Литературно-музыкальная композиция "Ты в памяти и сердце моем, Афганистан"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.

Задачи занятия:

  • привить интерес к истории родного поселка,
  • познакомить с героическими подвигами односельчан,
  • способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в “горячих точках”.

Материально-техническое обеспечение:

  • медиапроектор, ноутбук, экран (для демонстрации презентации, фотографий),
  • аудиозаписи.

Форма проведения: подготовленные сообщения и песенные номера детей, связующие слова ведущих и учителя. Во время декламации стихотворений звучит музыка, на экране идет демонстрация мультимедийной презентации.

1 слайд

Учитель: Из директивы № 312/12/001 от 24 декабря 1979 года:

“С учетом военно-политической обстановки на Среднем Востоке последнее обращение правительства Афганистана рассмотрено положительно. Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах страны, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств…”

Министр обороны СССР
Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов
Начальник Генерального штаба
Маршал Советского союза Н.В.Огарков

25 декабря 1979 года в 15.00 московского времени государственную границу пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолеты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознаменного военного округа.

2 слайд

Ведущий 1: Из-за высоких Гиндукуш не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные “черные тюльпаны”, доставлявшие гробы, напоминали, что там идет настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из легких…

Чтец:

Снится часто мне мой дом родной –
Лес о чем-то, о своем мечтает,
Серая кукушка за рекой,
Сколько жить осталось мне, считает.
Ты прижался ласково к цветку,
Стебелек багульника примятый,
И звучит далекое “ку-ку”,
Отмеряя жизни моей даты.
Снится мне опушка из цветов,
Вся в рябине тихая опушка,
Восемьдесят, девяносто, сто…
Что ты расщедрилась, кукушка?
Я тоскую по родной стране,
По ее рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле
Спят тревожно русские солдаты.
Они тратят силы, не скупясь,
Им знакомы голод и усталость,
Дни свои не копят про запас.
Кто им скажет: сколько их осталось?
Так что ты, кукушка, погоди
Мне дарить чужую долю чью-то.
У солдата вечность впереди,
Ты ее со старостью не путай.

(В.Кочетков, Ю.Кирсанов “Кукушка”)

Ведущий 1: Открывает наш праздник гимн Российской Федерации.

Ведущий 2: Тогда, до декабря 1979 года все было как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись. И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская война.

Чтец:

Время выбрало нас,
Закружило в афганской метели,
Нас позвали друзья в грозный час,
Мы особую форму надели.
И в огне горных трудных дорог
Своей кровью кропили походы,
Не заметили в вихре тревог,
Как минуты прессуются в годы.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас!
По страницам времен
Под победные марши шагали.
Много славных российских имен
На гранитную вечность вписали.
И когда было тяжко подчас,
Силы таяли в грохоте боя,
Нас бросала на доты не раз
Непреклонная дерзость героев.
Верность, доблесть, отвага и честь –
Эти качества не напоказ.
У Отчизны героев не счесть.
Время выбрало нас.

(В.Куценко “Время выбрало нас”)

3 слайд

(Звучит “Лунная соната”)

Ведущий 1: Эта война длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ОКСВ.

Ведущий 2: Война – какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Еще одна война, которая не пожалела души молодых ребят.

Ведущий 1: Афганистан – государство на юго-западе Азии. Дипломатические отношения Афганистана с Советской Россией установлены в 1919 году.

Ведущий 2: 27 апреля 1978 года в Афганистане произошла революция, которая привела к братоубийственной войне. В стране появились партийные активисты, которые запретили совершать утренние молитвы, правоверные не послушались, тогда активисты стали осквернять святые места. И это все в той стране, в которой афганское духовенство имело весьма прочные позиции в народных массах. Его влияние огромно и сейчас. Не случайно, что именно крупное духовенство стало ядром будущей вооруженной оппозиции. В знак протеста мужчины ушли в горы, промышляя грабежами, но чем дальше, тем больше потянулись кровавые следы. Так была развязана гражданская война в Афганистане. Наша страна откликнулась на просьбу правительства Афганистана – в эту страну, измученную кровопролитием, был направлен ограниченный состав Советских войск.

