Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма проведения: игра.
Цели урока:
- Обучающая: обобщение и систематизация знаний, проверка усвоения учащимися понятий по теме; вспомнить природные явления, связанные с погодой.
- Развивающая: продолжить формировать умения в построении графиков хода температур, розы ветров, диаграмм; умения определять метеорологические приборы и их назначение; развитие мышления, умения сравнивать, сопоставлять; показать учащимся практическую значимость знаний о погоде.
- Воспитательная: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативной культуры.
Оборудование урока: географические атласы, метеорологические приборы, листы с заданиями, карточки для контроля знаний учеников.
План урока:
- Организационный момент.
- Проведение игры.
- Итоги урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
Сегодня на уроке мы в форме игры повторим тему «Атмосферу». Мы посетим географические станции, на которых эксперты будут оценивать ваши знания и умения. Мы сейчас вам представим помощников-экспертов, с которыми мы разбирали и готовили задания. Первый ученик-эксперт будет проверять термины по теме, второй – приборы, третий – умения решать задачи, четвёртый – умение строить графики, пятый – природные явления, связанные с погодой.
Каждый ученик получает свой маршрутный лист с заданиями и карточку для контроля. Вызываются ученики-эксперты, они занимают свои места за столами. Класс делится на 5 команд (по 4 ученика в команде). За каждый стол садится одна команда. Им задаются вопросы согласно тематике, ученики-эксперты оценивают учеников. Ученики проходят все географические станции, после ответов на всех этапах ученики сдают учителю свои листы с оценками. Во время прохождения станций ученики могут повторить материал, прослушать ответы товарищей.
Географическая станция-1 «Термины»
- Что называется атмосферой?
- Что такое ветер? Причина его возникновения.
- Что такое атмосферное давление? Единицы его измерения.
- Что называют абсолютной влажностью воздуха? В чём она измеряется?
- Что такое погода и климат?
- Что называют относительной влажностью воздуха? В чём она измеряется?
- Что такое бриз и муссон?
- Что такое облачность? Назовите виды облаков.
- Что называется атмосферными осадками? Перечислите их виды.
- Что называют туманом, облаком? В чём их отличие?
Географическая станция-2 «Синоптик»
1. Постройте график хода температуры воздуха за год по следующим данным:
1.Постройте график хода температуры воздуха за год по следующим данным:
Январь -12
Февраль -15
Март -7
Апрель +4
Май +8
Июнь +16
Июль +18
Август +19
Сентябрь +11
Октябрь +4
Ноябрь -8
Декабрь -11
2. Начертите диаграмму количества осадков по следующим данным: (10мм – две клетки)
Январь – 50мм
Февраль – 60мм
Март – 80мм
Апрель – 55мм
Май – 68мм
Июнь – 42мм
Июль – 68мм
Август – 46мм
Сентябрь – 68мм
Октябрь – 86мм
Ноябрь – 64мм
Декабрь – 84мм
3. Построить розу ветров по следующим данным:(число означает количество дней)
Северный – 6
Восточный –1
Южный – 4
Западный – 5
Северо-восточный – 3
Юго-восточный – 1
Юго-западный – 4
Северо-западный – 6
Географическая станция-3 «Метеоролог»
Ученикам предлагаются метеорологические приборы:
Термометр, барометр, флюгер, гигрометр. Каждый прибор обозначен своим номером. Ученики должны определить прибор и рассказать о его назначении.
Географическая станция-4 «Бюро прогнозов»
- Какие вы знаете атмосферные явления?
- Как атмосферные явления оказывают влияние на жизнь и деятельность человека?
- Можно ли предсказать погоду?
- Какие народные приметы о погоде вы знаете?
- Проанализируйте данную ситуацию.
Пошёл сильный дождь. «Как легко дышать, как свеж и прозрачен воздух после дождя», очень часто говорят в таких случаях. О каком воздухе идёт речь?
Географическая станция-5 «Математик»
- Определить среднюю температуру за сутки: +12,+14,+18,+10.
- Определите амплитуду температур – +10, -6.
- Высчитайте температуру на вершине горы 5000м, если у подножья +18.
- Определить высоту горы, если на её вершине – 5, а у подножья – +6.
- Чему равняется атмосферное давление на высоте 4000м, если над уровнем моря – 760мм.рт.ст.?
Во время ответов учеников ученикам-консультантам свободным ученикам могут быть предложены задания:
- Изобразить на бумаге в виде рисунка одну из народных примет о погоде.
- Придумать сводку о погоде.
- Влияет ли климат на традиции народа? Если да, то приведите примеры.
Заключительный этап урока – подведение итогов.
В конце урока анализируются типичные ошибки, допущенные учениками.
Выставляются оценки по маршрутным листам с учётом активности ученика.
Ученикам предлагается ответить на вопрос, что понравилось в игре, а что нет.
Какие вопросы остались для них не понятыми.
Ученики анализируют свою работу на уроке:
Я на уроке: работал в команде, закреплял географические понятия, решал задачи, строил графики, диаграммы, делал выводы, сравнивал, обобщал.
Домашнее задание: повторить определение по теме; подобрать стихи или отрывки из литературных произведений, посвящённых данной теме.
Маршрутный лист ученика (Приложение 1).