Обобщающий урок по теме "Южная Америка"

Разделы: География


Цель урока: обобщить знания по теме “Южная Америка”.

Задачи урока:

  1. Систематизировать и закрепить знания по теме “Южная Америка”;
  2. Продолжить формировать географическое мышление, устную речь, умение работать с географической картой, делать самостоятельные выводы;
  3. Способствовать углублению интереса к предмету, развитию воображения, воспитание коллективизма, чувство ответственности за результаты своей работы.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Формы работы:  индивидуальная, фронтальная, дифференцированный подход, творческий подход.

Методы:  частично-поисковый и исследовательский, направлен на развитие мышления, а также на закрепление и совершенствование приобретенных знаний.

Форма проведения урока: игра “На далёкой Амазонке не бывал я никогда”.

Оборудование: чёрный ящик, картофель, кукуруза, жетоны, учебник И.В. Душина, В.А. Коринская, атлас 7 класс, настенная физическая карта мира, политическая карта мира, физическая карта Южной Америки.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

План урока:

  1. Введение в игру.
  2. Ход игры.
  3. Подведение итогов.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Орг. момент. Подготовка к основным этапам урока.

– Здравствуйте ребята! Садитесь.

2. Повторение и обобщение пройденного материала.

– Мы закончили с вами изучать целый материк – Южную Америку, познакомились с рельефом, климатом, внутренними водами, природными зонами материка, с народами и странами. Сегодня мы повторим, обобщим свои знания, проверим их на прочность, вспомним всё, что изучили.

– Наш урок пройдёт в необычной форме, в виде игры, называется она “На далёкой Амазонке не бывал я никогда” (слайд 1). Мы вместе отправимся в далёкое путешествие на материк – красот и чудес.

Путешествие будет проходить по следующим станциям:

Слайд 1. (название станций)

– На каждой станции мы будем выполнять задания на определенную тематику. За правильный и чёткий ответ вы будете получать жетоны. По количеству набранных в ходе урока жетонов получите оценку. Критерии оценки написаны на доске, на них вы и должны ориентироваться.

– Итак, мы отправляемся в далёкое путешествие на материк Южная Америка.

– Первая наша станция называется “Разминка”. (Слайд 2)

– На этом этапе я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны быстро, без предварительной подготовки, ответить.

– Какой океан омывает западные берега Южной Америки? (Тихий океан)

– Море на севере материка? (Карибское)

– Крайняя западная точка материка? (м. Париньяс)

– Самая крупная по площади низменность? (Амазонская)

– Горы на западе Южной Америки, самые длинные горы в мире? (Анды)

– Полупустыня на юге материка, место приключений героев Ж. Верна? (Патагония)

– Какой язык нужно знать, чтобы общаться с жителями Бразилии? (португальский)

– Как переводится название дерева кебрачо? (Сломай топор)

– Ветры, больше всего влияющие на климат восточного побережья Южной Америки? (пассаты)

– Самый высокий водопад мира. (Анхель)

– Как переводится слово “Анды”? (медные горы)

– Один из крупнейших притоков Амазонки? (Мадейра)

– Второе название южноамериканской степи. (Пампа)

– Высшая точка в Южной Америки? (г. Аконкагуа)

– Самое крупное из высокогорных озёр? (Титикака)

– “Серебрянная низменность”. (Ла-Платская)

– Хищная рыба в Амазонке? (Пиранья)

– Лес, богатый растительным и животным миром? (экваториальный)

– Какие три расы сложились на материке? (монголоидная, негроидная, европеоидная)

– Территория, какой части Южной Америки покрыта джунглиями? (Северной)

– Молодцы! С первым заданием вы справились хорошо, едем дальше, на этапе “Найди меня и покажи с помощью географической карты по заданным координатам нужно определить географические объекты и показать их на физической карте Южная Америка.

Слайд 3.

2 этап: “Найди меня и покажи”

Координаты:

4°ю.ш. и 82°з.д – м. Париньяс.
32° ю.ш. и 70° з.д – г. Аконкагуа.
5°с.ш и 65°з.д.– вдп. Анхель.
16°ю.ш и 48° з.д.– г. Бразилиа.

– Молодцы! Теперь я уверена, вы сможете сориентироваться на любой местности и найти путь домой.

– Продолжаем наше интересное и увлекательное путешествие.

Слайд 4.

– Остановка “Имена”.

Здесь нужно узнать по портрету путешественника или исследователя, кратко рассказать о его вкладе в науку география.

– Кто изображён на рисунке под номером 1?

– Х. Колумб.

– Что вы знаете о нём?

– Ответ уч-ся.

– Следующий рисунок. Кто это?

– А. Веспуччи. Его именем был назван материк………..

– На третьем рисунке……..А. Гумбольд – немецкий географ и путешественник, который изучал природу Южной Америки, собрал много данных о её рельефе, растительности, описал течение у западных берегов, объяснил его значение для климата прибрежных районов, а также обосновал идею высотной поясности.

– И на четвёртом рисунке изображён…….Н. И. Вавилов – советский ботаник, который во время своих экспедиций установил центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений – картофеля, томата, фасоли и др.

Слайд 5.

– С путешественниками вы хорошо знакомы, а как хорошо знаете вы рельеф Южной Америке? Мы подошли с вами к остановке:

“Исключи лишние”

– Ребята, внимательно посмотрите на экран, я предлагаю вам исключить объекты, не относящийся к Южной Америке, показать их на физической карте мира.

