Метод модульной организации проектной работы на уроках математики

Разделы: Математика


Проектная деятельность представляет собой совокупность творческих, поисковых, исследовательских, проблемных и других активных методов обучения.

Проектная деятельность может осуществляться в форме проектных модулей.

Проектный модуль объединяет в себе цели обучения (образования), предметное содержание, формы работы, результаты, методы оценки результатов.

Модуль – единица учебной программы, включающая в себя цели обучения (образования) в модуле, предметное содержание, формы работы, результаты, методы оценки результатов.

Разработаны три модели включения проектных модулей в учебный курс.

Приложение №1

Модель 1.

Организация: модули являются самостоятельными блоками (по целям, содержанию, формам) и равноценными относительно друг друга и всего курса.

Учебный курс состоит из часов обычных учебных занятий и часов, выделенных на цикл проектных модулей.

Учебный курс

 

Проектный
модуль
1

                    

Проектный
модуль
2

 

Проектный
модуль
3

Содержание: Содержание проектных модулей строится на основе индивидуальных и групповых образовательных инициатив учащихся по отношению к предметной области. Тематическое наполнение каждого модуля проектируется вместе с учащимися исходя из их интереса.

Примеры тем: “Правильные многогранники и их химизм”, “Математические загадки Пирамид”, “Многогранники в архитектуре”, “Школа Пифагора” и др.

Приложение №2: “Правильные многогранники и их химизм”,

Модель 2.

Организация: Проектные модули распределены в течение всего учебного курса

                    

Проектный
модуль
1

                    

Проектный
модуль
2

                    

Проектный
модуль
3

                    

Учебный курс

В этой модели часовой фонд учебного курса в целом не превышает стандартного, заложенного в программе.

Содержание: содержанием проектных модулей становятся темы курса, имеющие ярко выраженное прикладное или творческое содержание. Взаимодействие в рамках модулей характеризуется интерактивными формами, работой в малых инициативных группах, самостоятельной работой с источниками учебной информации, оформление продуктов работы и их презентацией.

Примеры тем: “Симметрия вокруг нас”, “Пропорция”, “Углы”, “Площади фигур”, “Тела вращения”, “Проценты” и др.

Приложение №3: “Симметрия вокруг нас”

Приложение №4: “Тела вращения”

Модель 3.

Суть: Проектные модули обеспечивают содержательный запуск работы с учебным материалом курса и завершают его.

Организация:

Проектный
модуль
1

                    

Проектный
модуль
2

Учебный курс

Содержание: содержанием для вводного модуля является построение карты учебного предмета и проектирование индивидуальных и групповых маршрутов движения по ней.

Содержанием итогового модуля является представление продуктов самостоятельного и группового движения, рефлексия продуктивности пройденного маршрута.

Примеры тем: “Кристаллы – природные многогранники”, “Математика и музыка”, “Математика и литература”, “Необычные числа и цифры”, “Алмазы и многогранники”, “Военная техника” и др.

Приложение №5: “Математика и музыка”

Приложение №6: “Необычные числа и цифры”

Этапы разворачивания проектного модуля.

I этап.
Оформление замысла проекта.

  • Формирование замысла проекта методически может быть обустроено по-разному: организация проблемной учебной ситуации, требующей поиска средств для решения, постановка практической задачи, предложение ряда заданий на выбор и т.д.

II этап.
Разворачивание замысла в деятельности.

  • Чтобы перейти к этапу постановки задачи надо организовать условия, при которых учащиеся переформулируют проблему или идею и сформируют образ продукта деятельности – результата решения задачи или проблемной ситуации.
  • Поиск средств и способов организации работы по достижению образа, созданию продукта идет через обсуждение следующих важных моментов:
    • определение методов реализации замысла,
    • состава рабочей группы;
    • распределение позиций в группе;
    • определение цепочки действий;
    • этапы; временная сетка;
    • контрольные точки (промежуточные и итоговые);
    • возможность консультационной поддержки учителя.
  • Чтобы методически обеспечить движение группы по всем этапам, надо разработать проектные карты, формы отчетов, способы организации рефлексивных точек.

III этап.
Подведение итогов, представление результатов.

  • При презентации продуктов проектной работы желательно обеспечить широкое представление результатов проекта в социально-значимых для подростка пространствах – мини – конференции на параллели классов, выход в другие параллели или школы, родительские собрания, школьные и иные информационные каналы.

IV этап.
Рефлексия своей деятельности.

  • Главное обеспечить итоговый анализ продуктивности способов работы, внутренней и межгрупповой коммуникации, адекватности продукта желаемому образу и т.д.

Формы оценивания.

Выделяются следующие формы оценивания:

  • Самооценка;
  • Коллективное оценивание по совместно выработанным критериям;
  • Многобальная система оценивания, переводящая полученные баллы в традиционную пятибалльную систему;
  • Пятибалльная система оценивания;
  • Рейтинговая система.

Результаты.

1. Педагогические:

  • Учащиеся получат опыт планирования деятельности, постановки задач, самопознания, самореализации, выстраивания коммуникаций между классными группами, поиска ресурсов для решения поставленных задач,…
  • Включение в учебную деятельность через практическое взаимодействие с предметом;
  • Опыт создания и презентации собственного продукта деятельности;
  • Опыт анализа проделанной работы.

2. Научно-методические:

  • Методика разработки проектного модуля на учебном материале;
  • Методические рекомендации для учителя по реализации учебной программы с проектными модулями;
  • Модель образовательного пространства основной школы индивидуальных маршрутов;
  • Диагностика образовательных результатов и эффектов.