Цели урока:
- Обучающая: решение практических задач, связанных с пчеловодством и продуктами пчеловодства.
- Развивающая: развитие логического мышления, творческих способностей, способностей применять математические знания на практике.
- Воспитательная: формирование интереса к профессии пчеловода, подготовка к выбору профессии. Воспитание здорового образа жизни.
Ход урока
Слово учителя.
Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Чтобы выяснить, о чем будет идти речь на уроке, нужно решить следующие уравнения. Решив уравнения, найдите в таблице, какой букве соответствует ваш ответ, и составьте слово.
Решение уравнений. Расшифровка слов «пчела» и «мед».
Сообщение цели урока.
Сегодняшний урок посвятим решению задач о пчеловодстве, о продуктах пчеловодства, узнаем интересные сведения из жизни пчел и о профессии пчеловода.
Изучая математику, мы постоянно проводим параллели с повседневной жизнью, множество раз показывая, что человек на каждом шагу использует свои математические знания. И многие даже не догадываются, что математикой пользуются и другие жители нашей планеты.
Мы поговорим с вами об обыкновенной пчеле. В пчелином домике – улье – для всех работы хватает. Как только родится молодая пчела, ей поручают чистить улей: проветривать его, подметать. Делает это пчёлка, махая крылышками. Потом она становится нянькой и кормилицей личинок. Ещё несколько дней ей доверяют строить соты и принимать нектар, который приносят старшие пчёлы. И только после этого ей разрешают самую почётную работу – сбор мёда. Ранним летним утром из улья вылетают несколько самых смелых и предприимчивых пчёлок. Это пчёлы разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян. Потом разведчицы возвращаются в родной улей и начинают весёлый затейливый танец.
Они жужжат, кружатся, выделяя капли нектара. Другие пчёлы наблюдают за танцующими и прекрасно понимают язык их движений. Если поляна с цветущими растениями находится поблизости от улья, пчёлы, танцуя, движутся по кругу, а если вдалеке, то танцоры выделывают сложные пируэты, словно выписывая восьмёрки.
Самым необычным открытием оказалось, что пчёлы – “математики”. Соты, построенные ими, имеют самую прочную конструкцию, и размеры соблюдаются с небывалой точностью: угол ячейки всегда равен 109 градусов 28 минут.
Решение задач (по вариантам).
- Одна пчелиная семья при хороших природных и погодных условиях за сезон может собрать 80 кг меда. Летом 2012 года килограмм меда стоил 350 рублей. Сколько прибыли можно было получить от продажи меда, собранного одной семьей?
- У нашего фермера Семионенкова М.В. есть 8 пчелиных семей. В этом сезоне он получил от каждой семьи в среднем 60 кг меда. Какую прибыль он получил?
Особенно велика роль пчел в повышении урожая сельскохозяйственных культур. Опытами установлено, что при пчелоопылении урожай гречихи повышается на 35-50%, подсолнечника не 25-40%, плодовых и ягодных культур на 30-50%, а семян клевера красного и люцерны на 200-300% и более. Медоносные пчелы отличаются от сельскохозяйственных животных тем, что они сами заготавливают себе запасы корма.
Решение задач (по вариантам)
- Пчела собирает мед на территории с радиусом 2км. Найдите площадь этой территории и выразите в гектарах.
- Рабочая пчела пролетает без меда 2км за 2 минуты. Какова скорость пчелы, выразите в км/час.
Ученик.
По строению тела и выполняемой функции в составе нормальной пчелиной семьи различают три формы особей – матку, рабочих пчел и трутней. Матка выполняет только одну функцию – откладывает яйца, из которых развиваются все особи, рабочие пчелы, трутни и молодые матки. В пчелиной семье бывает только одна матка, она живет до 5 лет.
Трутни – самцы, отличаются крупными размерами тела. У них нет приспособлений для сбора пыльцы, у них утрачен инстинкт сбора пищи, а поэтому питаются только готовой пищей, собранной пчелами. Трутни никакой работы в семье не выполняют. Тем не менее, они нужны в течение всего весенне-летнего периода для спаривания с молодыми неплодными матками. После прекращения медосбора пчелы избавляются от трутней, изгоняя их из гнезда, и трутни погибают.