Бразильское плоскогорье
Большой Водораздельный хребет
Гвианское плоскогорье
Эфиопское нагорье
Влк. Килиманджаро
Ла-Платская низменность
Оринокская низменность
Центральная низменность
Анды
Кордильеры

– Итак, в Южной Америке нет следующих объектов: Большой Водораздельный хребет (в Австралии), Центральная низменность (Австралия), влк. Килиманджаро (Африка), Эфиопское нагорье (Африка), Коордильеры (С. Америка)

– Покажите на физической карте Бразильское плоскогорье, Гвианское нагорье, Ла-Платскую низменность, Оринокскую низменность, Анды.

– Молодцы! мы с вами вспомнили рельеф не только Ю.А, но и рельеф ранее изученных материков, и материков, которые нам ещё предстоит изучить.

– Ребята, наш путь продолжается.

Следующая станция “Объясните"

Слайд 6.

– Этот этап сложный. Здесь вам нужно показать более глубокие знания, вопросы на определение причинно-следственных связей.

Вопросы:

  1. Почему Ю.А является самым влажным материком на Земле? Назовите не менее 3-х причин. (Во-первых, основная часть материка находится в экваториальных широтах, где всегда жарко и влажно, вследствие низкого давления и большого испарения, во-вторых, пассаты – ветра, идущие с Атлантического океана приносят на материк много влаги, не имея на своём пути никаких преград – высоких гор, они доходят до предгорий Анд, в – третьих, обильное количество осадков приносят тёплые Гвианское и Бразильское течения, воздух над которыми постоянно влажный)
  2. Как бы изменился климат Ю.А, если бы Анды находились на востоке материка? (Анды бы задерживали пассаты, следовательно, восточное побережье было бы сильно увлажнено, в центре и на западном побережье образовались пустыни, из-за воздействия холодного Перуанского течения)
  3. Западное побережье Ю.А является зоной частых, нередко катастрофических землетрясений. Как можно это объяснить? (Горная система Анд расположена на месте столкновения двух литосферных плит – тихоокеанской и южноамериканской, движения которых вызывает землетрясения)

– Отлично! Вы успешно справились с этим заданием.

– Двигаемся дальше.

Слайд 7. “Плывём по течению”

– Ваша задача, назвать крупные озёра и реки материка, показать их на карте, и дать описание одной из крупных рек (на выбор уч-ся)

– Ю.А – очень богата водами рек и озёр, которые играют огромную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности, и, конечно же, оказывают большое влияние на богатый растительный и животный мир, о котором мы поговорим далее.

Слайд 8. “Флора и фауна”

– Ваша цель назвать растение и животное, в какой природной зоне они живут. (Дополнительный вопрос: что вы знаете о данном растении или животном из биологии?)

Животные:

Капибара (брега реки Амазонка)
Страус Нанду (саванна)
Лама (степные нагорья Анд)
Ленивиц (экваториальный лес)

Растения:

сейба
гевея бразильская
кебрачо
кофейное дерево

– Для многих растений, которые мы выращиваем и используем в пищу Америка является родиной, т.е. к нам пришли оттуда.

– В чёрном ящике находится культурное растение, которое часто называют вторым хлебом. В Европе впервые появилось в Испании, и Англии благодаря Х. Колумбу. В Россию мешок с плодами растения прислал из Голандии Пётр 1. При царском дворе его называли “тартуфель” и подавали только на банкетах. Как же его называют? (картофель)

– У древних народов Америки это растение было в особом почёте. Ему посвящались стихи, песни, легенды, религиозные ритуалы. Бога дождя изображали с этим растением. В Европе впервые узнали об этом растении от Х. Колумба, сейчас его можно встретить во многих местах земного шара, много его на Кавказе. Плоды вкусны, из них делают муку, крахмал, масло, сироп, консервы. Индейцы готовят из плодов хлеб и кашу. Индейское название этого растения – маис. А как называем его мы? (кукуруза)

– А какие культурные растения, кроме картофеля, кукурузы завезли в Россию?

– Фасоль, томат, кофе арахис, ананас,……

– Из удивительно красивой природы материка с разнообразным животным и растительным миром, мы переходим на станцию “Страны”

Слайд 9. “Страны”

– По описанию угадай страну, назови столицу, покажи её на политической карте.

  1. Когда Колумб в 1492 году впервые увидел этот остров – страну с “буйной” растительностью и спускающимися к морю горами, он, по преданию, воскликнул: “Это чудо”. В 1804 г. негры – рабы покончили с французским господством и основали первую независимую негритянскую колонию (Гаити)
  2. Эта страна – занимает почти половину площади материка. Её население отличается сложным составом, включает индейцев, негров, представителей европеоидной расы. Природа страны разнообразна, территория её изрезана густой сетью полноводных рек и покрыта чащей вечнозелёных дебрей. Климат здесь сменяется по мере движения с севера на юг – от экваториально до субтропического. (Бразилия)
  3. Испанские завоеватели, давшие имя стране от латинского слова “серебро”, не нашли в ней драгоценных металлов, за которыми охотились. Это вторая по площади страна Ю.А. Особую группу населения составляют гуачо. (Аргентина)
  4. Эта страна – древнейших цивилизаций. Название страны происходит от искажённого индейского слова “биру” – река. Население страны составляют индейцы, потомки испанцев и метисы. В стране два государственных языка – кечуа, испанский. Она богата рудными полезными ископаемыми и плодородными землями. (Перу)

3. Подведение итогов.

– На этом наше путешествие закончилось. И я надеюсь, что тот образ, который мы составили, ещё раз знакомясь с природой материка и странами, останется надолго в вашей памяти.

– А сейчас, подведём итог, посчитаем количество заработанных вами жетонов, и поставим оценку.

Критерии оценки:

6 и более жетонов – “5”
5 жетонов – “4”
4 жетона – “3”

4. Домашнее задание.

(На следующем уроке начинаем изучать океаны), подготовьте ответ на вопрос: для чего нужно изучать океаны?

Презентация