Пояснительная записка
Программа курса «Уроки рисования в Inkscape» предназначена для учащихся 9-х классов, желающих расширить свои знания о многообразии графических программ, получить более глубокое понимание принципов построения и хранения графических изображений, получить навыки создания оригинальных графических изображений.
Возможности графических программ различны, однако существуют общие принципы их построения. Изучение данного курса предполагает работу в графическом редакторе Inkscape. В течение 16 уроков учащиеся познакомятся с основными принципами создания иллюстрации в редакторе.
Inkscape – объёмный программный продукт, поэтому рассмотрение всех его возможностей выходит за рамки данного курса.
Цели и задачи курса
Цели:
- рассмотреть основные возможности графической программы Inkscape;
- научиться создавать собственные изображения, используя инструментарий программы Inkscape.
Задачи курса:
- закрепление знаний, полученных в рамках изучения базового курса, и расширение спектра новых знаний о принципах построения и хранения графических изображений;
- повышение уровня технологических навыков компьютерной обработки изображений;
- применение полученных знаний для создания и редактирования графических изображений;
- формирование навыков самостоятельной деятельности по изучению возможностей графических программ, навыков использования встроенных справочных систем;
- повышение интереса учащихся к предмету «Информатика»;
- поддержание высокого уровня творческой активности учащихся.
Формы организации занятий
Занятия в рамках изучения данного курса построены в виде лекций, где вводятся новые понятия. Лекции проводятся с обязательным показом презентаций по разделам курса, а также графических изображений, созданных школьниками прошлых лет.
Необходимой формой проведения занятия является также практическая работа, где учащиеся выполняют задание для получения основных навыков работы с программой.
Одной из форм работы могут быть занятия – семинары (занятия - исследования), где учащиеся сначала вместе с учителем разбирают алгоритм создания иллюстрации, а затем самостоятельно выполняют алгоритм, внося в него свои идеи и замыслы. Каждый учащийся создает иллюстрацию на заданную тему. Итогом такого занятия должно стать овладение всеми учащимися полным спектром возможностей работы с данной программой.
В ходе изучения курса оцениваются текущие графические работы по точности выполнения требований к заданию, а также уровень самостоятельности, проявленный при выполнении задания и изучении программы. Форма итогового контроля – индивидуальная творческая работа, выполненная в виде объектов оформления школьного уголка, расписания уроков, обложки компакт-диска и т. д.
Образовательные результаты
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
- о принципах построения и хранения графических изображений;
- о разновидностях графических программ и их назначении:
- о различных форматах графических файлов.
Учащиеся должны уметь:
- запускать и завершать работу с графическими программами;
- выполнять дисковые операции с графическими файлами;
- создавать и редактировать графические изображения;
- осуществлять экспорт и импорт файлов.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1, 2 | Компьютерная графика. Графический редактор Inkscape. Основные операции над объектами | 1 | 1 |
3, 4 | Геометрические примитивы. Алгоритм построения фигур. | 0,5 | 1,5 |
5, 6 | Методы комбинирования объектов. | 0,5 | 1,5 |
7, 8 | Система цветов в компьютерной графике. Заливка объекта и контура. | 0,5 | 1,5 |
9, 10 | Создание рисунков из кривых | 0,5 | 1,5 |
11, 12 | Преобразования в кривые. Работа с текстом. | 0,5 | 1,5 |
13, 14 | Импорт и экспорт в Inkscape. | 0,5 | 1,5 |
15, 16 | Творческая работа | 2 | |
Всего: | 4 | 12 | |
Итого: | 16 часов |
Конспекты уроков
Урок 1–2
Тема: Компьютерная графика. Графический редактор Inkscape.
Цель урока: обобщить знания по теме компьютерная графика; познакомить с возможностями и особенностями векторного редактора Inkscape, с инструментом для выделения объектов, и научить выполнять операции над объектами.
План урока:
- Презентация курса.
- Повторение и систематизация теоретического материала базового курса информатики по теме «Обработка графической информации».
- Знакомство с графическим редактором Inkscape [Приложение 1].
- Выполнение практической работы [Приложение 2].
- Домашнее задание: Составить кроссворд по теме: «Компьютерная графика».
