Проектная деятельность представляет собой совокупность творческих, поисковых, исследовательских, проблемных и других активных методов обучения.
Проектная деятельность может осуществляться в форме проектных модулей.
Проектный модуль объединяет в себе цели обучения (образования), предметное содержание, формы работы, результаты, методы оценки результатов.
Модуль – единица учебной программы, включающая в себя цели обучения (образования) в модуле, предметное содержание, формы работы, результаты, методы оценки результатов.
Разработаны три модели включения проектных модулей в учебный курс.
Модель 1.
Организация: модули являются самостоятельными блоками (по целям, содержанию, формам) и равноценными относительно друг друга и всего курса.
Учебный курс состоит из часов обычных учебных занятий и часов, выделенных на цикл проектных модулей.
Учебный курс |
||||
Проектный |
Проектный |
Проектный |
Содержание: Содержание проектных модулей строится на основе индивидуальных и групповых образовательных инициатив учащихся по отношению к предметной области. Тематическое наполнение каждого модуля проектируется вместе с учащимися исходя из их интереса.
Примеры тем: “Правильные многогранники и их химизм”, “Математические загадки Пирамид”, “Многогранники в архитектуре”, “Школа Пифагора” и др.
Приложение №2: “Правильные многогранники и их химизм”,
Модель 2.
Организация: Проектные модули распределены в течение всего учебного курса
Проектный |
Проектный |
Проектный |
||||
Учебный курс |
В этой модели часовой фонд учебного курса в целом не превышает стандартного, заложенного в программе.
Содержание: содержанием проектных модулей становятся темы курса, имеющие ярко выраженное прикладное или творческое содержание. Взаимодействие в рамках модулей характеризуется интерактивными формами, работой в малых инициативных группах, самостоятельной работой с источниками учебной информации, оформление продуктов работы и их презентацией.
Примеры тем: “Симметрия вокруг нас”, “Пропорция”, “Углы”, “Площади фигур”, “Тела вращения”, “Проценты” и др.
Приложение №3: “Симметрия вокруг нас”
Приложение №4: “Тела вращения”
Модель 3.
Суть: Проектные модули обеспечивают содержательный запуск работы с учебным материалом курса и завершают его.
Организация:
Проектный |
Проектный |
|
Учебный курс |
Содержание: содержанием для вводного модуля является построение карты учебного предмета и проектирование индивидуальных и групповых маршрутов движения по ней.
Содержанием итогового модуля является представление продуктов самостоятельного и группового движения, рефлексия продуктивности пройденного маршрута.
Примеры тем: “Кристаллы – природные многогранники”, “Математика и музыка”, “Математика и литература”, “Необычные числа и цифры”, “Алмазы и многогранники”, “Военная техника” и др.
Приложение №5: “Математика и музыка”
Приложение №6: “Необычные числа и цифры”
Этапы разворачивания проектного модуля.
I этап.
Оформление замысла проекта.
- Формирование замысла проекта методически может быть обустроено по-разному: организация проблемной учебной ситуации, требующей поиска средств для решения, постановка практической задачи, предложение ряда заданий на выбор и т.д.
II этап.
Разворачивание замысла в деятельности.
- Чтобы перейти к этапу постановки задачи надо организовать условия, при которых учащиеся переформулируют проблему или идею и сформируют образ продукта деятельности – результата решения задачи или проблемной ситуации.
- Поиск средств и способов организации работы по достижению образа, созданию продукта идет через обсуждение следующих важных моментов:
- определение методов реализации замысла,
- состава рабочей группы;
- распределение позиций в группе;
- определение цепочки действий;
- этапы; временная сетка;
- контрольные точки (промежуточные и итоговые);
- возможность консультационной поддержки учителя.
- Чтобы методически обеспечить движение группы по всем этапам, надо разработать проектные карты, формы отчетов, способы организации рефлексивных точек.
III этап.
Подведение итогов, представление результатов.
- При презентации продуктов проектной работы желательно обеспечить широкое представление результатов проекта в социально-значимых для подростка пространствах – мини – конференции на параллели классов, выход в другие параллели или школы, родительские собрания, школьные и иные информационные каналы.
IV этап.
Рефлексия своей деятельности.
Формы оценивания.
Выделяются следующие формы оценивания:
- Самооценка;
- Коллективное оценивание по совместно выработанным критериям;
- Многобальная система оценивания, переводящая полученные баллы в традиционную пятибалльную систему;
- Пятибалльная система оценивания;
- Рейтинговая система.
Результаты.
1. Педагогические:
- Учащиеся получат опыт планирования деятельности, постановки задач, самопознания, самореализации, выстраивания коммуникаций между классными группами, поиска ресурсов для решения поставленных задач,…
- Включение в учебную деятельность через практическое взаимодействие с предметом;
- Опыт создания и презентации собственного продукта деятельности;
- Опыт анализа проделанной работы.
2. Научно-методические:
- Методика разработки проектного модуля на учебном материале;
- Методические рекомендации для учителя по реализации учебной программы с проектными модулями;
- Модель образовательного пространства основной школы индивидуальных маршрутов;
- Диагностика образовательных результатов и эффектов.