“Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими
словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее
ребенок”.
Сухомлинский В.А.
Работу над программой “Кукольный мир” я начала достаточно давно. Было долгое время раздумий. Участие в 2007/2008 учебном году в мастер-классах “Народная кукла” и интерес детей к этому виду творчества привели меня к необходимости создания (написания) программы по изготовлению кукол.
После этого встал вопрос о том, из каких разделов будет состоять программа, каких кукол мы будем делать, каких кукол захотят делать ребята. Поэтому в программу кружка “Модница” были введены отдельные занятия, на которых выполнялись куклы-игрушки разными способами и из разных материалов.
В 2008/2009 году я работала над программой “Кукольный мир”. Было пересмотрено и изучено много литературы.
В 2009 году программа была утверждена педсоветом нашего Центра. В 2009/2010 учебном году наш кружок (объединение) начал свою работу.
Идея моей программы – синтезировать различные области прикладного творчества (шитье, бумагопластика, оригами и др.) на основе пронизывания единой темой (например: иллюстрация сказки, выполненная в различных техниках).Это дает возможность соединить локальные знания по каждому из них в широкую целостною картину.
Программа построена по принципу “расширяющийся спирали”. Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления, одна и та же операция отрабатываются на занятиях периодически, многократно, причем содержание постоянно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами и углубленной проработки каждого действия, каждой операции.
Примером может служить такой раздел программы как “Нитяные куклы”. В первый год обучения дети учатся делать простых кукол. На занятиях второго года обучения задача перед детьми усложняется: нужно научиться делать нитяных кукол на каркасе.
Преимуществом этой программы, построенной по принципу спирали, является то, что она не может и не должна, по основному замыслу, задавать жестко регламентированный темп развития, как это свойственно обычным традиционным программам.
Все виды деятельности, изучаемые в программе, способствуют развитию интеллекта детей, содействуют трудовому воспитанию и развитию познавательных интересов детей.
Основная цель образовательной программы – развитие творческого потенциала ребенка. На этом пути выделяются три уровня:
l-й уровень (ознакомительный), срок реализации 1 год – воспитанники получают первоначальные технологические знания и навыки, знакомятся с материалами и инструментами, используемыми при работе, изготавливают простые изделия, учатся конструировать и моделировать из различных материалов. Значительное внимание на этом этапе уделяется развитию наглядно-образного, пространственного, цветового мышления, композиционного, а также творческих способностей, творческого воображения, самостоятельности, мелкой моторики рук.
2-й уровень (развивающий), срок реализации 1 год – углубляются полученные знания и происходит переход к изготовлению более объемных и более трудоемких работ. Воспитанники фантазируют, экспериментируют. Более свободно владеют технологией и различными материалами при изготовлении изделий. Совершенствуют ранее полученные знания, что позволяет им самовыражаться.
3-й уровень (исследовательский), срок реализации 1 год – на этом этапе ребята учатся вести научно-исследовательскую работу, пробуют выполнять дизайн-проекты по решению доступных им проблем. Дети развивают способность ставить перед собой цель и при помощи решения намеченных задач осуществлять ее выполнение.
Учитывается степень сложности обработки материалов, соответствие возрастным особенностям воспитанников. Большое внимание уделяется самостоятельной и практической работе.
Представленная модель образовательной программы дает возможность воспитанникам, в зависимости от индивидуальных способностей, не проходить все уровни образовательной программы от первой до третьей, а сразу перейти на любую из них.
В объединение производится свободный набор всех желающих детей в возрасте от 7 лет. Прием воспитанников в объединение происходит на основании письменного заявления родителей (законных представителей). Перевод на последующие года обучения производится при условии выполнения воспитанниками образовательной программы.
Занятия осуществляются в соответствии с программой в одновозрастных или разновозрастных коллективах. Занятия могут проходить со всем составом коллектива, а также группами и индивидуально.
Планирование работы с детьми осуществляется по тематическому принципу. Темы, задачи, содержание и виды деятельности определяются исходя из реальных возможностей детей, их интересов. Развивающая среда в группах организована таким образом, чтобы побуждать детей к творчеству, исследованию и саморазвитию. Одной из наиболее сложных задач в своей работе вижу формирование у ребенка адекватной самооценки своей деятельности. Важно, чтобы ребенок осознал, что только через упражнения появляются знания, появляются и закрепляются умения, которые очень постепенно перерастают в навыки.
