Внеклассное занятие по русскому языку на тему "Фразеологизмы". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Познакомить учащихся с новыми устойчивыми сочетаниями слов.
    Углублять знания учащихся о фразеологизмах русского языка.
    Отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.
  2. Содействовать развитию познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, ввести в активный словарный запас учеников новые крылатые слова.
    Развивать наблюдательность, память, мышление, умение работать с фразеологическими словарями.
  3. Воспитывать внимание, прививать интерес к предмету русского языка.

Оборудование: фразеологические словари; мультимедийная доска, проектор, тетради

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Приветствие, посадка.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь. Удивитесь.
Рассердитесь. Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.

II. – Работать мы будем дружно, шагать по станциям. Первая станция РАЗМИНКА, называется
Откладывай безделье, но не откладывай дело.

– Вспомните сказки А.С.Пушкина и быстро ответьте на вопросы:

1. В кого превращался князь Гвидон? (В комара, в муху, в шмеля.)
2. За какую плату нанял поп таботника? (За три щелчка по лбу.)
3. Как назывался дом, в котором жили семь богатырей? (Терем.)
4. Чем кормили Балду у попа? (Вареной полбой.)

– Что такое полба? (Сорт пшеницы.)
– Вспомните устойчивые выражения, в которых употребляется слово КАША? (Ботинки каши просят; каша во рту; сам кашу заварил, сам ее и расхлебывай.)
– Вспомните, как называются устойчивые выражения, которые делают нашу речь более выразительной, яркой? (Фразеологизмы.)
– Значит, какая тема нашего сегодняшнего занятия? (Фразеологизмы.)

Презентация. Слайд 1 (Открывается первый слайд на мультимедийной доске.)

– Фразеологизмы иначе можно назвать “фразеологическим оборотом”, или “крылатым выражением”.

III. Следующая станция Премудрость одна, а хитростей много.

1. Замените словосочетания выражениями (Слайд 2).

У детей на столах карточки с таким же заданием (Работа в паре).

очень дружно
сильно устать
сильно перепуган
быстро бежать
лететь стрелой
душа в душу
валить с ног
ни жив, ни мертв

2. . Слайд 3. Вставить одно из пропущенных слов. (У детей на столах карточки с таким же заданием.) (В паре.)

………. до Киева доведет
………. раздора
…….... ушла из – под ног
………. носа не подточит
(язык)
(яблоко)
(земля)
(комар)

Проверка . Слайд 4.

Физкультминутка.

– Закончите и изобразите фразеологизмы (мимикой и жестами).

Голоден, как …(волк).
Хитер, как … (лиса).
Труслив, как … (заяц).
Здоров, как … (бык).
Надут, как … (индюк).
Упрям, как … (осел).

3. Вспомните фразеологизмы для этих рисунков . Слайд 5.

Совать нос не в свое дело  
Яблоку негде упасть.
Как с гуся вода.

Проверка . Слайд 6.

4. Работа с фразеологическими словарями.

Запишите в тетради, как вы понимаете такие выражения: внести предложение, выходной день, привести в порядок, ни свет, ни заря, все как один, непочатый край, на каждом шагу, не покладая рук, глаз радуется.
– Проверьте себя по словарю, правильно вы выполнили или нет.

IV. Последняя станция “Знания и умения всегда найдут применение”.

– Для выполнения этого задания вам нужно будет объединиться в группы по 5 человек и составить рассказ о дружной работе, используя эти фразеологизмы.

(Ребята нашей школы очень любят заниматься спортом. Поэтому школьный спортивный зал все время занят. Поиграть в нем после уроков просто невозможно!
Однажды на классном собрании Игорь и Петя внесли предложение сделать на пустыре за школой спортивную площадку. В выходной день мы все как один ни свет, ни заря собрались около школы. Работы было непочатый край! На каждом шагу валялись сухие ветки, мусор. Мы работали не покладая рук. К вечеру ребята с удовольствием смотрели на результат своей работы. Глаз радовался при виде чистой, выровненной и посыпанной песком площадки. Теперь мы сможем проводить здесь игры и спортивные состязания.)

1. Чтение и обсуждение составленных рассказов.

2. Слайд 7.

Из речи людей, каких профессий пришли к нам эти фразеологизмы?

Шито белыми нитками…
Стричь под одну гребенку …
Этот номер не пройдет …
Сбоку припека …
Вызвать огонь на себя …

– Вставьте эти слова на свое место.

артист, военные, пекарь, парикмахер, портной

Проверка. Слайд 8.

V. Итог занятия.

1. Рефлексия.

– Выберите и закончите предложения: (записаны на доске).

  • Сегодня я узнал(а) …
  • Мне было интересно …
  • Мне было трудно …
  • Теперь я могу …
  • Я научился(лась) …
  • Я получил(а) от урока …

2. Составьте синквейн о нашем занятии (работа в паре).

Слайд 9.

– На этом наше путешествие заканчивается. Всем спасибо за работу! Молодцы! До новых встреч!