Особенностью детей, обучающихся в классах коррекции, является:
- слабость памяти и внимания;
- недостаточность темпа и подвижности психических процессов;
- повышенная истощаемость, утомляемость и нарушение работоспособности;
- несформированность произвольной регулярной деятельности;
- эмоциональная неустойчивость.
В то же время для них характерна относительно хорошо развитая речь и способность работать по заданному алгоритму, пользуясь оказываемой им помощью, т. е. сохраняется возможность для дальнейшего развития.
Большую роль в формировании положительного отношения к учебе у таких детей играет создание положительной атмосферы на уроке, снижение уровня тревожности детей, возбуждение интереса, эмоции, создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, чувство удовлетворения.
С другой стороны, при организации обучения детей в классах коррекции большую роль играет использование графических изображений, опора на зрительную или слуховую память, визуализация, многократное повторение материала, распределение его на части, рациональный объем запоминания информации и эмоциональное богатство передаваемого материала.
Всем этим требованиям соответствует использование на уроках английского языка техники “storytelling”.
“Storytelling”, или “рассказывание историй” – это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования, в котором передается какая-то ценность. Метод был изобретен и успешно опробован Дэвидом Армстронгом.
Метод является ответвлением метода физического реагирования. Основное правило этого метода: нельзя понять то, чего ты не пропустил через себя. Согласно этой теории учащиеся на первых стадиях обучения должны получить достаточное количество знаний, которые идут в пассив. Затем в процессе обучения наступает период, когда они должны реагировать на услышанное или прочитанное, но реагировать только действием. И только потом, когда учащиеся накопили довольно много информации, они готовы к тому, чтобы начать говорить. Хорош этот метод тем, что учащиеся в процессе обучения ощущают себя очень комфортно. Необходимый эффект достигается за счет того, что всю получаемую информацию человек пропускает через себя. Немаловажно также то, что в процессе изучения языка по данному методу учащиеся общаются не только с преподавателем, но и друг с другом.
Существует несколько причин, по которым этот метод может быть успешно использован при обучении детей иностранному языку.
- Мотивация. Дети постоянно нуждаются в рассказах, и они всегда готовы слушать или читать, если момент выбран правильно.
- Стимул. Дети хотят узнать смысл рассказа, поэтому они слушают с определенной целью. Если они улавливают смысл, это улучшает их способность к пониманию, усиливает мотивацию. И в этом проявляется отличие данного метода от других, не вызывающих у ребенка живого интереса.
- Беглость. В беседах с носителями языка очень важной является способность понимать живую речь. Такая способность может быть достигнута только практикой. Беглость при аудировании и чтении основывается на понимании того, что необязательно понимать всё, и на развитии умения угадывать, додумывать смысл. Для разговорной беглости важно отсутствие боязни сделать ошибку.
- Языковая осведомленность. Рассказы помогают детям почувствовать “музыку” иностранного языка.
- Стимул для говорения и письма. Это естественно, что дети хотят рассказать о том, что им понравилось, а что нет, высказать свои мысли по поводу услышанного или прочитанного.
- Общее развитие. Большинство рассказов позволяет детям познакомиться с различными культурными и социальными аспектами, а также географией, историей, математикой.
В рамках школьной программы использование техники “storytelling” в полном объёме затруднительно, т. к. занимает много времени, а обучение в коррекционных классах строится с опорой на действующие учебники, рекомендуемые для обучения иностранному языку в средней школе.
Однако в настоящее время появился целый ряд учебников, в которых первый урок каждого нового раздела учебника открывает история в картинках.
Посредством этой истории вводится новый лексический и грамматический материал. Далее следует упражнение, направленное на контроль понимания прочитанного /услышанного, на узнавание предъявленных в истории языковых единиц. Именно эти уроки позволяют использовать технику “storytelling”.
Каждый такой урок состоит из следующих этапов:
- Учитель вместе с учащимися на русском языке вспоминает содержание предыдущего эпизода истории.
- Детям даётся время для самостоятельного изучения картинок.
- Учитель на русском языке кратко описывает, что будет происходить в эпизоде.
- Включается запись.
- По окончании прослушивания учитель медленно и чётко, делая паузу после каждой реплики, читает историю учащимся, проверяя, насколько хорошо дети понимают слова.
- Дети слушают запись снова, но на этот раз они должны следить по тексту, указывая на ту реплику, которая звучит в данный момент.
- Учитель ещё раз медленно читает историю детям, а они хором повторяют каждую реплику.
- Затем дети по очереди читают реплики вслух.
- Запись звучит ещё раз, чтобы учащиеся просто ради удовольствия послушали уже знакомую им историю.
Таким образом, изучение иностранного языка идет с опорой на наглядность, с очень медленно и постепенно повышающейся трудностью, с многократным возвратом к уже изученному материалу. Это позволяет привлечь к работе на уроке практически всех детей, создать спокойную, положительную атмосферу на уроке и повысить мотивацию детей в классах коррекции к изучению иностранного языка.
Список литературы:
- Владимир Расторгуев, “Методы изучения иностранного языка. Экскурс в методологию. ” http://www. native-english. ru/articles/excursus.
- Аndrew Wright “Storytelling with Children (Second edition)” Oxford University Press, 2009.
- Charlotte Covill, Jeanne Perrett Brilliant Teachers Guide Level 1 Macmillan, 2011.