Чтец:

И как же мне не вспоминать
Друзей моих погибших лица
Да, это страшно – умирать,
Когда так надо возвратиться.
И ты ушел, приказ ведь дан
Ты верен долгу и присяге
И целиком Афганистан
Застыл в твоем последнем шаге
Посмотрите, ребята, посмотрите, девчата!
Память лица поставила в ряд
Это парни, которым будет вечно по двадцать
Это те, кто прославил десант.

Ведущий 1: Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа:

4,5 слайд

Ведущий 2: Декабрь 1979 года – февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

6,7 слайд

Ведущий 1: Март 1980 года – апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

8 слайд

Ведущий 2: Май 1985 года – декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений, главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Продолжалось оказание помощи в развитии вооруженных сил ДРА. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.

9, 10 слайд

Ведущий 1: Январь 1987 года – февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

Ведущий 2: 20 столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение – кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.

Ведущий 1: Отсчет мирным вёснам мы ведем с 9 мая 1945 года. Шестьдесят третья мирная весна… Много это или мало? Много, если вспомнить, каким коротким был срок между первой мировой войной и началом второй.

Чтец:

Горит звезда над городом Кабулом.
Горит звезда прощальная моя.
Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,
Когда на снег упал в атаке я…
И я лежу, смотрю, как остывает
Над минаретом синяя звезда.
Кого-то помнят или забывают
А нас и знать не будут никогда…
Горит звезда декабрьская, чужая,
А под звездой дымится кровью снег.
И я слезой последней провожаю,
Все, с чем впервые расстаюсь навек.

(В.Верстаков “Горит звезда”)

Ведущий 2: Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

(Звучит музыка “Славянка-2”)

Ведущий 2: Рядом с нами живут и работают люди, которые были там, видели этот ад. Сегодня они присутствуют на нашем празднике. Это Ларин Михаил Сергеевич и Антипов Иван Трофимович.

11 слайд

Ведущий 2: Антипов Иван Трофимович родился 27 октября 1954 года. Учился в с.Нелжа Рамонского района. В 1972 году закончил Рамонскую среднюю школу № 1, поступил в Сызранское высшее авиационное училище летчиков. С 1976 по 1979 гг проходил службу в Средней Азии в должности помощника командира вертолета МК – 6. 11 декабря 1979 года был поднят по тревоге и перебазирован в п.____. За службу Родине Иван Трофимович награжден орденами и медалями. 21 августа 1981 года полк, в котором служил Иван Трофимович, вернулся на базу в г. Джамбул. С 2000 года Иван Трофимович работает в нашей школе преподавателем-организатором основ безопасности жизнедеятельности.

Ведущий 1: Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей. Слово предоставляется Антипову Ивану Трофимовичу.

Чтец:

Стихов написано про горы
Число такое, что не счесть,
Но только эти горы – горе
Хотя и в горе что-то есть.
Вокруг такая тишина,
Что слышен дальний лай шакала,
У нас же снова ночь без сна,
И ждем короткого привала
Мы в горы делаем бросок,
В желудке пусто, в фляге пусто,
А на зубах скрипит песок,
Как будто ем я что-то с хрустом.
Песок скрипит, тропы не видно,
И каждый шаг – нелегкий шаг.
И вдруг становится обидно,
Что ускользает снова враг.
Вокруг такая тишина,
Что слышен шепот за три метра,
Да, эта сранная война
Нас опалила знойным ветром.
Не верю этой тишине,
Горам безмолвно я кричу:
“Вы что-то гасите во мне,
Как догоревшую свечу”
Но зубы сжав и автомат,
От пота вытерев лицо,
Шепчу себе, что путь назад
Свободен лишь для подлецов.
И я иду в безмолвье ада,
Раз надо Родине,
Мне надо!

