учащихся)
– Как же узнали люди о таких небесных телах как Солнце, Луна, звезды? (Высказывания детей)
4. Работа с презентацией. Обобщение и расширение представлений учащихся по теме «Освоение космоса».
– А теперь садитесь поудобнее. Вместе с Незнайкой, мы посмотрим как же люди изучали космос.
Приложение 1 (слайды №12-27).
5. Работа с презентацией и литературным произведением.
Обобщение и расширение представлений учащихся по теме «Что мы знаем о Луне?».
– А кто знает, о чем мечтал Незнайка, о каком путешествии? Царицей ночного неба, конечно, является Луна. С давних времен привлекала она взгляд человека. Нам предстоит узнать, почему ее называют месяцем. А что вы знаете о Луне? (высказывания детей) Солнце мы видим всегда круглым, а Луну только иногда. Люди давно заметили, что она все время меняет свой вид: то узенький серпик видим среди звезд, то половину диска, то весь диск. Узенький серпик называют месяцем, а весь диск – полной луной. Чтение учителем стихотворения С. Маршака (или детьми по распечатке) «Отчего у месяца нет платья».
Приложение 1 (слайды №28-31)
Самуил Маршак «Отчего у месяца нет платья»
(Сербская народная сказка)
Заглянул полумесяц к портному,
Не к небесному, а к земному.
– Сшей мне, мастер, нарядное платье.
Буду по небу в праздник гулять я.
Снял портной с полумесяца мерку,
Приглашает его на примерку.
Но всего за четырнадцать дней
Вдвое сделался месяц полней.
И в плечах и в груди ему тесно, –
Так поправился месяц небесный.
Чуть не плачет с досады портной:
– Что за бес подшутил надо мной!
Ваша светлость слегка пополнела
Иль от стирки материя села, –
Я, по правде сказать, не пойму...
Ладно! Новую мерку сниму.
Вот проходят за сутками сутки.
Не теряет портной ни минутки.
Ну, а месяц, гуляка ночной,
Стал тем временем полной луной.
Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:
– Греховодник, мошенник, злодей!
Постыдился бы добрых людей.
За последних три дня и три ночи
Платье стало тесней и короче!
Ничего не ответил портной.
Где уж спорить портному с луной!
Снял он мерку с заказчика снова:
– Будет к празднику платье готово!
Швы у платья портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко,
А уж месяц стучится в окошко.
Да не месяц, а тоненький серп:
В это время он шел на ущерб.
Не луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.
Весь затрясся от гнева портной:
– Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день, вы меняли фигуру:
То вы делались круглым, как блин,
То худым, точно этот аршин.
Шить вам платье – пустое занятье.
Оставайтесь-ка лучше без платья!
– Сколько же раз менялась в сказке форма Луны?
Бывают дни, когда Луны вовсе не видишь на небе. Это время называют новолунием. На самом деле Луна не меняет свою форму, мы видим только ту часть, которую в это время освещает Солнце, ведь Луна «ходит» вокруг Земли.
Приложение 1 (слайд №32)
– Что же ученые знают о Луне и как ее изучают?
Приложение 1 (слайды №33-40)
6. Обощение изученного материала.
(учащиеся получают распечатанные на отдельных листах – кроссворд с заданием и самостоятельно разгадывают его, с дальнейшей проверкой на экране.)
Приложение 1 (слайд №41)
- Большие круглые впадины, диаметр которых достигает 500 км, на поверхности Луны.
- Американский астронавт, впервые побывавший на Луне.
- Советский аппарат, впервые прилунившийся в 1970 году на поверхность Луны.
- Естественный спутник нашей планеты, единственное крупное небесное тело, которое вращается вокруг Земли.
- Фаза, когда обращенная к Земле сторона Луны не освещена.
- Фаза, когда мы видим освещенной всю обращенную к Земле сторону естественного спутника.
- Человек, вступивший на поверхность Луны.
7. Подведение итогов занятия.
– Сегодня на нашем занятии мы говорили о небесных телах. Назовем их хором. Что интересного о космосе, спутниках, Луне и звездах вы узнали?
- В продолжении беседы или на отдельном занятии учащимся можно предложить просмотр мультфильма «Незнайка на Луне». Союзмультфильм, 1974г. (на усмотрение учителя)
- Возможно дополнительное задание – рисунок по теме.