Цели:
- Познакомить учащихся с новыми устойчивыми сочетаниями слов.
Углублять знания учащихся о фразеологизмах русского языка.
Отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. - Содействовать развитию познавательных, коммуникативных универсальных
учебных действий, ввести в активный словарный запас учеников новые крылатые
слова.
Развивать наблюдательность, память, мышление, умение работать с фразеологическими словарями. - Воспитывать внимание, прививать интерес к предмету русского языка.
Оборудование: фразеологические словари; мультимедийная доска, проектор, тетради
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие, посадка.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь. Удивитесь.
Рассердитесь. Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.
II. – Работать мы будем дружно, шагать по станциям. Первая станция
РАЗМИНКА, называется
Откладывай безделье, но не откладывай дело.
– Вспомните сказки А.С.Пушкина и быстро ответьте на вопросы:
1. В кого превращался князь Гвидон? (В комара, в муху, в шмеля.)
2. За какую плату нанял поп таботника? (За три щелчка по лбу.)
3. Как назывался дом, в котором жили семь богатырей? (Терем.)
4. Чем кормили Балду у попа? (Вареной полбой.)
– Что такое полба? (Сорт пшеницы.)
– Вспомните устойчивые выражения, в которых употребляется слово КАША?
(Ботинки каши просят; каша во рту; сам кашу заварил, сам ее и расхлебывай.)
– Вспомните, как называются устойчивые выражения, которые делают нашу речь
более выразительной, яркой? (Фразеологизмы.)
– Значит, какая тема нашего сегодняшнего занятия? (Фразеологизмы.)
Презентация. Слайд 1 (Открывается первый слайд на мультимедийной доске.)
– Фразеологизмы иначе можно назвать “фразеологическим оборотом”, или “крылатым выражением”.
III. Следующая станция Премудрость одна, а хитростей много.
1. Замените словосочетания выражениями (Слайд 2).
У детей на столах карточки с таким же заданием (Работа в паре).
очень дружно сильно устать сильно перепуган быстро бежать |
лететь стрелой душа в душу валить с ног ни жив, ни мертв |
2. . Слайд 3. Вставить одно из пропущенных слов. (У детей на столах карточки с таким же заданием.) (В паре.)
………. до Киева доведет ………. раздора …….... ушла из – под ног ………. носа не подточит |
(язык) (яблоко) (земля) (комар) |
Проверка . Слайд 4.
Физкультминутка.
– Закончите и изобразите фразеологизмы (мимикой и жестами).
Голоден, как …(волк).
Хитер, как … (лиса).
Труслив, как … (заяц).
Здоров, как … (бык).
Надут, как … (индюк).
Упрям, как … (осел).
3. Вспомните фразеологизмы для этих рисунков . Слайд 5.
Совать нос не в свое дело
Яблоку негде упасть.
Как с гуся вода.
Проверка . Слайд 6.
4. Работа с фразеологическими словарями.
– Запишите в тетради, как вы понимаете такие выражения: внести
предложение, выходной день, привести в порядок, ни свет, ни заря,
все как один, непочатый край, на каждом шагу, не покладая
рук, глаз радуется.
– Проверьте себя по словарю, правильно вы выполнили или нет.
IV. Последняя станция “Знания и умения всегда найдут применение”.
– Для выполнения этого задания вам нужно будет объединиться в группы по 5 человек и составить рассказ о дружной работе, используя эти фразеологизмы.
(Ребята нашей школы очень любят заниматься спортом. Поэтому школьный
спортивный зал все время занят. Поиграть в нем после уроков просто невозможно!
Однажды на классном собрании Игорь и Петя внесли предложение сделать на пустыре
за школой спортивную площадку. В выходной день мы все как один ни свет, ни заря
собрались около школы. Работы было непочатый край! На каждом шагу валялись сухие
ветки, мусор. Мы работали не покладая рук. К вечеру ребята с удовольствием
смотрели на результат своей работы. Глаз радовался при виде чистой, выровненной
и посыпанной песком площадки. Теперь мы сможем проводить здесь игры и спортивные
состязания.)
1. Чтение и обсуждение составленных рассказов.
2. Слайд 7.
– Из речи людей, каких профессий пришли к нам эти фразеологизмы?
Шито белыми нитками…
Стричь под одну гребенку …
Этот номер не пройдет …
Сбоку припека …
Вызвать огонь на себя …
– Вставьте эти слова на свое место.
артист, военные, пекарь, парикмахер, портной
Проверка. Слайд 8.
V. Итог занятия.
1. Рефлексия.
– Выберите и закончите предложения: (записаны на доске).
- Сегодня я узнал(а) …
- Мне было интересно …
- Мне было трудно …
- Теперь я могу …
- Я научился(лась) …
- Я получил(а) от урока …
2. Составьте синквейн о нашем занятии (работа в паре).
Слайд 9.
– На этом наше путешествие заканчивается. Всем спасибо за работу! Молодцы! До новых встреч!