(Н.Кирженко “Стихов написано про горы!”)

Ведущий 1: Всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии – 525,2 тысячи человек, в пограничных и других подразделениях КГБ СССР – 90 тысяч человек, в отдельных формированиях внутренних войск и милиции МВД СССР – 5 тысяч человек. Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот период находилась 21 тысяча человек.

Ведущий 2: Общие людские потери (убиты, умерли от ран и болезни) Советских Вооруженных Сил составили 15 тысяч 51 человек.

Ведущий 1: За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину 130 человек.

12 слайд

Чтец:

Над солдатом склонилась в тревоге сестра,
Он молчит, даже стона нет сутки.
В медсанбат поступил он из боя вчера
Весь изранен, оторваны руки.
У нее на ресницах слезинки дрожат,
Вот сорвутся горячи каскадом.
Шевельнул вдруг губами молчавший солдат,
Прошептал ей: “Сестренка, не надо.
Я все выдержу, только не надо мне слез,
Плачь не плачь, а не вырастут руки.
Я тебе подарю миллион алых роз
За твои сострадания и муки.
Я тебе подарю миллион алых роз,
Но не так, как художник принцессе.
Соберу их в букет, пусть достанет до звезд,
Пусть рождается новая песня”.
Медсестра свои слезы смахнула тайком
И к бинтам приложилась губами:
“Поправляйся, родной, ну а розы потом
Вечной песней останутся с нами…

(В.Куценко “Над солдатом склонилась сестра”)

13 слайд

Ведущий 2: Черным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слез, сколько горя обрушилось на женщину в один миг! Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждет и надеется: а вдруг произойдет чудо и на пороге появится сын, ее кровинушка. Ждут своих любимых несостоявшиеся невесты.

Чтец:

Зачастили косые дожди по утрам.
И тепла своего лето будет стыдиться.
На веселой пластинке заигранной шрам,
А казалось, что песне все длиться и длиться.
Но с разбега в лицо мне бросается дождь
И по лужам шальными исходит огнями.
И я знаю, что ты до утра не придешь,
Что за тою чертой невозможно быть с нами.
Там чужие просторы, палящие горы кругом.
Из-за каждого гребня – смертельная вспышка.
И твой взвод все еще то ползком, то бегом…
Но вся правда доходит до нас понаслышке.
Только мама твоя поседела за ночь.
А по радио мирный пророчат ей атом.
Ах, как жаль, что на свет появилась не дочь
В том богатом надеждами шестидесятом!
Я к гитаре твоей прикоснуться боюсь.
А друзья твои ходят ко мне по старинке.
Я все так же курю и все так же смеюсь,
А потом одиноко брожу по Ордынке.
Убегают машины, по лужам скользя,
Удержать светофором их не удается.
Телеграфом к тебе дотянуться нельзя,
И твой номер вселенский
Лишь длинным гудком отзовется…

(А.Ростова “Памяти товарища”)

14, 15, 16 слайд

Ведущий 1: 15 февраля 1989 года последний бронетранспортер с нашими воинами пересек мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:

Чтец:

Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнем,
У судьбы не спросишь что – кому,
Девять лет вы жили этим днем,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.

(Б.Громов)

17,18,19 слайд

Ведущий 2: 15 февраля 1989 года для многих стал днем, когда кончился счёт потерям наших солдат, служащих. Тяжелый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не услышали “Я вернулся, мама…”

Чтец: “Юра у меня был старшенький. Нехорошо матери признаваться, но я любила его больше всех. Больше, чем мужа, больше, чем второго сына…

Я видела в военном городке цинковые гробы, но тогда один сын – в седьмом классе, другой – совсем маленький. Надеялась: пока они вырастут, война кончится. Разве война может быть такой длинной? “А она оказалась длиной в школу, тоже десять лет” – сказал кто-то на Юриных поминках.

Выпускной вечер в училище. Сын – офицер. Но я не понимала, как это Юре надо будет куда-то уехать. Не представляла ни на миг своей жизни без него.