Рабочие пчелы – основное население улья. Это женские особи пчелиной семьи с недоразвитыми половыми органами. В течение своей жизни каждая пчела выполняет различные функции, в зависимости от возраста и состояния. Первые три дня после рождения пчела чистит ячейки и полирует их прополисом. Нечищеные ячейки матка бракует и не откладывает в них яйца. В возрасте 4-12 дней пчела исполняет обязанности кормилицы. Сначала она кормит личинок старше 3-дневного возраста, а затем – и более молодых. В возрасте 12-18 дней пчелы выделяют воск, строят новые соты, исправляют старые. В этом же возрасте пчелы становятся приемщицами нектара и сторожами у летка. Кроме того, они очищают улей от различного сора. Эти же пчелы занимаются переработкой в мед нектара, из которого они удаляют излишки влаги. Определенной густоты медом пчелы заполняют ячейки и запечатывают их восковыми крышечками. Несут пчелы и сторожевую службу у летка. Определив чужака по запаху, сторожевая пчела старается убить его жалом, в чем ей помогают и другие сторожа. Повзрослев еще больше, пчелы начинают вылеты за нектаром, пыльцой, прополисом, водой. Труд пчелы приносит семье 50 мг воска, 1,5 г перги и 4 г меда.
Решение задачи.
В зрелом мёде помимо различных веществ содержится 16% воды. Мёд тяжёлый продукт. В 1 литре содержится 1, 45 кг мёда.Сколько воды содержится в трёхлитровой банке мёда? Выразить в граммах.
Ученик. К продуктам пчеловодства относятся мед, воск, прополис, маточное молочко, цветочная пыльца и пчелиный яд. Мед является уникальным продуктом питания, обладающим диетическими лечебными свойствами. Он обладает бактерицидными свойствами – губительно действует на бактерии.
Воск – продукт, вырабатываемый в организме пчел, имеет сложный химический состав. В основном используется для изготовления вощины на воскозаводах. В настоящее время воск находит применение более чем в 50 отраслях народного хозяйства. В медицине пчелиный воск применяется при изготовлении пластырей, свечей, лечебных кремов, а также в ортопедической стоматологии. Он служит основанием для многих препаратов, входит в состав питательных, вяжущих, очистительных, отбеливающих, охлаждающих кремов или масок, губной помады, румян, средств для окраски ресниц, бровей и т.д.
Прополис – продукт переработки пчелами смолистых веществ, собираемых с почек и коры некоторых лиственных и хвойных пород деревьев, а также с кустарников и трав. Это вещество зелено-бурого или коричневого цвета, с приятным запахом тополиных почек, меда, воска и ванили. Научная медицина открыла, что прополис обладает антимикробным, противовоспалительным, противовирусным, биостимулирующим, капилляроукрепляющим, регенерирующим действием. Прополис убивает все микробы, обезболивает, ускоряет заживление ран и действует на организм общеукрепляющее, т.е обладает такими свойствами, которыми не обладает ни одно лекарство. Поэтому препараты прополиса в медицине применяют в хирургии, дерматологии, педиатрии, стоматологии, а также при лечении болезней желудка и кишечника, при воспалительных, инфекционно-простудных заболеваниях органов дыхания, включая туберкулез легких.
Цветочная пыльца и перга имеют очень сложный и богатый химический состав. Применяются при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, почек, печени, сердечно-сосудистой системы, атеросклероза, анемии.
Маточное молочко – сметанообразная, непрозрачная масса молочно-белого цвета, слегка жгучего, кисло-сладкого вкуса и специфического аромата. Оно оказывает тонизирующее, восстанавливающее воздействие на организм человека.
Пчелиный яд – секрет особой железы в организме пчел, который выделяется через сложный аппарат – жало. Он обладает противовоспалительными свойствами, стимулирует работу сердечной мышцы, снижает повышенное кровяное давление, уменьшает холестерин в крови, повышает общий тонус организма, возбуждает деятельность защитных сил организма.
Решение задачи.
- При туберкулезе легких можно приготовить лекарственный препарат, состоящий из одной части сока алоэ, трех частей меда, пяти частей измельченного грецкого ореха. Принимать по 4 столовые ложки 3 раза в день до еды. Сколько надо взять каждого компонента, чтобы приготовить 900 г такого лекарства?
Ребята! Таким образом, мы сегодня на уроке ознакомились с некоторыми сведениями из жизни пчел, решали задачи, связанные с пчеловодством.
Скажите, что мы можем перенять из образа жизни пчёл?
(Трудолюбие, целеустремленность, дружбу, усердие, настойчивость в достижении необходимого результата).
Какие выводы можете сделать после этого урока?
Выступление учащихся о пчеловодстве. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)
Может быть некоторые из вас, повзрослев, станут пчеловодами или захотят содержать в своем хозяйстве пчелиные семьи. Пусть этот урок станет для вас начальной точкой в выборе профессии.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Собрать рецепты, в которых присутствуют продукты пчеловодства, составить одну задачу о пчеловодстве.