Интегрированный урок с модулями ЭОР "Химические свойства кислот"

Разделы: Химия


Цели урока:

Образовательные:

  • актуализировать и углубить знания о классе неорганических веществ “Кислоты”;
  • изучить химические свойства класса неорганических веществ “Кислоты”.

Развивающие:

  • развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, ИКТ и используя цифровые образовательные интернет ресурсы коллекций ЕК ЦОР и ФЦИОР;
  • формировать навыки использования компьютерных технологий.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, умение работать в малых группах.

Оборудование:

  • Мобильный класс;
  • Мультимедиа проектор;
  • Сеть Интернет;
  • Интернет-ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР);
  • Реактивы и инструкции для проведения эксперимента;
  • Тест “Химические свойства кислот”;
  • Сайт – спутник урока.

Используемые технологии преподавания:

  1. Развивающее обучение;
  2. Проблемное обучение;
  3. Кооперация в обучении;
  4. Компьютерные технологии.

Используемые интернет технологии и ресурсы при создании и проведении урока:

  1. Сервисы Web 2.0 (Сайты и Документы Google, Blogger);
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Этапы подготовки урока:

Этап 1 – Отбор учебных материалов к уроку.

Этап 2 – Подготовка обеспечения урока.

  • Подготовка оборудования.
  • Установка необходимых программ (ОМС – плеер).
  • Подготовка рабочих учебных материалов.

Этап 3 – Проведение урока.

План урока:

  1. Актуализация опорных знаний и умений.
  2. Изучение и восприятие нового материала.
    1. Обзор химических свойств кислот.
    2. Подробное изучение каждого из химических свойств кислот.
  3. Закрепление основных ЗУН по теме учащимися на уроке.
  4. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока согласно плану

Деятельность преподавателя (П)

Деятельность обучающихся (О)

Оргмомент

П – Приветствует класс, объясняет цели и ход урока, настраивает на продуктивную работу О – Приветствие
1. Актуализация опорных знаний и умений П – предлагает обучающимся вспомнить какие вещества относятся к кислотам и какова общая

формула, отображающая химический состав кислот

О – дают ответ на вопрос
П – предлагает выбрать из перечня химические формулы относящиеся к классу кислот:

H2O, HNO3, Na2SO4, SO3, KOH,

H2S, H2SO4, NaCl, HCl, H3PO4

О – обсуждают и предлагают варианты ответа
П – выводит на доску слайд с общей формулой кислот:

HnА

 
П – просит объяснить обучающихся:
  • Что обозначает А, какова валентность и как её определить?
  • Какова валентность водорода?
  • Как классифицируют кислоты?
О – отвечают на вопросы
П – предлагает обучающимся задания для решения

Задание 1.

Рис.1.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_38_01.swf

Задание 2.

Рис.2.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5af-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_10.swf

Задание 3.

Рис.3.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ae-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_09.swf

П – подводит итог , выводит обобщающую схему классификации кислот:

Рис.4.

О – обсуждают и предлагают варианты ответа
2. Изучение и восприятие нового материала

I. Обзор химических свойств кислот

П – проводит обзор химических свойств кислот, используя схему:

Рис.5.

О – слушают и записывают схему в тетрадь
2. Изучение и восприятие нового материала

II. Подробное изучение каждого из химических свойств кислот

П – рассказывает о правилах ТБ при работе с кислотами

Рис.6.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf

П – говорит об индикаторах и ставит вопрос перед классом

О – слушают
Как должны вести себя индикаторы в растворах кислот? Чем может быть обосновано такое поведение? О – выдвигают гипотезы
П – предлагает обучающимся провести эксперимент

№1

О – используя инструкцию (Приложение 1), проводят эксперимент №1
1. Кислоты окрашивают индикаторы

П – подробно объясняет химические свойства, используя ЭОР “Химические свойства кислот”

Рис.7.

http://fcior.edu.ru/card/9001/himicheskie-svoystva-kislot.html

О – делают запись таблицы в тетрадях
2. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности до водорода (Н2):

2НСl + Zn = ZnCl2 + H2^

НСl + Cu ?

П – предлагает обучающимся провести эксперимент

№2

О – используя инструкцию (Приложение 1) , проводят эксперимент №2, делают запись УХР в тетрадях
3. Кислоты взаимодействуют с основными и амфотерными оксидами:

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O

Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O

О – слушают, делают запись УХР в тетрадях
4. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации:

HCl + NaOH = NaCl + H2O

П – предлагает обучающимся провести эксперимент

№3

О – используя инструкцию (Приложение 1), проводят эксперимент №3, делают запись УХР в тетрадях
5. Взаимодействие кислот и солей

AgNO3 + HCl = AgClv + HNO3

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2^

Неустойчивые кислоты:

Н2СО3 - H2O + CO2^

Н23 - H2O + SO2^

П – подводит итог, обращаясь к схеме:

Рис.5.

О – слушают, делают запись УХР в тетрадях
3.

Закрепление

П – предлагает обучающимся решить (работа в парах)

Тест

О – работают в парах над заданиями теста (Приложение 2), делают записи в тетрадях
П – обсуждает результаты работы над тестом О – самопроверка (Приложение 3) и участие в обсуждении
4. Рефлексия П – предлагает ответить на вопросы (по желанию):
  • Какие трудности были на уроке?
  • Какая часть материала оказалась самой простой или уже известной?
  • С каким настроением вы уходите сегодня с урока?
О – участие в рефлексии
  П – даёт домашнее задание О – записывают Д/З

Литература для обучающихся

  1. Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 11-е издание перераб. – М. : Просвещение, 2007

Интернет-ресурсы

  1. Сайт – спутник урока https://sites.google.com/site/himiceskiesvojstvakislot/
  2. ЕК ЦОР:

  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_38_01.swf
  4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5af-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_10.swf
  5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5ae-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_09.swf
  6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf
  7. ФЦИОР:

  8. http://fcior.edu.ru/card/9001/himicheskie-svoystva-kislot.html

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Приложение 1. https://sites.google.com/site/himiceskiesvojstvakislot/2-izucenie-i-vospriatie-novogo-materiala/podrobnoe-izucenie-kazdogo-iz-himiceskih-svojstv-kislot/instrukcia-po-provedeniu-eksperimenta
  2. Приложение 2. https://sites.google.com/site/himiceskiesvojstvakislot/zakreplenie-osnovnyh-zun-po-teme/test-himiceskie-svojstva-kislot
  3. Приложение 3. https://sites.google.com/site/himiceskiesvojstvakislot/zakreplenie-osnovnyh-zun-po-teme/rezultaty-testa