– Куда тебя могут послать?

– Попрошусь в Афганистан.

– Юра!!!

– Мама, ты меня воспитала таким, теперь не думай перевоспитывать. Ты правильно меня воспитала. Все те выродки, которых я встречал в жизни, не мой народ и не моя Родина. Я поеду в Афганистан, чтобы доказать им, что в жизни есть высокое, что не каждому нужен для счастья только забитый мясом холодильник.

Не знаю, что со мной произошло: плакала, умоляла:

– Юрочка, жизнь совсем не такая, как я тебя учила. И если я узнаю, что ты в Афганистане, выйду на площадь, на людное место… Оболью себя бензином, и сожгу. Тебя убьют там не за Родину… Тебя убьют неизвестно за что… Разве может посылать Родина на гибель своих лучших сыновей без великой идеи? Что это за Родина?

И он обманул меня, сказал, что поедет в Монголию. Но я знала, что это же мой сын он будет в Афганистане.

… Входят какие-то чужие люди, по их лицам сразу ловлю – они принесли мне беду. Отступаю в комнату. Остается последняя надежда:

– Гена?!

Они все отводят глаза. А я еще раз готова отдать им одного сына, что бы спасти другого:

– Гена?!

Дальше не могу… Не могу дальше… Два года я умираю… Я ничем не больна, но я умираю… Все тело у меня мертвое… Я не сожгла себя на площади… Муж не отнес и не бросил им в лицо партбилет… Мы наверное уже умерли. Только никто об этом не знает… Мы сами об этом не знаем…”

(Из письма Нины Сергеевны Головлевой, матери погибшего младшего лейтенанта Юры Головнева)

Песня “О далекой Родине”

Ведущий 1: Саднящая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних прервалась не одна славянская фамилия…

20 слайд

Чтец: Александр Савельев, наш земляк, был одним из тех, кто не вернулся… Он родился 23 июля 1960 года в селе Чертовицы. Мать, Зинаида Кирилловна, и отец, Леонид Павлович, были рабочими. В их семье было 5 детей. Первыми были девочки: Наташа, Оля, Марина и Люся. Но родители очень хотели сына. И, наконец, появился на свет мальчик. Сколько радости у отца и матери – сын! Саша был послушным, веселым и любознательным. Родные его очень любили. Ласковый, добрый, он во всем помогал своим родителям и сестрам. Он был одним из первых активистов в школе. Не было такого поручения, которого он бы не выполнял.

Школьные годы пролетели быстро. После окончания 8-ми классов Чертовицкой школы Саша пошел учиться в 9-й класс нашей школы. Через два года получил аттестат об окончании 10-ти классов. В этой школе он оставил о себе хорошие воспоминания: любил трудиться и принимал активное участие в общественной жизни школы. Прошло немного времени, и пришла повестка в армию. Саша сам попросил направить его проходить службу в Афганистан, дослужился до звания сержанта. Он часто писал письма домой о своей службе. Он писал, что все хорошо, вот только скучает по родному дому.

Во всех его письмах отчетливо была видна ненависть к тем, кто лишает жизни и крова людей. Саша верил, что они вместе с афганским народом победят наемных убийц. Командование не раз отмечало Сашу Савельева, как смелого и храброго воина нашей Советской Армии. Он был награжден грамотами, благодарностями, медалями “За отвагу” (посмертно), “Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа”.

Командование благодарило Зинаиду Кирилловну и Леонида Павловича за хорошее воспитание сына. Ждала мать Сашу с армии. Считала месяцы, дни и часы – вот придет сын.

Но не довелось ей увидеть его живым. Жжет руки Зинаиды Кирилловны извещение, где написано “При исполнении боевого задания ваш сын погиб в Афганистане”. В 2006 году в Чертовицкой школе состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о нашем земляке, воине интернационалисте Александре Савельеве. Это мероприятие состоялось благодаря инициативе многих людей. Мы всегда будем помнить о нем.

