Обобщающий урок-игра по теме "Атмосфера"

Разделы: География


Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения: игра.

Цели урока:

  • Обучающая: обобщение и систематизация знаний, проверка усвоения учащимися понятий по теме; вспомнить природные явления, связанные с погодой.
  • Развивающая: продолжить формировать умения в построении графиков хода температур, розы ветров, диаграмм; умения определять метеорологические  приборы и их назначение; развитие мышления, умения сравнивать, сопоставлять; показать учащимся практическую значимость знаний о погоде.
  • Воспитательная: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативной культуры.

Оборудование урока: географические атласы, метеорологические приборы, листы с заданиями, карточки для контроля знаний учеников.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проведение игры.
  3. Итоги урока. Рефлексия.
  4. Домашнее  задание.

Ход урока

Сегодня на уроке мы  в форме игры повторим тему «Атмосферу». Мы посетим географические станции, на которых эксперты будут оценивать ваши знания и умения.  Мы сейчас вам представим  помощников-экспертов, с которыми мы разбирали и готовили задания. Первый ученик-эксперт будет проверять  термины по теме, второй – приборы, третий – умения решать задачи, четвёртый – умение строить графики, пятый – природные явления, связанные с погодой.

Каждый ученик получает свой маршрутный  лист с заданиями и карточку  для контроля. Вызываются ученики-эксперты, они занимают свои места за столами. Класс делится на 5 команд (по 4 ученика в команде). За каждый стол садится одна команда. Им задаются  вопросы согласно тематике, ученики-эксперты оценивают учеников. Ученики проходят все географические станции, после ответов на всех этапах ученики сдают учителю свои  листы с оценками. Во время прохождения станций  ученики могут повторить  материал, прослушать ответы товарищей.

Географическая станция-1 «Термины»    

  1. Что называется атмосферой?
  2. Что такое ветер? Причина его возникновения.
  3. Что такое атмосферное давление? Единицы его измерения.
  4. Что называют абсолютной влажностью воздуха? В чём она измеряется?
  5. Что такое погода и климат?
  6. Что называют относительной влажностью воздуха? В чём она измеряется?
  7. Что такое бриз и муссон?
  8. Что такое облачность? Назовите виды облаков.
  9. Что называется атмосферными осадками? Перечислите их виды.
  10. Что называют туманом, облаком? В чём их отличие?

Географическая станция-2 «Синоптик»  

1. Постройте график хода температуры воздуха за год по следующим данным:

1.Постройте график хода температуры воздуха за год по следующим данным:
Январь         -12
Февраль       -15
Март             -7
Апрель         +4
Май              +8
Июнь            +16
Июль            +18
Август          +19
Сентябрь      +11
Октябрь        +4
Ноябрь          -8
Декабрь        -11 

2. Начертите диаграмму количества осадков  по следующим данным: (10мм – две клетки)

Январь – 50мм
Февраль – 60мм
Март – 80мм
Апрель – 55мм
Май – 68мм
Июнь – 42мм
Июль – 68мм
Август – 46мм
Сентябрь – 68мм
Октябрь – 86мм
Ноябрь – 64мм
Декабрь – 84мм

3. Построить  розу ветров по следующим данным:(число означает количество дней)

Северный – 6
Восточный –1
Южный – 4
Западный – 5
Северо-восточный – 3
Юго-восточный – 1
Юго-западный – 4
Северо-западный – 6

Географическая станция-3 «Метеоролог»

Ученикам предлагаются метеорологические приборы:

Термометр, барометр, флюгер, гигрометр. Каждый прибор обозначен своим номером. Ученики должны определить  прибор и рассказать о его назначении.

Географическая станция-4 «Бюро прогнозов»

  1. Какие  вы знаете атмосферные явления?
  2. Как атмосферные явления оказывают влияние на жизнь и деятельность человека?
  3. Можно ли предсказать погоду?
  4. Какие народные приметы о погоде вы знаете?
  5. Проанализируйте данную ситуацию.

Пошёл сильный дождь. «Как легко дышать, как свеж и прозрачен воздух после дождя», очень часто говорят в таких случаях. О каком воздухе идёт речь?

Географическая станция-5 «Математик»

  1. Определить среднюю температуру за сутки: +12,+14,+18,+10.
  2. Определите амплитуду температур – +10, -6.
  3. Высчитайте температуру на вершине горы 5000м, если у подножья +18.
  4. Определить высоту горы, если на её вершине – 5, а у подножья – +6. 
  5. Чему равняется атмосферное давление на высоте 4000м, если над уровнем моря – 760мм.рт.ст.?

Во время ответов учеников ученикам-консультантам свободным ученикам могут быть предложены задания:

  1. Изобразить на бумаге  в виде рисунка одну из народных примет о погоде.
  2. Придумать сводку о погоде.
  3. Влияет ли климат на традиции народа? Если да, то приведите примеры.

Заключительный этап урока – подведение итогов.

В конце урока  анализируются типичные ошибки, допущенные учениками.

Выставляются оценки по маршрутным листам с учётом активности ученика.

Ученикам предлагается  ответить на вопрос, что понравилось в игре, а что нет.

Какие вопросы остались для них не понятыми.

Ученики анализируют свою работу на уроке:

Я на уроке: работал в команде, закреплял географические понятия, решал задачи, строил графики, диаграммы, делал выводы, сравнивал, обобщал.

Домашнее задание: повторить определение по теме; подобрать стихи или отрывки из литературных произведений, посвящённых данной теме.


Маршрутный лист ученика (Приложение 1).