Урок 3-4
Тема: Геометрические примитивы. Алгоритм построения фигур.
Цель урока: научиться создавать графические иллюстрации, из простых графических примитивов: прямоугольник, эллипс, звезда, спираль в редакторе Inkscape.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала. Показ презентации «Инструменты рисования» [Приложение 3].
- Выполнение практической работы [Приложение 4].
- Домашнее задание: Нарисовать в векторном графическом редакторе животное, используя в качестве составляющих элементов геометрические фигуры.
Урок 5-6
Тема: Методы комбинирования объектов.
Цель урока: познакомить с методами комбинирования объектов и научить использовать эти методы при создании иллюстраций в редакторе Inkscape.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала. Показ презентации «Методы комбинирования объектов» [Приложение 5].
- Выполнение практической работы [Приложение 6].
- Домашнее задание: Подготовить в векторном графическом редакторе рисунок, используя в качестве составляющих элементов только геометрические фигуры и операции над графическими объектами (объединение, пересечение, разность, разделение).
Урок 7-8
Тема: Система цветов в компьютерной графике. Заливка объекта и контура.
Цель урока: расширить знания учащихся о системе цветов в компьютерной графике; научить выбирать цвет и создавать иллюстрацию, используя собственную палитру в редакторе Inkscape.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала. Показ презентации «Система цветов в компьютерной графике» [Приложение 7].
- Выполнение практической работы [Приложение 8].
- Воспроизведение изученного материала. Создание иллюстрации «Роспись шкатулки» [Приложение 9].
- Домашнее задание: Раскрасить животное, созданное ранее, используя различные цветовые заливки.
Урок 9-10
Тема: Создание рисунков из кривых.
Цель урока: научиться создавать иллюстрации из кривых с использованием заливки из нескольких цветовых переходов в редакторе Inkscape.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала. Показ презентации «Конструирование кривой» [Приложение 10].
- Выполнение практической работы «Создание рисунков из кривых» [Приложение 11].
- Воспроизведение изученного материала. Создание иллюстрации «Закат» [Приложение 12].
- Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию «Рыбки в аквариуме», используя для основы рыбку созданную в классе.
Урок 11-12
Тема: Преобразования в кривые. Работа с текстом.
Цель урока: научиться создавать иллюстрации, используя преобразование фигур в кривые и редактировать, форматировать текстовые объекты.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала. Создание иллюстрации «Натюрморт» [Приложение 13]
- Изучение нового материала. Выполнение практической работы [Приложение 14].
- Домашнее задание: Нарисовать макет календаря на январь 2009 года, используя навыки работы с текстом.
Урок 13-14
Тема: Импорт и экспорт в Inkscape.
Цель урока: закрепить умение создавать иллюстрации, используя текстовые объекты и научиться экспортировать и импортировать рисунки в редакторе Inkscape.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала. Создание иллюстрации «Часы» [Приложение 15]
- Изучение нового материала. Создание иллюстрации «Обложка диска» [Приложение 16].
- Домашнее задание: Подумать над темой творческой работы и подготовить необходимые растровые и векторные изображения.
Урок 15-16
Тема: Создание иллюстрации на свободную тему.
Цель урока: проверить практические знания, умения и навыки учащихся, полученные в результате проведения курса .
План урока:
- Организационный момент.
- Выполнение творческой работы.
Темы творческих работ- Создание обложки книги.
- Создание обложки диска.
- Создание календаря.
- Создание плаката.
- Создание иллюстрации любимых героев.
- Выставка работ.
- Рефлексия курса.
ЛИТЕРАТУРА:
- Дуванов А.А. Рисуем на компьютере. Книга для учителя. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005.-288 с.: ил.
- Дуванов А.А. Web-конструирование. Элективный курс.-СПб.: БХВ-Петербург, 2006.-432 с.: ил.
- Залогова Л.А. Компьютерная графика/Практикум Л.А. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. - 320 с.: ил.
- Подосенина Т.А. Искусство компьютерной графики для школьников. - СПб:БХВ-Петербург, 2004. - 240 с.:ил.
- Энциклопедия Википедия www.wikipedia.org