Освоение любого трудового навыка происходит в несколько ступеней.
СХЕМА ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ЗНАНИЯ – ДЕЙСТВИЯ – ПРИЁМЫ – ОПЕРАЦИИ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ
На первой ступени обучения в процессе тренировочных упражнений учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысленные и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия с имеющимися представлениями о действии.
На второй ступени обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений на втором этапе заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.
На третьей ступени знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.
Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения выставок, на третьем этапе в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.
Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
Учитывается степень сложности обработки материалов, соответствие возрастным особенностям воспитанников. Большое внимание уделяется самостоятельной и практической работе.
Главным в педагогической деятельности на всех занятиях является личностно-ориентированный подход, который предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность.
Раскрыть личность воспитанников помогает и дифференцированный поход, когда во внимание принимается индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.
Большие возможности дают игровые технологии. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При работе с детьми более старшего возраста (с12-ти,13-ти лет) перспективным может быть метод проектов. Он позволяет стимулировать интерес ребят к определенной проблеме, которую можно решить через проектную деятельность, где у ребят проявляется умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Все эти подходы относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
.Немаловажную роль в воспитании играет досуговая деятельность (программа) нашего объединения. Участники объединения принимали участие и готовили праздники. 25.12.2009 весело провели “Новогодний огонек” главным затейниками на нем были Лемкина Лена и Захарова Вера. Это был праздник для всех участников в моих группах. 25.01.2010 в кружках “Бисероплетение” и “Кукольный мир” отметили “Татьянин день”. В каждой из групп прошло познавательное мероприятие “Мы за чаем не скучаем”.
Воспитанники моих групп активно принимают участие во многих конкурсах, проходящих в Центре и нашем районе. Многие работы девочек представляли наш Первомайский район в областном центре, где получили заслуженные награды.
К работе (деятельности) стараюсь привлекать и родителей участников объединения. Но, к сожалению, работа эта непостоянная и это главный недостаток в моей работе. Она проходит по мере необходимости оказания помощи нашему объединению. В перспективе вижу необходимость разработки плана работы с родителями. Я благодарна Левиной Марине Сергеевне за помощь в обеспечении кружка технической нитью, в 2008/2009 году нам оказала помощь Морозова Татьяна Валентиновна в обеспечении проволокой. А Марина Николаевна Почкалова просто испекла два торта для нашего праздника “Мы за чаем не скучаем”.
Следить за настроением воспитанниц мне помогал “Цветок настроения”. В течение всего 2009/2010 учебного года воспитанники объединения “Кукольный мир” создавали свой букет настроения. После каждого занятия девчонки раскрашивали по одному лепестку своего “букета” в разные цвета, соответствующие их настроению. В конце года мы увидели, какие это получились букеты. В некоторых букетах встречались и черные лепестки. Видя, такое уныние я предлагала девочкам дома или прямо на занятии проделать такие упражнения:
Упражнение 1. Для его выполнения вам нужно заранее приготовить зеркало. Сядьте перед зеркалом, внимательно посмотрите на изображение и неожиданно для него приветливо улыбнитесь! Посмотрите, как на это отреагировало изображение? Если улыбка в зеркале оказалась действительно открытой и доброй, считайте, что упражнение удалось. Если же улыбка робкая, смущенная, неуверенная, неискренняя – придется повторить упражнение несколько раз, пока вы оба (и ты, и твое отражение) не будете уверены в хорошем настроении друг друга.
Упражнение 2. Теперь вам придется обойтись без помощника в зеркале. Сильно наморщите лоб, представьте, как кожа собирается в гармошку (как будто вы очень сильно чем-то недовольны), потом резко расслабьте мышцы лица, так, чтобы лоб абсолютно разгладился. Проверьте, хорошо ли у вас получилось, проведя ладонями по лбу. Повторите упражнение несколько раз. Главное – запомнить то ощущение расслабления и покоя, которое при этом возникает. Это упражнение можно делать не только утром, но и в любое другое время. Оно всегда поможет вам успокоиться. Особенно если вы при этом поймете, что повод не стоит такого сильного переживания.
Хочется отметить, что, по-моему мнению, программа имеет перспективу развития. Возможно увеличение срока реализации программы, добавив такие разделы как “Вольдорфская кукла”, “Кукла Тильда”, “Скульптурная кукла” и какие-то другие разделы, интересующие детей.
Свое выступление хочется закончить словами Бориса Пастернака:
“Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех,
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.”