(Песня “Офицеры”)

Ведущий 1: В память о воинах, погибших во время боевых действий в Афганистане, объявляется минута молчания.

(Музыка – отсчет)

Ведущий 2: Верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы Родины и оказывают дружественную помощь соседнему народу, они лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность – хранить память о них, как о верных сынах Отечества.

Чтец:

Лишь миг один,
И был бы я живой.
Лишь миг один,
Но он уже не мой.
Кого-то выстрелом окликнул автомат,
Но этот клич был послан наугад.
Лишь миг один успеть бы оттянуть,
Я оглянулся и откликнулся на зов,
Вставая – был бы жив,
Еще вставал – уже был мертв.
Лишь миг один
Решает, кому быть и с кем,
Лишь миг один сомненья,

А затем

Шагнул к бессмертью безжизненному я,
Но кто-то жить остался,
Значит смерть моя не зря…

(И.Медведев “Лишь миг один”)

Чтец:

Туманы над рекою, словно дым,
Кровавые закаты над горами.
Я навсегда останусь молодым
И буду жить коротким словом “память”.
Я буду жить в ромашках придорожных,
В листве берез, в журчащем ручейке.
В молчанье обелисков осторожном,
В жемчужинах росинок на листве.
И в небесах, промчавшись яркой черточкой,
За дальним полем, в темноте ночной
В траву упала голубая звездочка
И загорелась золотой звездой.
Объята вечность тишиною звонкой,
Тяжелой, напряженной тишиной.
Склоняют низко головы потомки
В молчании суровом надо мной.
И надо мной склоняются березы
В торжественной и скорбной тишине.
Сияют в небе голубые звезды
Над каждым из живущих на земле.

(Л.Молчанов “Туманы над рекою”)

Ведущий 1: Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Нов памяти людской ей еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное ее огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.

Чтец:

Я снова куда-то спешу, как всегда,
Сквозь встречи, прощанья и споры,
А память несет меня снова туда,
Где к небу вздымаются горы.
Где пылью “афганец” закрыл небосвод
И солнце в зените пылает,
Где долго над взлетной кружит самолет
И веер ракет рассыпает.
Где горы берут гарнизоны в кольцо
В молчанье недобром и жутком,
Где серым от пыли бывает лицо
И потом пропитана куртка,
Где в горы под утро уходит отряд,
Тропа между сопками вьется,
Где снова душманские пули свистят
И кто-то опять не вернется.
И нужно не струсить, решиться, успеть
И выполнить к ночи задачу –
Судьба нас разделит на жизнь и на смерть
И каждому долю назначит.
А память мне снова уснуть не дает –
И борется смелость с испугом,
И вновь меня память под пули ведет
И плачет беззвучно над другом.

(Л.Молчанов “Я снова куда-то спешу”)

Ведущий 2: Еще долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых участников афганской войны. Эта война всегда будет жить в стихах и воинских песнях, напоминая о ненужности войны, о ее трагизме и мужестве советского солдата.

Учитель: Время справедливый судья, искусный лекарь. Чем дольше уходит от нас то или иное событие, тем взвешеннее и объективнее должны быть его оценки.

Эти ребята не виноваты в том, что попали в Афганистан. Солдат войны не выбирает и не начинает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть, – жизнью за чужие ошибки. Чтобы сегодня не говорилось об Ограниченном контингенте, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, защищают южную границу СССР. Выполняют приказ своей Родины.

29 лет минуло с того момента, как советские войска пришли в Афганистан, и уже 19 лет прошло после вывода Ограниченного контингента советских войск с территории южной, некогда соседней нам страны. По человеческим меркам отделяют нас не годы – эпоха. Другая была страна, другая ситуация в мире. Многие по-прежнему говорят: Болит в моей душе Афганистан”. Потому что все также “иголками” дает о себе знать незаживающая душевная рана, память о потерянных родных и друзьях. И, наконец, все также осознание от беспокойных и горьких вопросов, суть которых в одном: почему так случилось?

21 слайд

Презентация